Феномен манипулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 03:40, реферат

Краткое описание

Одним из интереснейших разделов социологии является раздел изучающий феномен, как манипулирование сознанием. Поверхностное изучение самого понятия манипуляция дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова с точки зрения психологии. Согласно “Словарю иностранных слов” МАНИПУЛЯЦИЯ (фр.manipulation - лат.manipulatio -manipulus горсть)- 1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи. 2) Демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто. 3) махинация, мошенническая проделка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ, БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ 4
1.1. Экономическое манипулирование 4
1.2. Идеологическое манипулирование 7
1.3. Бюрократическое манипулирование 8
1.4. Политическое манипулирование 11
1.5. Психологическое манипулирование 13
2. МАНИПУЛЯТОР 16
2.1. Жертвы манипуляций…………………………………………………………………….16
2.2 Можно ли рассматривать манипуляцию как фено-мен?……………………………………………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..18
СПИСКИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

реферат на ска.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Манипуляция на уровне психических процессов. Манипуляция  на уровне психологических процессов. Перцептивные, мнемические, интеллектуальные процессы. Механизмы реализующие манипулятивное воздействие.

     В том искусственном мире культуры, который окружает человека, выделяется особый мир слов – логосфера. Он включает в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык как система понятий, в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное средство подчинения. В культурный багаж современного человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к мнению, что проблема глубже, и первоначальной функцией слова на заре человечества было его суггесторное воздействие – внушение, подчинение не через рассудок, а через чувства. Внушаемость – глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.

     Внушение  прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта. В этом принципиальное отличие внушения от убеждения. Производится ли внушение словами или другими знаками, везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.

     Несмотря  на существенную роль внушения в практике массовых коммуникаций, бытовала и  иная точка зрения, отрицающая иррациональный, происходящий помимо разума, процесс  внушения. Согласно этой точке зрения, при внушении человек не меняет свои убеждения и оценки, а меняет объект оценки. То есть, с помощью внушения в сознании производится подмена объекта суждения, так что человек мысленно восклицает: "Ах, вот оно что! Вот кто виноват!" и т.п. Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении. На этой теории была основана так называемая «комментированная пресса» – сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или слушателю несколько разумных вариантов объяснения. В рамки этих вариантов загоняется мысль – но все же мысль человека. От ловкости комментатора зависит возможность сделать необходимый манипулятору вариант наиболее правдоподобным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 2002. 

     2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2005 

     3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 2004 

            4. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 2005. - С. 144. 

     5. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с. 

     6. Горчева А.Ю. Основы манипулирования людьми в избирательном процессе // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2002. №1. С. 91-103. 

     7. Гусева А.С., Ниесов И.В. Психологические технологии манипулирования массовым бессознательным: современное состояние и перспективы использования // Политический маркетинг. 2007. №1. С. 75-77. 

     8. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2003. №3. С. 66-102. 

     9. Пугачев В.П. Экологическое манипулирование  в управлении государством // Вестник  Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. №1. С. 89-111. 
 

    10. В.П. Шейнов: Психотехнологии влияния. М. 2007. С. 258. 
     
     

Информация о работе Феномен манипулирования