Феминизм и эмансипация женщин в современном обществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Феминизм – (от латин. femina - женщина) – широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. Слово «феминизм» сконструировано социалистом-утопистом Шарлем Фурье в конце ХVIII в., полагавшим, что «социальное положение женщин, является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

Оглавление

1. Возникновение и развитие движения за независимость и равноправие женщин на Западе 3
2. Характеристика идей и течений феминизма 6
3. Перспективы феминизма в России 9
Практические задания 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

социология контрольна работа феменизм.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра корпоративной  экономики, управления и оценки бизнеса

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Социология»

на тему: «Феминизм  и эмансипация женщин в современном обществе»

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Проверил:

 

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2012

          СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Возникновение и развитие движения за независимость и равноправие    

женщин на Западе                       3

  1. Характеристика идей и течений феминизма                            6
  2. Перспективы феминизма в России                              9

Практические  задания                                   13

Список использованной литературы            14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ И РАВНОПРАВИЕ ЖЕНЩИН НА ЗАПАДЕ

 

Феминизм – (от латин. femina - женщина) – широкое  социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение  людей разных полов не равноправно.

Слово «феминизм» сконструировано социалистом-утопистом  Шарлем Фурье в конце ХVIII в., полагавшим, что «социальное положение женщин, является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

Предыстория феминистских идей. Споры о роли женщины в обществе, содержащие определенно феминистскую перспективу, прослеживаются от эпохи «высокого средневековья». Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук.

Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения. В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц – Изотты Ногароллы, Лауры Череты и Кристины Пизанской (1364–1430гг.), автора Книги о Граде Женском. В 1405 году она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа (1486–1535гг.), автор Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским, полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

Рождение феминизма  и феминистского движения. Начало XVIII века – период некоторого отступления  от идей женской равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных классов получила тогда идея культивирования женской «слабости» (появилось выражение «слабый пол»). Но уже к середине столетия критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе «второго сорта». Развив идею «естественного права» по отношению к женщинам, Ж.-Ж.Руссо включил в ее состав миф о «природном предназначении» мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленность общественного разделения труда по половому признаку.

На протяжении всего 18 века женщины европейских  стран принимали активное участие  в жизни общества. Масса женщин работала на себя и обладала экономической  независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться через их посетителей – своих друзей – в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь – на образование, на труд, на уважение в семье и обществе.

К началу XIX в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием социально-философских концепций социалистов-утопистов – Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования и просвещения можно положить конец неравенству полов. В многочисленных, социалистических коммунах, возникших под влиянием их идей, роль женщин была одной из самых обсуждаемых тем. Общим во взглядах социалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, что равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественной системе, что нужно радикальное ее изменение, в частности – уничтожение частной собственности. Строя предположения о возможности создания идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине должна быть предоставлена возможность участвовать в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет иметь обязанности по дому и воспитанию детей. Семью социалисты-утописты считали источником мужской власти над женщинами. Свободу любви и смены партнера, равное право на которую должны были иметь оба пола, рассматривали как необходимую основу свободного общества.

Социализм и  феминизм были объединены менее полувека. Их связывала общая идея о том, что через воспитание личности нового типа можно достичь политических и социально-экономических изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ИДЕЙ И ТЕЧЕНИЙ ФЕМИНИЗМА

 

В развитии феминизма  начался в 60-е годы XX в. В этот период сформировались три основных течения феминизма: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное.

Либеральный феминизм по-прежнему имеет наибольшее число приверженцев. Возрождение его связано с книгой американской феминистки Бетти Фридан «Мистика женственности» (1963), доказывающей, что современные белые американки среднего класса не обладают равными с мужчинами возможностями реализации прописанных в законах прав. Вскоре после выхода книги в США возникла Национальная Организация Женщин, объединившая за короткий срок более 300 000 членов и провозгласившая своей целью борьбу за создание равных возможностей для самореализации обоих полов, в том числе равных стартовых условий для детей разного пола.

Марксистский и социалистический феминизм. Последовательницы классического марксизма в современном феминистском движении сравнительно немногочисленны. Они по-прежнему лишь «добавляют» женщину (как ранее К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Бебель и др.) к существующей критике капитализма, считая подавление женщин мужчинами менее важным, чем классовое угнетение.

В отличие от них, социалистические феминистки (социалфеминистки) - З.Айзенстайн (Капиталистический патриархат и  вариант социалистического феминизма, 1979) и, особенно, М.О"Брайен (Политика репродукции, 1981) полагают, что смогли уйти от этой ограниченности. В отличие от марксисток, не считающих эффективным особое женское движение. Социал-феминистки настаивают на его возможности и выделении женских проблем из проблем классовых и общественных.

Благодаря социал-феминисткам и марксисткам и их борьбе против дискриминации женщин в сфере труда, в США с начала 1970-х отменена пометка «пол» в автобиографиях, необходимых при приеме на работу, введено формализованное тестирование как форма отбора способных работников. Однако, облегчая участь работающих женщин, социал-феминистки в малой степени затрагивают социальную организацию повседневной жизни, быт женщин. Марксистский и социалистический феминизм не может помочь женщинам в нетипичных семьях – семьях разведенных, с одним родителем, иммигрантов (пытающихся закрепиться в стране), гомосексуальных – то есть тех, где нет распределения социально-половых ролей.

Радикальный феминизм. Сформировавшийся в ХХ в., радикальный феминизм представляет сейчас самое яркое направление в феминизме. Радикальные феминистки рассматривают женщин как дискриминируемый и эксплуатируемый биологический «класс». Патриархат в их концепции – автономная социальная и историческая сила. Как и неравенство полов, он уничтожим, полагают К.Миллет (Сексуальные политики, 1970г.), С.Файерстоун (Диалектика пола, 1970г.), А.Дворкин (Порнография. Мужчины обладают жещинами, 1975г.), К.Дельфи и др., если женщины захватят в свои руки все средства воспроизводства человека, все репродуктивные права и, главное, воспитание. Для радикалок характерно обсуждение таких сюжетов, как мужская монополия в культуре и знании, половая дискриминация в повседневной, в особенности – в сексуальной жизни. Государство для радикальных феминисток – инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины – социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний (поэтому радикальные феминистки критикуют законы об абортах, ограничении использования контрацептивов, стрерилизации, указы против однополых, особенно – лесбийских семей как «антиженские»).

Постмодернистский феминизм возник в последней четверти ХХ в., превратив феминизм в методологию, которая критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир («адроцентричная картина мира»), мужскими средствами выражения знания («фаллогоцентризм»). Отрицая прежнюю рациональность, постмодернистский феминизм предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола, его (ее) ценностные ориентации. Методология такого феминизма направлена против позитивистского тезиса об «объективном факте», подчеркивает влияние мировоззрения ученого как представителя определенного пола на задачи исследования и выводы из него.

В центре большинства  работ философов-феминисток этого  направления стоят вопросы подавления женщин через языковые практики. Благодаря философам-постмодернисткам феминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женского чтения». Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является, с точки зрения постмодернистских философов, женское тело и женская сексуальность.

Созданный и  развивающийся в столкновении с  другими социальными концепциями, феминизм как философская теория и методология остается незавершенным. Теории постмодернистского феминизма и феминистского психоанализа далеки от задач современного женского движения, мало востребованы им. Деятельницы женских организаций остаются к его идеям равнодушными (в отличие от идей либерального и социалистического феминизма).

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  ФЕМИНИЗМА В РОССИИ

 

Гендерные исследования, которые являются в современных  гуманитарных и социальных науках одним  из самых быстро развивающихся направлений, зародились в рамках феминистской теории. В отечественной науке феминистская теория и сегодня сохраняет для них роль основной методологии. Кроме того, феминизм - как теория, так и практика - в современной России призван выполнять и другие важнейшие функции.

Во-первых, способствовать расширению процесса демократизации российского общества на основе репрезентации женского восприятия реальности.     

Во-вторых, через  участие женщин в женских неправительственных  организациях содействовать формированию гражданского общества.

В-третьих, с  учетом интересов женщин лоббировать  разработку и контролировать реализацию политики гендерного равенства, которая в обществе с политическим доминированием мужчин легко может превратиться в очередную декларацию.

В-четвертых, способствовать освоению российским социумом толерантности, так как признание права на существование феминистских идей - это, прежде всего, признание иного взгляда, иного мнения, несовпадающих с доминирующей точкой зрения.

В-пятых, дать новые  возможности для вхождения России в глобальное мировое сообщество, в формировании которого феминистские течения играют заметную роль. И, наконец, способствовать свободному развитию личности женщины, так как в самом широком смысле феминизм сегодня понимается как "свобода решать свою собственную судьбу; свобода от детерминированной полом роли; свобода от подавляющих ограничений со стороны общества; свобода полного выражения своих мыслей и превращения их в действие. Он постулирует, что основная ценность женщины вытекает из ее общечеловеческой природы и не зависит от других отношений в ее жизни".                              На обыденном уровне феминизм продолжает восприниматься лишь как борьба женщин за равенство с мужчинами, что ассоциируется с выравниванием всех по мужскому образцу. Отсюда представление о феминизме как о движении по маскулинизации женщин, как угроза институту семьи и т.п. Преимущественно негативное отношение к феминизму существует в России и на уровне научного сообщества. Большинство российских ученых, не имея возможности игнорировать развитие гендерных исследований, стремятся противопоставить феминистскую теорию и концепцию гендерного равенства. Они стараются не замечать, во-первых, что "гендер" как социологическая категория родился именно в рамках феминистской теории; что, во-вторых, за очень редким исключением, феминисты/ки также выступают за гендерное равенство и что, наконец, феминизм как таковой представляет собой многоплановое явление, включающее в себя не только и на сегодняшний день не столько борьбу за равноправие женщин, как, главным образом, идею гендерного равенства, представленную с точки зрения женщин, и концепцию социокультурного развития, являющуюся альтернативой доминирующей сегодня патриархатной модели развития.

Таким образом, в современной России мы имеем, с  одной стороны, потребность в  развитии феминизма как важной составляющей движения общества к гендерному равенству и демократизации; с другой стороны, многочисленные препятствия, тормозящие процесс распространения феминистских идей в российском обществе. Основным вопросом в сложившейся ситуации становится вопрос о перспективах развития феминизма на российской почве. Перспективы, в свою очередь, зависят от наличия в самой российской социетальности основании для развития и углубления феминизма.

Своеобразием  традиционной русской культуры является трактовка женского начала как начала активного. В русской литературе, от былин и сказок до классических произведений, именно женщины инициативны и деятельны, именно они совершают решительные поступки. Василиса Премудрая неоднократно выручает из беды Ивана-царевича, пушкинская Татьяна первая признается Онегину в своем чувстве; тургеневская Елена Стахова уезжает в Болгарию, чтобы вместо умершего мужа сражаться за освобождение его родины. В русской культуре женщины активны и решительны. Следовательно, желание современных российских женщин участвовать наравне с мужчинами во всех сферах общественной жизни не входит в противоречие с русскими культурными традициями и является воплощением в конкретно-исторических условиях представлений об активном женском начале. И это, в свою очередь, соответствует феминистским взглядам на женщину как на субъект социальных процессов.

Информация о работе Феминизм и эмансипация женщин в современном обществ