Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного).
Целью данной работы является анализ факторов, влияющих на исследование социально – экономических процессов.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Социально – экономические процессы………………………………..4
I.I. Понятие социально - экономических процессов…………………………..4
I.II. Участники социально – экономических процессов……………………….5
I.III. Характерные черты социально – экономических процессов…………….7
Глава II. Исследование социально – экономических процессов……………..15
II.I. Суть исследования социально – экономических процессов……………..15
II.II. Движущие силы исследования социально – экономических процессов.19
II.III. Роль исследования социально – экономических процессов в обществе………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Глава
II. Исследование социально
– экономических процессов.
II.I.
Суть исследования социально
– экономических процессов.
При исследовании социально – экономических процессов на основе теоретических концепций, обобщающих особенности методологических средств в естественных и гуманитарных науках, следует обосновать специфику исследовательского подхода к анализу социально-экономических процессов, сконцентрировав основной интерес на вопросе о степени достоверности получаемых в ходе социальных исследований результатов. Не менее значимым является и осознание особенностей стиля научного описания проблемных ситуаций, роли языка в выражении и понимании логики эмпирических обобщений. Особое внимание в исследовании социально – экономических процессов необходимо обращать на выработку логических навыков, характерных для научного постижения действительности, способности формулировать проблемы, осуществлять их отраслевую тематизацию. Одним из возможных результатов в исследовании социально – экономических процессов должно стать осознание специфики научных критериев, поэтому использование понятий верификации и фальсификации может стать удобным средством в решении этой задачи [6, 157]. Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. При исследовании социально-экономических процессов основным видом источников данных являются статистические. В ходе их анализа достаточно часто среди прочих возникает задача преодоления несопоставимости данных, являющейся результатом разнообразных обстоятельств формирования источника, изменения программы сбора данных и т.п. Решение этой задачи имеет, на наш взгляд, двойное значение: теоретическое (обобщение знаний о механизмах появления несопоставимости данных в статистических источниках и разработка методических рекомендаций ее преодоления) и эмпирическое (создание на основе подобных комплексов источников баз данных, которые можно было бы неоднократно использовать для решения широкого класса исследовательских задач). Теоретический уровень исследования социально – экономических процессов - это совокупность научных знаний о методах изучения происходящих в обществе социально-экономических процессов, их взаимодействия между собой и влияния на другие области общественной жизни. Применение данных методов направлено на получение новых знаний об этих процессах.
Теоретический
уровень исследования социально
– экономических процессов заключается
в рассмотрении экономических и социальных
принципов, теорий, концепций, учений,
в которых экономические и социальные
знания процессов обосновываются посредством
соответствующих методов, законов, категорий
и понятий. Прикладной уровень дисциплины
«Исследование социально-экономических
процессов» - это анализ соответствующих
частных методов практического решения
тех или иных проблем, исходя из реальных
практических целей и определенных теоретических
предпосылок. Различия между теоретическим
и прикладным уровнями исследования социально
– экономических процессов весьма условны,
так как исследовать социально-экономические
процессы - это значит: сформулировать
научную гипотезу, подтвержденную прикладными
методами; применить соответствующие
принципы, теории, законы, категории и
присущие им противоречия, тем самым выявить
условия их функционирования и развития
в реально сложившихся практических условиях;
выявить посредством эксперимента и наблюдения
социальные группы, в интересах которых
развиваются те или иные социально-экономические
или политические процессы [6, 159]. Теоретический
уровень связан с совершенствованием
понятийного аппарата, с применением самых
развитых рациональных методов. Исследование
на этом уровне направлено на всестороннее
познание объективных социальных фактов
в их существенных связях и закономерностях.
Развивая и конкретизируя содержание
теории или системы категорий, теоретическое
исследование открывает новые перспективы
объяснения и предвидения фактов, ориентирует
и направляет прикладной уровень исследования.
Прикладной уровень, выявляя новые данные
наблюдения и эксперимента, стимулируют
развитие теоретических исследований,
ставит перед ними новые задачи. В исследовании
социально – экономических процессов
учитываются как исторические этапы методологии,
так и ее современное состояние. Основными
критериями методологии выступают: строгость,
исследовательская эффективность, простота,
эвристичность. Научным исследованиям
на всех уровнях сопутствует такой духовный
феномен как научная идея. В основе исследования
любых явлений и процессов лежат научные
принципы, которые аккумулируют социальные
и научные ценности, наработанные предшествующим
и актуализированные в данном научном
и социальном опытах. Существует единство
теоретического и прикладного методологического
знания. Теоретическая направленность
исследований заключается в том, чтобы
определить: их сущность и реальное содержание,
т.е. то, что они представляют собой в действительности,
объективно; закономерные тенденции, т.е.
устойчивую направленность развития изучаемых
процессов; присущие им противоречия и
тем самым выявить проблемы их функционирования
и развития в объективно сложившихся условиях;
методы и формы познания. Перечисленные
теоретические установки определяют методологические
позиции исследователя, использование
им соответствующих методов изучения
тех или иных социально-экономических
процессов. Прикладная направленность
исследований есть познание общественных
явлений с определенных социальных позиций,
политических и экономических интересов.
В отличие от естественных наук, в общественных
науках всегда присутствует ценностная
сторона, т.е. уяснение ценности тех или
иных общественных явлений для тех, кто
их исследует. Ценности выражают значение
этих явлений для того или иного человека,
класса, социальной группы, нации и служат
своеобразными ориентирами в мышлении,
деятельности и поведении людей. Значимым
для исследователя является то, что отвечает
его социальным интересам, которые и определяют
его ценностные ориентации. Исследование
социально-экономических процессов осуществляется
с таких позиций, как либерализм, консерватизм,
социал-демократизм, марксизм. С этих позиций
и проявляются интересы тех социальных
сил, которые определяют социальные ориентации
действующих от их имени исследователей
и в немалой степени их теоретические
и методологические установки.
II.II.
Движущие силы исследования
социально – экономических
процессов.
Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных институтов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития. В научной и учебно-методической литературе ощущается заметный дефицит работ, посвященных методологии исследования социальных явлений и процессов. Вышедшие работы Р. Пэнто и М. Гравитц, Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича, В. И. Паниотто и В. С. Максименко, Ю. М. Плотинского и других следует рассматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической системы исследования социально – экономических процессов возникает в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междисциплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы. Дефицит научных исследований в этой сфере можно объяснить действием ряда факторов. Во-первых, усилившаяся к концу XX века дифференциация между ведущими социальными дисциплинами: экономикой, социологией, политологией, психологией, правом и историей. Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга, вызванный их развитием, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер применения исследовательских инструментов и т. д.
Во-вторых,
существенным фактором, повлиявшим на
исследование социально – экономических
процессов становится неравномерность
развития социальных знаний. Одним из
свидетельств неравномерности в развитии
социальных наук является степень проникновения
математических методов в методологию
каждой из дисциплин, придающая получаемым
в ходе исследований результатам максимально
возможную в рамках принятых рациональных
стандартов фактическую достоверность.
Это обстоятельство обусловило различия
в подходах отдельных социальных дисциплин,
формирующих собственные стратегии в
обретении обоснованности достигнутых
ими результатов. Если для экономики, социологии
и психологии применение математических
методов сопоставимо с естественными
науками, то для других общественных дисциплин
методологической основой стали методы
сравнения, аналогии, кодификации, типизации
и пр. В-третьих, нельзя недооценивать
и сложившееся мнение о невысокой способности
социальных наук достигать общественно
значимых результатов в использовании
социальных технологий для решения практических
задач.
II.III.
Роль исследования социально
– экономических процессов
в обществе.
Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, духовной, культурной, этнонациональной и других, каждая из которых выполняет специфические функции. Государство является той структурой, которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений. Формирование представлений о роли, функциях и месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. Несмотря на то что государства возникли в глубокой древности, сам термин «государство» и близкий к современному его смысл сформировались лишь в XVI в. в трудах Н. Макиавелли, который впервые использовал его (от лат. status – положение) для обозначения особой – властной – структуры общества. В современном понимании государство – это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий строй, обеспечивается нормальная жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства – обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также оптимальное управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющихся потенциальных ресурсов – с другой. Ясно, что более или менее удовлетворительное решение такой масштабной задачи возможно только на основе достоверного владения информацией о реальном положении дел во всех сколько-нибудь существенных сферах государственного организма, ее глубокого осмысления и тщательного анализа, разработки на этой основе взвешенных, сбалансированных решений. Не секрет, однако, что за подавляющим большинством решений, принимаемых практически на всех уровнях государственной власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и элементарного здравого смысла. Вот лишь некоторые причины подобной ситуации: приход во властные структуры современного российского общества людей с низкой, а чаще – нижайшей управленческой культурой; склонность чиновников к абсолютизации одной точки зрения, нетерпимость к альтернативным подходам; слабое владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся информации и использования современных методов ее получения из новых источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов; неудовлетворительный уровень владения руководящими кадрами современными компьютерными технологиями преобразования и анализа информации, низкая мотивация на самостоятельное овладение их возможностями. В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог – самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан. Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально – экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов. Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей. По оценкам различных экспертов [3, 123], эффективное управление возможно, если исследовательская деятельность в структуре рабочего времени современного руководителя составляет не менее 20–30 %. Если принять во внимание непрерывное усложнение условий функционирования социума, повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь, дефицит времени, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что эта доля в дальнейшем должна возрастать. Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узкопрофильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого современный управленец должен быть широко образован. Ему необходимо знать главное о многом и все о конкретике, связанной со своей предметной областью. Развитию именно этого качества способствует знание методов исследования экономических и политических процессов. Роль исследования социально – экономических процессов в обществе заключается в возможности сформировать достаточно твердое убеждение в необходимости обязательного использования материалов научных исследований в своей практической управленческой деятельности; пробудить и развить творческие способности, перспективное мышление и навыки привлечения полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений; ознакомить с наиболее важными методами получения, преобразования и содержательного анализа эмпирической информации, отражающей состояние и динамику социально – экономических процессов. По каким же основным критериям мы получаем представление об обществе? Среди основных направлений научного исследования социальных процессов можно выделить:
Заключение.
Социально-экономические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Основными элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных институтов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития. Среди основных направлений научного исследования социальных процессов можно выделить: особенности индивидуального поведения (стереотипы, отклонения и формы проявления); механизмы формирования и развития социальных общностей; способы институционального регулирования отношений социальных общностей и систем; выявление центров социальной активности и исследование процессов социальных перемещений (миграций, трудовой мобильности, карьерного роста). Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально – экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов. Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей. Достаточно очевидна взаимообусловленность экономической и социальной сфер общества, что предполагает воздействие государства на экономику и социальную сферу не как отдельными, самодостаточными стратами, а на основе комплексного их видения, когда они рассматриваются совместно, как единое целое.
Информация о работе Факторы влияющие на исследование социально-экономических процессов