Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного).
Целью данной работы является анализ факторов, влияющих на исследование социально – экономических процессов.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Социально – экономические процессы………………………………..4
I.I. Понятие социально - экономических процессов…………………………..4
I.II. Участники социально – экономических процессов……………………….5
I.III. Характерные черты социально – экономических процессов…………….7
Глава II. Исследование социально – экономических процессов……………..15
II.I. Суть исследования социально – экономических процессов……………..15
II.II. Движущие силы исследования социально – экономических процессов.19
II.III. Роль исследования социально – экономических процессов в обществе………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Социально – экономические процессы………………………………..4
I.I. Понятие социально - экономических процессов…………………………..4
I.II. Участники социально – экономических процессов……………………….5
I.III. Характерные черты социально – экономических процессов…………….7
Глава II. Исследование социально – экономических процессов……………..15
II.I. Суть исследования социально – экономических процессов……………..15
II.II. Движущие силы исследования социально – экономических процессов.19
II.III. Роль
исследования социально – экономических
процессов в обществе…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Тема данной работы: «Факторы, влияющие на исследование социально – экономических процессов» довольно актуальна на сегодняшний день, ведь социально – экономические процессы являются определённой совокупностью процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризуя динамику изменения ее параметров на том или ином уровне хозяйствования. «Исследования социально-экономических процессов» является актуальной и находящейся в стадии становления областью научных знаний, и представлений о сущности и особенностях общественных изменений, методах и способах их анализа.
В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного). В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения ее параметров на том или ином уровне хозяйствования.
В развитии методологии исследования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга.
Целью
данной работы является анализ факторов,
влияющих на исследование социально –
экономических процессов. В работе будут
решаться следующие задачи: определить
понятие социально - экономических
процессов, а также понятие участников
социально – экономических процессов;
исследовать характерные черты социально
– экономических процессов; проанализировать
суть исследования социально – экономических
процессов; определить движущие силы исследования
социально – экономических процессов;
проанализировать роль исследования социально
– экономических процессов в обществе.
Глава
I. Социально – экономические
процессы.
I.I.
Понятие социально -
экономических процессов.
Существует несколько основных подходов к определению понятий «экономический процесс» и «политический процесс». Один из них предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение экономическому процессу. Экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Термин «процесс» призван здесь раскрыть динамику. Эволюцию социально - экономических явлений, конкретное изменение их состояния как во времени, так и в пространстве [3, 117].
Для
интерпретации понятия
В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты. Социально-экономические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.
Особенностью
социально-экономических
I.II.
Участники социально
– экономических процессов.
Основными элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников социально - экономического процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения [3, 119]. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу [4, 127].
Важнейшим
элементом в режиме восприятия и
оценки социально-экономических процессов
является научное сообщество - сообщество
ученых, специалистов, практиков, формулирующих
ключевые стандарты оценки, измерения
и регулирования исследуемых процессов.
При помощи таких стандартов, норм инициатор
процесса способен контролировать и моделировать
ход событий, а наблюдатель - определять
критерии оценки развертывания процессов
в пространстве и времени. Наблюдатель,
будучи формальным или неформальным членом
научного сообщества, является источником
когнитивных параметров процесса. Когнитивный
смысл процессу придается в акте его восприятия,
познания, объяснения и понимания. Отображая
процесс, наблюдатель, основываясь на
выработанных научным сообществом подходах,
стремится распознать логику процесса,
актуализируя сам факт его протекания,
и вырабатывает некую мысленную схему
понимания и объяснения полученных в ходе
наблюдения событий. Интерпретируя результаты
и ход социальных процессов, наблюдатель
делает видимыми источники, масштаб и
направленность текущих процессов, используя
надёжные и общепринятые методы анализа
и обработки информации. Наблюдатель является
преимущественно пассивным участником
процесса, составляющим представление
о его характере, придающим ему определенный
смысл и значение. С целью измерения исследуемых
процессов наблюдатель предлагает систему
координат, значимую для всех его участников.
I.III.
Характерные черты социально
– экономических процессов.
Социально – экономические процессы характеризуются масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции. Масштаб социально - экономических процессов предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких социально - экономических процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат [4,129]. Направленность социально – экономических процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход. Интенсивность социально – экономического процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений). Состав социально - экономического процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда. Всякий социально - экономический процесс может быть измерен. Характер измерения социально экономических процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих социально – экономических процессов, являются социальные системы. Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации: по степени управляемости – стихийные и управляемые; по направленности распространения – внешне– и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т. д.; по масштабу влияния на жизнедеятельность социума – макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические; по структуре функционального проявления – производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы. С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить остабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации. Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение [4, 130]. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования, т. е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.
В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов:
Следует
отметить, что по своему содержанию
первый и четвертый этапы практически
совпадают. Благодаря этому управление
приобретает циклический
Информация о работе Факторы влияющие на исследование социально-экономических процессов