Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:31, реферат
Европейская социал-демократия прошла долгий и трудный путь от движения рабочего протеста против жесточайшей капиталистической эксплуатации XIX века до успешно действующих, влиятельных парламентских партий, во многом определяющих ныне социальный и политический облик Европейского континента. В подавляющем большинстве стран ЕС сегодня правят левоцентристские правительства.
Социал-демократия Европы зарождалась более столетия назад прежде всего в среде квалифицированных рабочих ремесленного типа и пролетариата крупных промышленных предприятий. Эти социальные группы были порождены ранними стадиями индустриализации. Солидарность и чувство коллективизма обусловливались как спецификой труда и производственной деятельности, так и противостоянием обществу и государству.
Третья модель, модель "государства всеобщего благосостояния", была сформирована после Второй мировой войны в Швеции. Суть ее в обеспечении всеобщего прожиточного минимума, распространяющегося на всех граждан. Эта система имеет ряд общих черт с традиционной системой социальных гарантий в Советском Союзе, также распространявшейся исключительно на все население. В рамках такой модели в Швеции все слои общества подпадали под действие одних и тех же социальных программ. Состоятельные граждане охватывались теми же социальными программами, что и бедняки. И поскольку все пользуются благами, предо-ставляемыми "государством всеобщего благосостояния", каждый гражданин был готов платить соответствующие его доходам налоги за пользование этими благами. Именно поэтому состоятельные слои Швеции мирятся с очень высокими налогами, не имеющими аналогов нигде в Европе. Вы-плата этих налогов представляется им необходимой для их же собственного блага, а не просто для поддержания каких-то бедняков, которые, по мнению этих слоев, бедны из-за того, что, возможно, не желают трудиться. Не случайно, когда в 1973 году, в период экономического кризиса, буржуазно-либеральное правительство Швеции попыталось урезать социальные программы, оно к своему удивлению натолкнулось на сопротивление большинства слоев населения, включая и богатых. Объяснялось это тем, что предложения относительно сокращения программ всеобщего благосостояния угрожали интересам всех граждан. Средний класс также пользовался благами, предоставляемыми программами социального обеспечения, и в силу этого готов был защищать эти блага и платить относительно высокие налоги ради их сохранения.
Подобная система вовсе не является перераспределительной. В отличие от системы так называемой адресной поддержки наиболее обездоленных, она проста для реализации в общенациональном масштабе, не требует дополнительных бюрократических структур и не практикует "положительной дискриминации" бедных слоев. Кроме того, предоставляя преуспевающим блага наравне с неимущими, "государство всеобщего благосостояния" имеет тенденцию формировать общность интересов между классами и различными по уровню доходов социальными группами. Этот опыт является особенно важным для России поскольку, осуществляя постепенный демонтаж традиционной советской системы социальных гарантий, проводя так называемую жилищно-коммунальную реформу, российские власти избрали чисто либеральную модель социальной политики, ориентируясь на адресную социальную помощь лишь самым неимущим. При этом полностью игнорируются положительные стороны советского опыта, европейская традиция и даже особые климатические условия нашей страны. И это заведомо обрекает подобные реформы на провал.
Вот почему для России особенно
актуален устойчивый исторический опыт
строительства шведской модели социального
государства, позволившей добиться
"исторического компромисса" между
трудом и капиталом. Свой проект аналогичного
компромисса в 70-е годы пытались
реализовать и коммунисты в Италии.
Формальной стороной шведского "исторического
компромисса" явилось "Основное соглашение"
между профсоюзами и -
В программных документах Социал-демократической партии Швеции отмечается, что результатом проведенных социальных реформ стал рост общественного сектора; государство, коммуны стали отвечать за образование, культуру, медицинское обслуживание, призрение престарелых, работу детских учреждений. "Рост кооперативных форм предприятий, - говорится в этих документах, - показал, каким образом может быть организовано производство и распределение. Через потребительскую и производственную кооперацию предприятия, находящиеся во владении на-род-ных движений, государства и коммун, увеличивают коллективное владение под контролем демократического органа. Деятельность частных владельцев капитала значительно ограничена, так как они находятся под надзором налоговой системы и профсоюзов. Таким образом ограничивается их власть".
В то же время социал-демократы Швеции признают, что, несмотря на продвижение к созданию "государства всеобщего благосостояния", в стране сохраняются как неравное распределение доходов, так и концентрация экономической власти в руках немногих на основе капиталистических принципов получения прибыли.
Интернационализация капитала и глобализация экономических процессов ограничивают возможности левых правительств в осуществлении национальных целей социально-демократического характера.
Серьезный натиск волны экономического либерализма 80-х годов поставил перед социал-демократами Европы, и не только Европы, острые вопросы. Возникла проблема так называемого "перенапряжения социаль-ных услуг", начался процесс сокращения вмешательства государства в экономику, приватизации госсектора и свертывания ряда социальных программ, созданных в предыдущий период в основном усилиями социалистов. В разных странах Европы этот процесс имел различную динамику. В Великобритании либеральная политика М. Тэтчер носила наиболее радикальный характер.
Социал-демократические и социалистические партии столкнулись с тем, что в конечном счете им пришлось проводить в основе своей ту же, хотя и несколько скорректированную и "социализированную", монетаристскую политику, политику сдерживания инфляции и сокращения государственных расходов. В связи с этим перед социал-демократами встал вопрос: как сохранить основные черты "шведской модели" в условиях открытой экономики?
Сейчас в Европе говорят о конкуренции двух типов социализма в -социал-демократии. Традиционного социального "в стиле Л. Жоспена", лидера французских социалистов и нынешнего премьера Франции, возглавляющего левое, с участием коммунистов, правительство при правом президенте Ж. Шираке, и либерального "в стиле Т. Блэра", премьер-министра лейбористского правительства Великобритании.
Совсем недавно ведущие деятели европейской социал-демократии Т. Блэр и Г. Шредер, канцлер ФРГ, - выступили с новым программным документом, названным "Социал-демократический манифест". Авторы выдвигают концепцию модернизации социальной политики государства, а не ее демонтажа, как хотели бы некоторые правые. Манифест провозглашает концепцию новой социал-демократии, учитывающей реальные изменения в мировой экономике, процессы глобализации, опору на социально активные слои общества.
Тем не менее этот документ, отражающий реальные процессы политической эволюции социал-демократических правительств в Европе вы-звал неоднозначную реакцию.
Представители левого крыла социал-демократии - лидер французских социалистов Л. Жоспен и видный деятель германской социал-демократии О. Лафонтен - выступили с резкой критикой ряда положений этого манифеста с традиционных социал-демократических позиций.
Однако по-прежнему важнейшим принципом социалистического понимания роли государства остается концепция социально ответственного государства, противостоящая идее государства - "ночного сторожа", концепция диалога между предпринимателями и профсоюзами под эгидой -демократических институтов. В этом смысле социал-демократия сейчас находится "в обороне", защищая основные элементы социального государства. Поэтому социалистическая политика порой окрашивается в не свойственные ей в прошлом консервативные тона.