Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:31, реферат
Европейская социал-демократия прошла долгий и трудный путь от движения рабочего протеста против жесточайшей капиталистической эксплуатации XIX века до успешно действующих, влиятельных парламентских партий, во многом определяющих ныне социальный и политический облик Европейского континента. В подавляющем большинстве стран ЕС сегодня правят левоцентристские правительства.
Социал-демократия Европы зарождалась более столетия назад прежде всего в среде квалифицированных рабочих ремесленного типа и пролетариата крупных промышленных предприятий. Эти социальные группы были порождены ранними стадиями индустриализации. Солидарность и чувство коллективизма обусловливались как спецификой труда и производственной деятельности, так и противостоянием обществу и государству.
Европейская социал-демократия прошла долгий и трудный путь от движения рабочего протеста против жесточайшей капиталистической эксплуатации XIX века до успешно действующих, влиятельных парламентских партий, во многом определяющих ныне социальный и политический облик Европейского континента. В подавляющем большинстве стран ЕС сегодня правят левоцентристские правительства.
Социал-демократия Европы зарождалась более столетия назад прежде всего в среде квалифицированных рабочих ремесленного типа и пролетариата крупных промышленных предприятий. Эти социальные группы были порождены ранними стадиями индустриализации. Солидарность и чувство коллективизма обусловливались как спецификой труда и производственной деятельности, так и противостоянием обществу и государству. Не будем забывать, что всеобщее избирательное право было завоевано в ходе длительной борьбы рабочих за свои политические права. Во многих странах Европы существовал имущественный избирательный ценз. И социал-демократия стояла во главе этой справедливой борьбы за гражданские права трудящихся. Взаимоотношения социал-демократического движения с государст-венными институтами, трактовка роли государства и его реформирования претерпели за длительный исторический период серьезные изменения.
Возникнув как широкое революционное рабочее движение, ставившее своей целью ниспровержение буржуазного строя и преодоление -капиталистической эксплуатации, социал-демократия черпала свои воззрения из учения К. Маркса, доктрины Ф. Лассаля, идей французских -социалистов. Поэтому в период I Интернационала социалисты не рассматривали себя как составную часть политической и государственной системы, а стремились к ее ниспровержению. Соответственно так же трактовалось и государство. Вхождение в состав буржуазных правительств рассматривалось как недопустимое предательство идеалов. Именно этим объясняются жаркие споры вокруг так называемого казуса А. Мильерана, явившегося результатом того, что этот французский социалист стал членом буржуазного правительства.
Большое значение в понимании роли государства и его возможной эволюции сыграл Лассаль, стоявший у истоков создания германской социал-демократии. Он выдвинул концепцию "народного государства", создание которого мыслилось путем демократизации существующего государства на основе постепенного расширения его социальной и экономической ответственности.
Огромное влияние на становление социал-демократической идеологии и политической практики, в том числе в понимании значения институтов государства, оказали идеи Э. Бернштейна, осуществившего ревизию ряда утративших силу выводов из марксистской теории и основавшего реформистское направление в социал-демократии.
Такую же эволюцию пережило и социал-демократическое представление о государстве. Современная социал-демократия исходит из того (и в этом она опирается на собственный опыт пребывания у власти), что возможна и желательна постепенная трансформация государства в сторону его большей социальной роли и социальной ответственности, расширения демократических процедур и создания соответствующих социальных -гарантий для большинства населения. В современном мире произошли серьезные изменения и определенное расширение социальной базы социалистов. Этому способствовали пересмотр ряда прежних установок и превращение социал-демократических и социалистических партий из рабочих в народные партии. В 60-е и 70-е годы в Европе шел ускоренный процесс преобразования социал-демократических партий из преимущественно рабочих по своему составу, опирающихся на традиционные левые профсоюзы, в широкие народные партии, отстаивающие интересы и значительной части среднего класса, людей интеллектуального труда, мелкого и части среднего бизнеса. Этот процесс носил закономерный характер, так как был связан с сокращением доли промышленных рабочих связи с изменениями в производственной и соответственно социальной инфраструктурах развитых капиталистических стран. И это также способствовало изменению и уточнению взглядов на роль государственных институтов и их функции.
Многие критики социал-демократии, как слева, со стороны коммунистов, так и справа, обращают внимание на отказ социал-демократии от революционных методов преобразований, указывая на ее непоследовательность, оппортунизм и отход от своих исторических традиций. Однако эта критика не справедлива. Во-первых, еще со времен Берн-штейна реформистский подход в политике социал-демократов играет -основную роль. Но это вовсе не исключает возможность использования социалистами радикальных революционных методов. Как известно, социалисты и -социал-демократы считают революционную борьбу, в том числе с применением вооруженных средств, оправданной в выступлениях против диктаторских, фашистских, тоталитарных режимов и вовсе не отказываются от них в принципе, как это утверждают недобросовестные оппоненты. Из истории мы хорошо знаем, какую роль сыграли социалисты в союзе с коммунистами в антифашистском Сопротивлении в Испании, Франции, Италии и других странах Европы. То же можно сказать и о борьбе социалистов и других левых демократов против военных диктатур второй половины XX века в странах Латинской Америки.
Как же понимают современная социал-демократия и социалистическая мысль роль и значение государственных институтов?
По этому вопросу существует весьма обширная и серьезная литература. Он нашел отражение в действующих ныне документах Социалистического Интернационала и в работах современных классиков и ведущих теоретиков демократического социализма. Огромный вклад в развитие социал-демократической теории современного государства внес выдающийся политический деятель, долгое время занимавший пост председателя Социнтерна, германский социал-демократ В. Брандт. В работе "О роли государства", датированной 1971 годом, он сформулировал несколько принципиальных тезисов по этому вопросу.
Перечисленные тезисы весьма важны не только для понимания современного социал-демократического взгляда на государство, но и для понимания механизмов функционирования демократических государств Европы и процессов их эволюции. Особенно в связи с распространяемым у нас мифом о полезности сведeния роли государства к минимуму со ссылкой на якобы западный опыт.
Это особенно важно, поскольку критики справа упрекают социалистов в неоправданном расширении бюрократии в результате возрастания социальной роли государства в странах, где у власти долгое время пребывают левоцентристские партии. Но именно социал-демократы исходят из представления о том, что демократическое реформирование государства невозможно без преимущественного развития институтов гражданского общества, независимых профсоюзов, низовых общественных инициатив, самоуправления на всех уровнях.
Именно поэтому Брандт сформулировал важнейший принцип "демократии соучастия", которая никак не может ограничиться формальными институтами парламентской демократии, а должна распространяться на все сферы жизнедеятельности общества, включая экономическую и производственную демократию, участие народа в принятии решений на максимально широком уровне. Эти взгляды были подробно изложены им в статье с символическим названием "Отважиться на расширение демо-кратии". В том же смысле трактуется и соединение сфер государства и гражданского общества.
Крайне актуально звучат в условиях современной России слова Брандта об опасности подчинения государства узкогрупповым интересам. Подобная проблема весьма актуальна и на Западе. Но там существуют серьезные противовесы чрезмерному усилению того, что Брандт называет "сословной атомизацией государственной власти".
Нам представляется важным определение государства как института, данное Брандтом. "Мы должны воспринимать цивилизованное демо-кратическое государство как организованное правовое сообщество народа, призванное позаботиться об обеспечении безопасности, свободы и справедливости". Ибо одной из исторических задач рабочего движения, по словам Брандта, являлось превращение миллионов изгоев общества в полноправных граждан государства. Социал-демократия является наиболее последовательным противником системы, служащей интересам немногих могущественных и привилегированных лиц.
Оценка современными западными социалистами роли государства имеет принципиальное значение для опыта социалистов российских. Дело в том, что со времен догматически трактовавшегося Маркса в России господствовала концепция о постепенном отмирании государства по мере продвижения к коммунизму. Это сыграло негативную роль и в период перестройки и причудливо трансформировалось в сознании либеральной интеллигенции и либеральных реформаторов.
Если либералы традиционно считают, что государство должно воздерживаться от вмешательства в экономику, то социалисты - и здесь мнения Маркса и Лассаля совпадали, - напротив, исходили из того, что государство с минимальными функциями в сфере экономики на самом деле вовсе не является беспристрастным. Оно само становится важнейшей предпосылкой для неконтролируемого развития власти экономически сильных, предоставляет им широкие возможности деятельности. Государство, само себя лишающее общественной и экономической ответственности, неизбежно выступает против трудящихся, поскольку в обществе с неравным распределением собственности и власти люди в их экономических отношениях остаются неравноправными.
По мнению социалистов, государство может при определенных условиях стать инструментом интересов общества в целом. Собственная -самоорганизация трудящихся (политические партии, профсоюзы, движения в защиту гражданских и социальных прав, окружающей среды) позволяет оказывать влияние на институты государственной власти во имя осуществления своих прав.
Важнейшей стратегической целью социал-демократии является движение к государству, понимаемому как "институциональное государство всеобщего благосостояния". Наибольшего успеха на этом пути добились, как это уже признано всеми, социал-демократы Швеции. Они смогли осуществить крупномасштабные социальные реформы и преобразовать функции государства для обеспечения максимально широких социальных гарантий. Эти реформы выдержали проверку временем, и королевство Швеция стало примером устойчивой социал-демократической модели власти. Становление "государства всеобщего благосостояния" сыграло важную роль в образовании классовой коалиции промышленных рабочих с новым средним классом - наемными служащими.
Три модели социальной политики государства
Первой и самой ранней
из подобных систем в социальной науке
считается созданная германским
канцлером Бисмарком (автором исключительного,
то есть чрезвычайного, закона 1878 года
против социалистов) стратегия дифференцированного
в зависимости от рода занятий
социального страхования, которая
пользовалась поддержкой клерикально-консервативных
групп в континентальной
Вторая модель - это система классического социального либерализма, позволяющая правительству обеспечивать гражданам лишь необходимый прожиточный минимум, своего рода страховочную сетку, не допускающую падения этого минимума. Центральным пунктом такой стратегии является всеобщая выплата единообразных пособий для всех, кто находится у черты бедности. Как дополнение разрешалось создание каждой группой собственных систем социального обеспечения и защиты доходов. Этой стратегии отдают предпочтение либеральные и либерально-консервативные партии, особенно в Великобритании.