Европейская цветовая символика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение европейской цветовой символики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты исследуемого вопроса;
- изучить европейскую цветовую символику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ 5
1.2. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА 6
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Европейская цветовая символика.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

В первой главе мы рассмотрели цветовой символизм в истории и культуре человека различных эпох, религий и народов мира. Таким образом, можно сделать вывод, что в культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятие цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета (траур или радость – в зависимости от культуры, религии).

Поскольку в конкретном языке и, шире, в конкретной культуре концентрируется исторический опыт их носителей, ментальные представления носителей различных языков могут не совпадать.

 

ГЛАВА 2. Цветовая символика в эпоху Ренессанса

 

 

Эпоха Возрождения – эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в XIV в. и достиг пика в XVI в., оказав значительное влияние на европейскую культуру. В это время сложилось представление о гармонии природы и о человеке, как венце её творения.

С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету - практическим.4

  С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету — практическим. Впечатляющему колориту католической церкви противопоставляется цветовой аскетизм протестантства. Петушиной яркости дворянских одежд буржуа предпочитает неброские, практичные оттенки. Художники и ученые начинают постигать физическую природу света и цвета, используя при этом, отнюдь, не богословские категории. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый, желтый, зеленый, красный, синий и черный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.

  Возникают попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Так Бернандино Телезио в своем труде «Происхождение цветов» ставит в соответствие цветам две «неуничтожимые субстанции» — тепло и холод. 
Вместе с тем, в эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции цвета. Свет в них трактовался как духовная субстанция, а темнота символизировала косную материю. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию «идеи цвета». Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, черный — материя, коричневый — земля, синий — воздух, белый — духовный свет, блеск и сияние — Бог. Надо отметить, что подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на нее при создании своих произведений.

  Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой символики в Европе. Например, существовал «цветовой код» одежды. По Коронато Оккольти (16 в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчет. 

  В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные — с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым» — черный.

  Цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает все больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

Самые выдающиеся представители этой эпохи:

- итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор и художник  Альберти,

- архитектор, художник, математик  и учёный Леонардо да Винчи.

  Леонардо да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов шесть: Красный, Жёлтый, Зелёный, Синий, Белый, Чёрный. Это он описал в своём трактате «О свете и тени, цвете и красках»: «Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое - их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое - вторым, зелёное - третьим, синее - четвертым, красное - пятым и чёрное - шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое - за землю, зелёное - за воду, синее - за воздух, красное - за огонь, чёрное - за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать».5

Простыми красками Леонардо называл те, которые не могут быть составлены путём смешения других красок. Чёрное и белое он не причислял к цветам («так как одно есть мрак, а другое свет»), но считал, что в живописи они являются главными, потому что живопись состоит из света и тени.

Художники и учёные начинают постигать физическую природу света и цвета. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый, жёлтый, зелёный, красный, синий и чёрный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.

В эпоху Возрождения создавались также и метафизические концепции цвета. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию «идеи цвета». Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, чёрный - материя, коричневый - земля, синий - воздух, белый - духовный свет, блеск и сияние - Бог. Подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на неё при создании своих произведений.

Существовала и бытовая сторона цветовой символики в Европе. Например, существовал «цветовой код» одежды. По Коронато Оккольти (XVI в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчёт.  
 Красота считается таким же благом, как здоровье и сила. Её основные признаки и значение подробно разбираются в трактатах итальянских гуманистов - философов и художников Лоренцо Валлы, Луки Пачоли, Аньоло Фиренцуолы и др. Теорию прекрасных пропорций человеческого тела, его пластику, колорит, форму изучают и воспевают в своем искусстве Леонардо да Винчи, Тициан, Дюрер и многие другие великие художники эпохи.

  В трактате «О красоте женщин» Аньоло Фиренцуолы дано описание идеальной женской красоты:  «... волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения... Плечи должны быть широкими... На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми...».

  В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному - меланхолический, красному - сангвинический, а жёлтому - холерический. Тёмные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зелёные и светло-красные - с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «тёплым» - чёрный.6

  Цвета, используемые в архитектуре, в картинах, в одежде теряют свои символические значения и передают красоту реальной жизни. Доминирует синий цвет, затем следуют розовый, коричневый и светло-зелёный цвета.

  В Европе синий - это спокойный, божественный цвет, символизирующий гармонию, единство и преданность. Его любили в живописи и прикладном искусстве. Он считался мистическим цветом, символизировал тайны и вечную божественную истину. Синюю краску (ультрамарин) делали из полудрагоценного камня ляпис-лазури, ввозимого из восточных стран, поэтому она была очень дорогой.

  Красный цвет ассоциируется с любовью и желанием, с силой и энергичностью, а также с опасностью. Этот цвет используется на стоп-сигналах и знаках, военных и революционных плакатах.

  Оранжевый цвет - это тёплый, воодушевляющий цвет. В Европе этот цвет символизирует сбор урожая и достигнутые успехи.

  В эпоху Возрождения жёлтый цвет стал символом подозрения, неверия. Во Франции жёлтый был цвет рогоносцев. До XVI века в Европе дома предателей мазали жёлтой краской.

  Белый цвет – это цвет торжества, также божественный цвет. Он означал радость, веселье, чистоту. Например, торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г). В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белый означал холод, молчание, истощение сил, смерть, одиночество, даже ненависть и жестокость.

  В эпоху позднего Возрождения приобретает ценность серый цвет. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства.

  Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Ф. Сальвиати («Вирсавия, идущая к Давиду» ) все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко («Поклонение имени Христа» («Сон Филиппа II») оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» - хроматических цветов.

  Таким образом, цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает всё больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.7

Эпоха Ренессанса стала периодом цветового однообразия, которое было нарушено русским барокко и классицизмом, а затем, после цветового спада эклектики — экспериментами по архитектурной полихромии немецких, русских, голландских и французских архитекторов. Факторы, определяющие духовное содержание эпохи, воздействующие на существующие и вызывающие новые ассоциации от тех же самых цветов. Строительные материалы и красители как фактор, обеспечивающий возможность реализации цветовой среды.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Очевидна глубокая и неслучайная связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей. Основные этапы развития цветового символизма: космологический, религиозный и социально-психологический.

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения – менялась их трактовка и отношение к ним – ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего «первоначального» смысла и не превращается в фикцию. Цвет – не «чистая доска», на которую человек может записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Например, красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность – его объективное свойство.

Можно сказать, что цветовая символика – лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.

Эпоха Ренессанса стала периодом цветового однообразия, которое было нарушено русским барокко и классицизмом, а затем, после цветового спада эклектики — экспериментами по архитектурной полихромии немецких, русских, голландских и французских архитекторов. Факторы, определяющие духовное содержание эпохи, воздействующие на существующие и вызывающие новые ассоциации от тех же самых цветов. Строительные материалы и красители как фактор, обеспечивающий возможность реализации цветовой среды.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Базыма Борис Алексеевич, кандидат психологических наук. - Цвет и психика. Монография. Харьков, 2011.
  2. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 2009.
  3. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 2009.
  4. Кандинский В. О духовном в искусстве. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 2011.
  5. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 2014.
  6. Козлова Т.В. Цвет в костюме. – М., 2009. – 40 с.
  7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 2011.
  8. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. – М., 2013. – 207 с. С.172 – 187.
  9. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2012. – 151 с.
  10. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 2012.
  11. Николаев С.М. Камни – мифы, легенды, суеверия. Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 2011.
  12. Обухов Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 2012, № 5.
  13. Обухов Я.Л. Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 2009, № 4.
  14. Обухов Я.Л. Синий цвет, Журнал практического психолога, 2011, № 6.
  15. Самарина Л.В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) //Этнографическое обозрение. М., 2012. N 2.
  16. Сб. науч. Трудов / Ред. сост. З.Е. Журавлева. - М. - Ижевск: Институт копьютерных исследований, 2014.
  17. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. М., 2011.
  18. Тэрнер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала Ндембу). //Семиотика и искусствометрия. М., 2012.
  19. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 2013.
  20. Фойгт В., Зуккер У. И.В. Гете – естествоиспытатель. Пер. с нем. Киев, 2013.

Информация о работе Европейская цветовая символика