Девиантное поведение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:20, реферат

Краткое описание

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие и социально-психологические характеристики современной молодежи…………………………………………………………………………………4
Глава II. Понятие девиантного поведения………………………………………….6
Глава III. Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………7
1) Психоаналитическая теория
2) Марксистская теория
3) Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона
Глава IV. Причины девиантного поведения……………………………………….10
Глава V. Виды и формы девиантного поведения в молодежной среде………..12
Глава VI. Пути решения проблем современной молодежи……………………….17

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 62.01 Кб (Скачать)

Употребление одурманивающих веществ – лишь одна из форм отклоняющегося поведения. Для таких людей характерны пренебрежение учебой, работой, бродяжничество, мелкие (а потом и крупные) кражи, вандализм, хулиганство.

Борьбе с наркоманией  могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые  применяются для искоренения  алкоголизма. Но, учитывая специфику  развития наркомании, в борьбе с  этой формой отклоняющегося поведения  следует использовать и специальные  меры – медицинские, правовые и др.

Сексуальные отклонения. Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации. Патологические девиации (извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием социально – психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральных норм. Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося сексуального поведения. Это: а) нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, зоофилия, фетишизм, некрофилия); б) нарушения по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия); в) нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).

Суицид как  крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности. Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни.

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы. Покушения на самоубийство чаще встречаются в неблагополучных семьях, где часты конфликты между родителями, а также детьми и родителями, которые относятся к ним недоброжелательно и даже враждебно. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими значимыми для них людьми. В одном из исследований были выявлены три общие характерные особенности студентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отношения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее.

Социальная изоляция делает молодых людей более уязвимыми  при утрате объекта любви, что  может послужить причиной самоубийства. Потерявшим родителей в детстве  особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия  может быть следствием предшествовавших стрессов. Она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к  жизни и отсутствием мотивации  к решению насущных жизненных  задач. Могут появиться такие  психосоматические симптомы, как  потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального влечения. Часто  депрессию стараются скрыть повышенной активностью, чрезмерным вниманием  к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением  наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок  среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Бывает, что смерть наступает при передозировке  и является непреднамеренной. Самоубийство может быть непосредственным результатом  душевной болезни. Некоторые молодые  люди страдают галлюцинациями, когда  чей – то голос приказывает  им покончить с собой. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство молодых людей были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения  с проявлением признаков и  симптомов психического расстройства, особенно депрессии, и употребление наркотических веществ. В психологических  экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая  неудача вызывает непроизвольные мысли  о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава VI. Пути решения проблем современной молодежи.

С целью реализации социального  контроля за поведением студентов, отечественными социологами [9] предлагается  ряд  способов предупреждения и коррекции  девиантности в ВУЗе. Интересным в  данной связи является способ, использующий функцию социального контроля.

   Как было показано  выше, определяющая роль в коррекции  девиантного поведения принадлежит  социальному контролю, в структуре  которого выделяют три компонента [17]:

1. Человека, совершающего определенные поступки;

2. Норму, выступающую в качестве критерия девиантности;

3. Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.

Соответственно этому  разделению целесообразно использование  трех способов предотвращения и коррекции  девиантного поведения в студенческой среде.

Первый способ заключается  в создании оптимальных условий  для правовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию  воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного  направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных  видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение  процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости»,  профессионального  самоопределения.  Важным аспектом здесь выступает опережающее  воздействие на исключение причин  возникновения девиантности, посредством  влияния на ценностные ориентации студентов. В связи с этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в  различные социальные акции, благотворительные  мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.

 Второй способ  предотвращения  и коррекции девиантного поведения  в студенческой среде связан  с совершенствованием социальных  норм и санкций в высших  учебных заведениях. Как правило,  социальный контроль здесь осуществляется  с помощью «жестких» институциональных  форм (экзамены, зачеты, ведение учета  посещаемости) и предполагает использование  преимущественно негативных санкций  (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального  контроля, предполагается переориентироваться  с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес  к учебе, способствуют развитию  самоконтроля и тем самым препятствуют  возникновению специфических девиаций.

Третий способ предполагает повышение ответственности всех уровней администрации ВУЗа. Это  обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает  многие нормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции за их невыполнение. В конечном итоге  эта структура следит за  уровнем преподавания в ВУЗе, оценивает поведение студентов и несет ответственность за их воспитательное, образовательное и культурное совершенствование.  

Основные факторы  социального контроля:

 

  • Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
  • Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.
  • Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).
  • Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание »институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
  • Жесткий контроль над потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.
  • Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).
  • Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

 

Социальная работа с молодежью

В Федеральном законе «Об  основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система  социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает  предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг  гражданам, оказавшимся в сложной  жизненной ситуации.

Одним из направлений государственной  молодежной политики является создание социальных служб для молодежи. Существует следующая структура социальных служб:

·  Центры социально-психологической  службы;

Оказание помощи молодым  людям, находящимся в кризисных  состояниях, конфликтных ситуациях, профилактика и предупреждение девиантного  и суицидального поведения.

·  Консультативные центры;

Квалифицированная, экстренная, анонимная, бесплатная психологическая  помощь по телефону.

·  Приюты;

В основном для несовершеннолетней части молодежи, создаются условия  для жизнедеятельности человека, отчужденного по разным причинам от благоприятных  условий развития в семье;

·  Центры ресоциализации;

Предназначены для лиц  вернувшихся из мест лишения свободы, оказывается социальная, правовая, консультативная, профориентированная  и психологическая помощь.

·  Центры информации.

Оказание информационных и методических услуг органам  исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

Библиографический список

  1. Глинский Я. Девиантология. М. 2000, 270 с.
  2. Глинский Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1993. – С. 25..
  3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет
  4. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.
  5. Омельченко Е. Молодёжные культуры и субкультуры. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – С. 7 – 22.
  6. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. – С. 30.
  7. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001. 48 с.

1 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912

2 Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2. 


Информация о работе Девиантное поведение молодежи