Девиантное поведение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:20, реферат

Краткое описание

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие и социально-психологические характеристики современной молодежи…………………………………………………………………………………4
Глава II. Понятие девиантного поведения………………………………………….6
Глава III. Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………7
1) Психоаналитическая теория
2) Марксистская теория
3) Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона
Глава IV. Причины девиантного поведения……………………………………….10
Глава V. Виды и формы девиантного поведения в молодежной среде………..12
Глава VI. Пути решения проблем современной молодежи……………………….17

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 62.01 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава I. Понятие и социально-психологические характеристики современной молодежи…………………………………………………………………………………4

Глава II. Понятие девиантного поведения………………………………………….6

Глава III. Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………7

  1) Психоаналитическая теория

 2) Марксистская теория

 3) Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона

Глава IV. Причины девиантного поведения……………………………………….10

Глава V. Виды и формы девиантного поведения в молодежной среде………..12

Глава VI. Пути решения проблем современной молодежи……………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Основой регулирования поведения  в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время  во всех сферах современного российского  общества, подрывают сложившиеся  основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают  на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей  приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского  общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

В наиболее сложном положении в  переходные периоды  развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения  которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося  социума не может предоставить необходимые  ориентиры поведения. Молодежь представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. Она быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии общества в целом. В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения молодежи, который опирается в основном на  социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и социально-психологические характеристики современной молодежи

Молодежь – социально-демографическая  группа, выделяемая на основе обусловленных  возрастом особенностей социального  положения молодых людей, их места  и функций в социальной структуре  общества, специфических интересов и ценностей.

Понятию «молодежь» приписывается  три значения: во–первых, это один из этапов жизненного цикла человека; во–вторых, это социальный статус определенный возрастом; и в–третьих, это понятие  используется в значении молодежной субкультуры как независимого образования  внутри господствующей культуры.

Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению  молодежи, а именно: рассмотрение социального  контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства  к взрослости, переход от зависимости  — к независимости и от безответственности — к ответственности, в границах от 11 до 28 – 30 лет.

Е. Омельченко в своей работе «Молодежные культуры и субкультуры» для определения понятие молодежи выделяет несколько категорий:

·  Возраст;

Люди определенного «молодого» возраста действительно могут быть отделены от других возрастных групп. В этом понятие можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и т. д. Каждый человек психологически воспринимает свой физический возраст  по-разному. Если биологический возраст  значит для человека нечто определенное, психологически же человек часто  размывает эти физические границы  как в одну, так и в другую сторону. Социальные аспекты сильно влияют на биологический возраст, но полностью его не определяют. Если принять за критерий создание молодым человеком своей семьи или рождение детей то границы молодости раздвинутся и в ту, и в другую стороны.

·  Зависимость;

С одной стороны, молодые  люди достаточно зависимы, с другой — они уже взрослые, так как  достигли определенной независимости. Именно отсюда их общее неудовольствие родителями и их постоянной опекой. В большинстве случаев молодые  люди понимают, что по-прежнему зависимы от взрослых в смысле наличия у  них собственных средств к  существованию, возможности получения  образования и т.д.

·  Семья;

Подросток изменяет форму  той семьи, в которой растет: образ  жизни, потребности всех членов семьи, формы социального поведения. А  уход молодого человека из дома, в российских традициях, для ведения самостоятельной жизни, воспринимается как трагедия.Культурный и этнический опыт, воспитательные традиции родительской семьи и более широкой семьи — «соседства» постоянно проявляются в разнообразных формах молодежных объединений и стилях.

·  Образование;

Второй крупный шаг  к независимости делает подросток, когда уходит в школу, которая  сопровождает процесс перехода ребенка  во взрослость И этот уход в любом  его варианте «дает» ребенку еще  одного взрослого, который будет  его теперь контролировать. С теми или иными нюансами все дети определенного  возраста, если они здоровы, должны пойти в школу, независимо от социальных, статусных, властных и других различий, которые между ними существуют. Каждый уровень новой школьной идентификации  поднимает молодого человека еще  на одну ступеньку к взрослости, наполняет его жизнь новыми проблемами и противоречиями, которые и отталкивают, и притягивают разные варианты культурных выборов.

·  Работа;

Во многих культурах окончание  школы знаменует собой «конец»  молодости, переход во взрослую жизнь. Но не все подростки, оканчивая школу, начинают сразу работать. Во-первых, большая часть стремится к  продолжению образования: высшего  или специального. Во-вторых, существует проблема молодежной безработицы. И  главной мишенью этой проблемы оказываются, прежде всего, выпускники средних школ. Молодые рабочие имеют более  взрослый статус, чем школьники, но, тем не менее, они все равно  еще находятся в переходе к  взрослости. Частично это зависит  от денег, молодым рабочим платят меньше, чем взрослым. Если они продолжают жить с родителями они не могут  быть и чувствовать себя полностью  независимыми. Кроме того, молодые  рабочие оказываются не полностью  взрослыми по отношению к своему рабочему месту: находятся под прямым контролем теперь уже взрослых рабочих, относиться с большим недоверием, что проявляется в более строгой  внешней дисциплине.

·  Ответственность.

Часто, говоря о молодежи, употребляют понятие «безответственность», но это не совсем точно. Молодость  — это время, когда молодой  человек принимает на себя все  новую и новую ответственность. С психологической точки зрения, именно в этот период подросток учится принимать на себя ответственность  за то, что он делает, он учится ощущать  вину за содеянное. Постепенно на него начинает ложиться все большая ответственность: за домашнюю работу, за то, как он проводит свое время в школе и вне  ее, за получение тех или иных отметок, за продвижение в школьной иерархии, за поведение, за выбор друзей, за стиль, который, за успешность обучения и за много другое.

Глава II. Понятие девиантного поведения

Девиантное поведение  – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Иначе говоря, под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано  несколько различных систем, которые  можно объединить в две большие  группы: личностные и социальные. Первая группа в качестве основной причины  видит нарушения в структуре  личностных характеристик, вторая –  саму социальную систему и ее несовершенство.

1) Психоаналитическая  теория

Среди разнообразных теорий девиантного поведения важное место  занимает психоаналитическая, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями. Последователи З.Фрейда включают нервно – психические отклонения и социальную девиацию, уделяют большое внимание природе агрессивности, считая, что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения.

Можно предполагать, что  личность будет больше тяготеть к  тем группам, тенденции поведения  которых соответствуют собственным  представлениям о «плохом» или «хорошем». Процесс вхождения в такую  группу ускоряется, если тот или  иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные  для большинства членов группы. Чем  сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает  группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

2) Марксистская  теория

В марксистских теориях поведения  социальные отклонения объяснялись  спецификой отношений в обществе. В этих теориях отмечается, что  отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий  жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и  отомрет антагонистическое общество, то исчезнут и такие отклонения, они – остаточное явление, так  как «социалистическое общество приняло от старого общества в  наследство и его обыденное сознание» - неудовлетворенность, озлобление и  эгоизм, корысть и подобные им мотивы поведения и способы осуществления. По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга –  наклеивания ярлыков, запятнанной  репутации (Э. Гофман), так как основываются на объединении и «социальном  равенстве» различных слоев общества.

3) Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением

Теория, развитая  Дюркгеймом  в  его  первой  книге, заняла видное  место  в  социологической  классике.  В  этой  работе  он разрабатывает  ключевые понятия своей социологической теории и, в частности,  такие понятия, как «социальная функция» и «аномия».

Исследование  социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он  считал главной познавательной целью  социологии.  Важное  значение  для  развития  социологического  знания  имело  понятие анемии,  которым  Дюркгейм   обозначил   состояние   ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и  кризисных  периодов  и  состоянии  в развитии обществ, когда старые нормы и  ценности  перестают  действовать,  а новые еще не установились.

Исследование  Дюркгейма  «Самоубийство»  в  отличие  от   остальных   его исследований    основано    на    анализе     статистического     материала, характеризующего  динамику  самоубийств  в  различных  европейских  странах.

Автор  решительно  отвергает   попытки   объяснения   исследуемого   явления внесоциальными    факторами:     психологическими,     психопатологическими, климатическими, сезонными и  т.  п.  Только  социология  способна  объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и  в  разные периоды. Прослеживая  связь  самоубийств с  принадлежностью  к  определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость  числа самоубийств  от степени  ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет  три  основных  типа   самоубийства,   обусловленные   различной   силой   влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и  анемическое. Эгоистическое  самоубийство  имеет  место  в  случае   слабости   социальных (групповых) связей индивида, результате чего он  остается  наедине  с  самим  собой и утрачивает смысл  жизни.  Альтруистическое  самоубийство,  наоборот; вызывается полным поглощением  обществом индивида, отдающего ради  него  свою жизнь,  т.  е.  Видящего  ее  смысл  вне  ее  самой.  Наконец,   анемическое самоубийство обусловлено состоянием  анемии  в  обществе,  когда  социальные нормы  не  просто  слабо  влияют  на  индивидов   (как   при   эгоистическом самоубийстве),  а  вообще  практически   отсутствуют,   когда   в   обществе наблюдается   нормативный   вакуум,   т.   е.   анемия.   Понятие    анемии, сформулированное еще в первой книге  Дюркгейма,  получает  в  «Самоубийстве»1 [6] дальнейшее развитие и углубленную разработку.

Взгляды Дюркгейма на аномию или девиантное поведение существенно  развил и модернизировал Р. Мертон. По мнению Мертона, аномия — это результат несогласия и конфликта между «культурой» и «социальными структурами». Аномия выражает такую социальную ситуацию, когда люди не могут достичь своих целей законными средствами, и, в силу этого, они игнорируют указанные средства, пытаясь достичь цели незаконными средствами2[7].

Первая возможная реакция - конформизм

Вторая возможная реакция  называется инновацией, что подразумевает согласие с общественными целями, но отрицание социально признанных правил их достижения

Третья реакция, именуемая ритуализмом, подразумевает отрицание общественных целей, но согласие (иногда абсурдное) на использование социально признанных средств.

Названная ретреатизмом (бегство )четвертая реакция наблюдается тогда, когда человек отбрасывает социально признанные и цели, и средства одновременно. Самым явным подтверждением ретреатизма являются люди, оказавшиеся вне общества, — бродяги, алкоголики, наркоманы, душевнобольные и др.

Информация о работе Девиантное поведение молодежи