Детская ревность: ревность старших детей к младшим

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа поможет понять сущность субъекта ревности, выявить причины появления этого чувства, а так же, рассмотрев понятие детской ревности, выявить способы проявления ревности и методы борьбы с ней.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ревность как социальная эмоция………………………………..4
1.1. Основные понятия………..………………………………………..4
1.2. Сущность ревности. Ее причины и функции……….……………5
Глава 2. Детская ревность: ревность старших детей к младшим….……8
2.1. Основные понятия…………….……………………………………8
2.2. Основные факторы, способствующие появлению чувства ревности у детей……………………………………………………10
2.3. Приемы, помогающие адаптироваться к новой жизни………….10
Глава 3. Детская ревность: ревность старших детей к младшим - примеры и проявления……………………………..…………………….14
Заключение………………………………………………………………..17
Литература………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Детская ревность (курсовик).docx

— 42.59 Кб (Скачать)

2.2. Основные факторы, способствующие появлению чувства ревности у детей: 
 
1. Если между детьми маленькая разница в возрасте (1-3 года, например, когда старший ребенок называется таковым только номинально, ведь, по сути, он сам остается еще малышом, требующим родительской любви и внимания). 
2. Если дети однополые или старшим ребенком оказывается мальчик (девочек легче вовлечь в уход за малышом благодаря их врожденному материнскому инстинкту). 
3. Безразличие родителей к тому, что происходит в отношениях между детьми.

Самые распространенные и заметные проявления детской ревности – агрессия к младшему и (или) родителям; капризы;…болезни. Все это происходит потому, что родители внушают детям – не любить младшего нельзя и они вынуждены скрывать свои чувства от нас. Кроме того, очень часто дети просто не могут выразить словами то, что чувствуют. Они остаются один на один со своими переживаниями, родители заняты младшим, и чтобы как-то привлечь внимание родителей они и начинают…

2.3. Приемы, помогающие ребенку адаптироваться к новой жизни:

1. О том, что будет  прибавление в семье надо начинать  говорить как можно раньше, но  очень сильно акцентировать на  этом внимание не надо. Очень  полезно рассказать малышу как растет его брат или сестра в животике у мамы и ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказать о том, как рос он сам. Показывать фотографии мамы, когда она носила его самого. Все рассказы должны быть параллельны - если вы даете ребенку потрогать живот у мамы и послушать как толкается брат или сестра, расскажите ему и о том, как толкался он сам. Очень распространенной ошибкой являются утверждения типа: «Вот родиться у тебя брат или сестра и вы будете с ним играть.» Ребенок все воспринимает буквально. И очень удивляется, что младший ребенок занят чем угодно, но только не играми. Все рассказы о будущем должны быть максимально правдивыми. Надо сказать, что ребенок родиться маленьким и ничего не будет уметь, что он будет плакать, много спать. Что надо будет научить его сидеть, ходить, говорить. И только потом он сможет с тобой играть.

2. Если какие-то вещи  переходят от старшего к младшему «по наследству» это тоже желательно обговорить заранее. Распространенной ошибкой родителей является то, что они, не обговорив со старшим, отдают его вещи младшему. Естественная реакция ребенка: «Это мои вещи!!!», ну и дальше в слезы. Поэтому со всеми вещами нужно договариваться заранее, покупать старшему замену (выбирали, конечно, вместе) или просто объяснять, что тебе это уже не надо, а вот братику (или сестренке) это необходимо. Но пользоваться вещами ТОЛЬКО после разрешения их взять.

3. Проблема с родственниками. Ее тоже надо обговаривать  до рождения. Надо организовать  быт так, чтобы старший все  время (хотя бы первое время)  был занят кем-то из взрослых. Идеальный вариант – папа. Самый  идеальный вариант, чтобы ежедневно  мама могла уделить время старшему  ребенку. Например, погулять с  ним (только с ним) часик  или почитать, поиграть и т.д.  Но, чтобы старший ребенок знал, что каждый день, хотя бы час,  мама в его полном распоряжении. Особая проблема бабушки –  они так воркуют над маленьким,  что даже маме этого малыша становится обидно за старшего.

4. Проблема подарков. Естественно,  что после рождения приходят  родственники, гости, друзья. Поздравляют  с событием и дарят подарки…  младшему ребенку. Понятно, что  старший от этого не в восторге. Еще до рождения второго малыша нужно купить книг, игрушек. Если приходит «забывчивый» гость, который приносит подарок только для младшего, то от его имени нужно дарить подарок и старшему.

5. Самым большим вопросом  становится то, как реагировать на агрессию старшего к младшему. Может быть и период агрессии к родителям, но он, чаще всего, проходит быстро. Силой на эту агрессию отвечать не нужно, просто нужно отводить его руку и говорить, что «мне больно и так нельзя». Кроме того, нужно озвучивать его чувства словами, обсуждать, что он не любит младшего и обижается на родителей. Эти разговоры помогут старшему ребенку осознать свои чувства и как-то учиться их контролировать. А вот с агрессией к младшему бороться можно следующим образом – на безопасную агрессию просто не реагировать (ведь агрессия – это способ привлечь внимание к себе; поэтому, когда начинается что-то нехорошее, это сигнал для родителей – надо уделить внимание старшему, но не акцентировать внимание на его плохом поведении). На опасную агрессию (пальцем в глаза!) реакция однозначная и быстрая «так нельзя» и уводить ребенка подальше.

6. Надо стараться всегда и все объяснять ребенку, особенно если его права в чем-то ущемляются из-за младшего. Родителям нужно подчеркнуть, что они любят его, но ситуация складывается, так, что… Дети поймут родителей и помогут им, только не надо лениться объяснять.

7. Если старший ребенок мальчик – нужно стараться сформировать образ «сильного и доброго старшего брата». Всегда подчеркивать его положительное влияние на младшего. Вместе учить его сидеть, ходить. И всегда говорим, что младший очень любит старшего.

8. И, самое главное. Надо не стесняться как можно чаще говорить старшему, что родители очень его любят. Если дети помладше требуют нашего внимания, то старшие дети могут промолчать, но внутри им точно также нужно наше внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 3.  Детская ревность: ревность старших детей к младшим -   примеры и проявления.

Для анализа данной работы я  выбрала метод наблюдения. Работа проведена с тем, чтобы выявить характер поведения ревнивцев. Все семьи, за которыми я наблюдала, можно разделить на 4 группы:

  1. Семьи, в которых между детьми большая разница в возрасте (от 10 лет) – в таких семьях, как правило, не важно, старшим ребенком является мальчик или девочка.
  2. Семьи, в которых между детьми незначительная разница в возрасте (3-5 лет) и старший ребенок – девочка.
  3. Семьи, в которых между детьми незначительная разница в возрасте (3-5 лет) и старший ребенок – мальчик.
  4. Многодетные семьи, в которых так же не важно старшим ребенком является мальчик или девочка.

В первой группе ревности не наблюдалось, потому что когда рождался второй ребенок первый был достаточно взрослым, чтобы понять почему младшему ребенку достается больше внимания.

Во второй группе ревность проявлялась  не сразу. Поначалу старший ребенок  воспринимал младшего, как свою игрушку. Он  играл с ним, помогал маме (на сколько это можно назвать помощью), проводил очень много времени с ребенком. Но когда младшему ребенку исполнялся год или около того – он стал вставать, играть в манеже. И тут возникла куча неприятностей с игрушками. Мать достала для него прежние игрушки старшего ребенка, и, конечно, старший ребенок узнала их… И тут же: «Это мое, мое, мое…» И началось, - она снова хотела играть своими младенческими игрушками, и тогда пришлось купить мальчику игрушки, которые были бы исключительно его, а то не было никакого покоя.

В третьей группе ревность проявилась сразу, причем проявилась она в агрессии к младшему ребенку и к родителям. Девочки спокойнее относятся  к появлению ребенка и ее легче  вовлечь в уход за ребенком благодаря  врожденному материнскому инстинкту. У мальчика же сразу проявляется чувство собствиннечества не только к вещам, которыми теперь нужно делиться с младшим ребенком, но и к родителям – их вниманию и заботе.

В четвертой группе, так же как  в первой, ревности не наблюдалось. В многодетных семьях старшие дети понимают, что родителям трудно заботится о всех детях и стараются как-то им помочь, т.е. в какой-то степени становятся вторыми родителями для своих младших братьев и сестер, тем самым освобождаясь от чувства ревности.

Проанализировав итоги наблюдений, я выявила следующие  причины и проявление ревности.

Причины:

  • страх потерять самое ценное, что есть в жизни ребенка, – любовь мамы и папы.
  • чувство собственничества у ребенка
  • сравнение родителями старшего и младшего ребенка

Проявление ревности:

  • агрессия, направленная как на младшего ребенка, так и на родителей
  • капризы по любому поводу
  • болезни

 Подводя итого эмпирического исследования, я выявила, что:

  1. Детская ревность – весьма распространенное явление и чаще всего оно встречается в семьях, в которых у детей маленькая разница в возрасте. Она возникает в силу того, что старший ребенок называется таковым только номинально, ведь, по сути, он сам остается еще малышом, требующим родительской любви и внимания, которая, как ему кажется, уделяется меньше. 
  2. В 4 из 12 семьях старшие дети испытывали чувство ревности к младшим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Таким образом, по данным моего эмпирического исследования и прочитанной и проанализированной мною литературы на тему «Детская ревность» можно сказать о том, что ревность старших детей к младшим встречается редко, чаще всего в семьях, в которых разница между детьми составляет 3-5 лет. Но важно помнить, что детскую ревность лучше предупредить, чем с ней бороться. Физические потребности новорожденного, безусловно, требуют удовлетворения, но не менее важно удовлетворять эмоциональные потребности старшего ребенка.  

        Ревность между детьми почти неизбежна. Если она не принимает серьезного оборота, то даже помогает им стать более терпимыми и независимыми во взрослой жизни. Важно, что чем ровнее и спокойнее отношения между родителями в семье, тем меньше ревности испытывают дети. Но следует помнить, что ребенок раннего и дошкольного возраста питает чувство безопасности в любви родителей, которые принимают его таким, какой он есть, и не сравнивают с братом или сестрой. Пожалуй, самое главное – сохранить у ребенка уверенность в родительской любви: если малыш любим, его не станет волновать внимание, оказываемое мамой и папой другим детям.

Чтобы предотвратить детское соперничество, необходимо:

- Не поддаваться соблазну сравнения.  

- Помнить, что дети - разные, они  не хотят, чтобы с ними обращались  одинаково, им нужно, чтобы  с каждым обращались по-разному,  в соответствии с его индивидуальностью.  Выберите время, чтобы узнать  и оценить уникальность каждого  своего ребенка.

- Уважайте и гордитесь тем, что  они такие разные.

- Будьте уверены, что ваши дети  не принижают себя, когда другие  дети проявляют талант в определенной  области.

- Не вешайте на ребенка этикеток (этот плохой, этот хороший). Не  позволяйте этого делать никому: ни братьям, сестрам, ни другому  родителю.

- Придавайте особое значение работе  в команде и ценности быть  командой.

Таким образом, только от родителей, их чувства  такта, терпения и выдержки, зависит, какими будут взаимоотношения детей  в семье.

Анализ гипотезы «Ревность старших детей к  младшим встречается редко»

Исходя из данных практической части, можно утверждать о том, что не во всех семьях старшие дети ревнуют родителей к младшим. Лишь в 4 из 12 семьях я встретилась с проявлением ревности у старших детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Леонидова Б.Л. "Когда их двое". М.: Знание, 1987. Ш Монина Г., Лютова
  2. Е. "Проблемы маленького ребенка". СПб., 2002.
  3. Клайн В. "Как подготовить ребенка к жизни". М.-Л., 1991.
  4. Дольто Ф. "На стороне ребенка". М.:Агаф,СПб.:21 век, 1997.
  5. Спок Б. "Ребенок и уход за ним". Л., 1991.
  6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В.,  Погольша В.М. «Межличностное общение. Учебник для вузов». СПб.: Питер, 2001.

 

 


Информация о работе Детская ревность: ревность старших детей к младшим