Детская ревность: ревность старших детей к младшим

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа поможет понять сущность субъекта ревности, выявить причины появления этого чувства, а так же, рассмотрев понятие детской ревности, выявить способы проявления ревности и методы борьбы с ней.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ревность как социальная эмоция………………………………..4
1.1. Основные понятия………..………………………………………..4
1.2. Сущность ревности. Ее причины и функции……….……………5
Глава 2. Детская ревность: ревность старших детей к младшим….……8
2.1. Основные понятия…………….……………………………………8
2.2. Основные факторы, способствующие появлению чувства ревности у детей……………………………………………………10
2.3. Приемы, помогающие адаптироваться к новой жизни………….10
Глава 3. Детская ревность: ревность старших детей к младшим - примеры и проявления……………………………..…………………….14
Заключение………………………………………………………………..17
Литература………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Детская ревность (курсовик).docx

— 42.59 Кб (Скачать)

 

 «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В.И. Ульянова (Ленина)»

                                                           ОФ

 

 

                                                                                  

                                                                                               Кафедра социологии и политологии

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине “Межличностное общение”

Тема: “Детская ревность: ревность старших детей к младшим”

 

 

 

 

Студент: Касаткина Елена  Юрьевна

группы № 0841

Руководитель: Казаринова Н.В.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

                                                    2010

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Ревность как социальная эмоция………………………………..4

    1. Основные понятия………..………………………………………..4
    2.   Сущность ревности. Ее причины и функции……….……………5

 

Глава 2. Детская ревность: ревность старших детей к младшим….……8

    1. Основные понятия…………….……………………………………8
    2. Основные факторы, способствующие появлению чувства ревности у детей……………………………………………………10
    3. Приемы, помогающие адаптироваться к новой жизни………….10

Глава 3.  Детская ревность: ревность старших детей к младшим -   примеры и проявления……………………………..…………………….14

 

Заключение………………………………………………………………..17

 

Литература………………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        Целью курсовой работы является выявление причин ревности старших детей к младшим, выявление способов проявления ревности и изучение способов преодоления ревности.

       Основные задачи курсовой работы:

а) изучение литературных источников по теме «Детская ревность»

б) проведение включенного наблюдения

в) анализ результатов проведенного опроса

        Многие из нас слышали истории о том, как старшие дети при появлении в доме нового члена семьи начинали просто меняться на глазах и всячески пытались досадить ни в чем не повинной маленькой крохе, только что появившейся на свет. О дальнейших последствиях такого поведения старших детей и говорить не приходится – дело иногда доходит вплоть до жестокости «старшенького» в отношении малыша, что может закончиться даже несчастным случаем.

        Данная курсовая работа поможет понять сущность субъекта ревности, выявить причины появления этого чувства, а так же, рассмотрев понятие детской ревности, выявить способы проявления ревности и методы борьбы с ней.

       Эта тема вызвала мой интерес, потому что она была и остается актуальной. Все чаще родителей интересует, как можно преодолеть или, в крайнем случае, сгладить проявление ревности их старших детей к младшим.

 

 

 

Глава 1. Ревность как социальная эмоция

    1. Основные понятия

Используя литературу на тему «Детская ревность», а так же учебники по предметам «Межличностное общение» и  «Психология» мною были выявлены основные понятия для представления  темы:      

       Социальные эмоции - «это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения».

       Ревность — негативное чувство, возникающее из неуверенности в себе при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой. Хроническая склонность к ревности называется ревнивостью. Она считается, как правило, негативной чертой и даже сопоставляется с болезнью. В случае не вовлечённости в ситуацию ценимого человека имеет место зависть.

Деспотическая ревность – ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе.

       Детская ревность - это борьба за родительское внимание любыми доступными средствами: агрессивными выпадами, направленными на младшего, непослушанием, уходом в болезнь, демонстрацией собственной "несчастности" и пр.

      Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревность возникает, когда эта претензия мнимо или на самом деле ставится этим человеком под вопрос, что вызывает сильный, порой иррациональный страх его потери. Ревность способна подвигнуть человека на резкие, в том числе насильственные, действия.

    1. Сущность ревности. Ее причины и функции.

        Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность – из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

        Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не подавляется общественностью.

       Обратимся  к Ларошфуко: «Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних».

        И все же важнейшая функция ревности – функция защиты Я-концепции. Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

        Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками – из-за расположения начальства, между детьми – за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться впереди обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями. Выделяют несколько форм ревности.

       Деспотическая ревность – ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае – инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

       Другая форма – ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

       Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания – это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, ревность, являясь распространенной социальной эмоцией, придает межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляет угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.

 

 

Глава 2. Детская  ревность: ревность старших детей к младшим

       2.1. Определение детской ревности

 Детская ревность – это неуверенность в родительской любви и поддержке окружающих. Ревность к младшим братья и сестрам – частое явление, особенно сильной она бывает у детей до пяти лет, т.к. они зависимы от родителей, а их интересы во многом ограничены рамками семьи. Большинство детей до четырех лет еще не умеют учитывать интересы других. Но после шести лет ребенок отдаляется от родителей, стремится завоевать расположение сверстников и постепенно начинает считаться с чужим «я».

        Часто с рождением второго ребенка в семье, родители начинают наблюдать неадекватную реакцию первенца. Первый ребенок может чувствовать себя ненужным, брошенным, и эти чувства зачастую проявляются источником агрессивного поведения или замкнутости. Многие родители задают себе вопрос: как и когда начинается ревность? Хорошо это или плохо? Нормально или ненормально?

        Прежде всего, не нужно относиться к такой ревности как к чему-то ненормальному. Ревность в подобной ситуации вполне естественное явление. Это чувство возникает у ребенка оттого, что он любит. Если он не способен к любви, то не проявляет и ревность. Первенцу часто кажется, что младенец вытесняет его, и только нежная любовь матери помогает преодолеть эти страхи. Проявление ревности у ребенка может принимать самые неожиданные формы. Но есть и менее здоровые аспекты ревности, в особенности у детей со скрытным характером.

        Не каждый ребенок может сказать о своих переживаниях. Хотя, безусловно, это дало бы возможность ребенку освободиться от ревности. К сожалению, дети редко говорят об этом. И если мама вовремя не поможет ребенку преодолеть это чувство, то со временем могут возникнуть неожиданные проблемы в более старшем возрасте. Постепенно, по мере того как дети растут, возникает ревность по поводу более сложных вещей. Но поначалу довольно очевидно, что ревность касается нарушенных отношений, ведь каждый ребенок хочет, чтобы мама принадлежала только ему. Сначала идет борьба за обладание, а ревность - как чувство - приходит позже. Ребенку очень важно ощущать себя в безопасности, а это то, что именно родители могут дать своему ребенку. Процесс развития ребенка связан с очень сильными эмоциями, и маленькие дети очень эмоциональны. Взрослые считают себя счастливыми, когда находят способ сохранить в себе что-то от детской интенсивности переживаний, маленькие дети не только ощущают все с чрезвычайной остротой, но их также очень трудно отвлечь от той реальности, которая их беспокоит. У них еще не было времени создать личные способы защиты от слишком мучительных чувств, именно поэтому они так сильно страдают, и именно поэтому так важно помочь ребенку выразить чувства в связи с событиями, выходящими за рамки ординарного. Чувства маленьких детей очень интенсивны, а тревоги или конфликты так мучительны, что в тех случаях, когда им не предоставляется возможность самовыражения, им приходится организовывать защиту внутри себя. Либо ревность не пресекается и выражается открыто, или же она вытесняется, проявляясь в неадекватном поведении. В воспитании детей нет никакого смысла стремиться к совершенству. Многое, что сложилось неправильно, залечится со временем; по крайней мере настолько, что будет незаметным. Но что-то не "срастется". Помните об этом. Давайте своему ребенку возможность для проявления гнева, ревности и агрессии в то время, когда это еще относительно безопасно и может контролироваться, если у него будет такой шанс, то он, вероятно, пройдет через фазу ревности и выйдет из нее. Иначе ревность уйдет внутрь, истинная причина будет утеряна, а для ревности будут выдвигаться ложные поводы. Чтобы избежать такого искажения, нужно обеспечить маленькому ребенку такую опеку, которая позволит ему быть ревнивым, когда это оправдано. Помните, что, развиваясь нормально, соперничество и честолюбие, которые, в свою очередь, могут стать отправными точками для дальнейшего позитивного личностного роста.

Информация о работе Детская ревность: ревность старших детей к младшим