Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:50, реферат
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т. д.
Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро-или микросередовища. Если речь идет о целенаправленные вшиивы, шо осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации. Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. и влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализации выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида.
Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности. Систематического анализа и четкой классификации социально-психологических механизмов социализации в психологической науке нет. Одни ученые до механизмов социализации относят подражание, внушение, убеждение, заражение. Другие - социальную фасилитацию, конформизм, соблюдения норм. Третьи - усвоение стандартов поведения, принятия групповых норм, чувство стыда, самоконтроль, социальный обмен. По мнению Г. Тарда, механизм социализации охватывает имитацию, идентификацию, руководство. По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.) и стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.). Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижен самокритичности, повышенной сугестии индивида, неуверенности в себе и т.д. По признаку «усвидомлювання - неусвидомлювання» выделяют усвидомлювани (убеждение, групповые експектации, воздействие авторитета и неусвидомлювани механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как внушение, подражание, психологическое заражение, идентификация).
Социальное окружение
Относительно изменений в
Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон психологического развития. Он отмечал, что в критические периоды не прекращается конструктивная работа человека, а разрушительная деятельность осуществляется в связи с тем, что она вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности. Переход к высшей возрастной фазы нередко вызывает замедление темпов развития личности, что дало возможность Л. Виготському выдвинуть гипотезу об отсутствии совпадения между тремя составляющими созревание человека в подростковом возрасте - полового, общего и социального.
Кризис, по мнению Т. Титаренко, это
продолжительный внутренний конфликт
по поводу жизни в целом, его смысла,
основных целей и путей их достижения.
И переживания человеком
Говоря о кризисные и
Например, согласно Периодизация психического развития старший подростковый возраст (14-15 лет) и ранний юношеский возраст (16-17 лет) относятся к разным возрастных периодов, тогда как в периодизацию социального развития они считаются единственным маргинальным (переходным) периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. п. не рассматриваются отдельно. В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», т.е. такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями. Итак, характеристики, вмишуються в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологического возрастные, а в плане социальной зрелости считается инфантильним.
Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида: 16-22 года (в это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что она способна к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости); 23-28 лет (этот период характеризуется самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое она занимает или хотела бы занять в жизни, для этого периода свойственна резкая смена жизненного курса); 29-32 года (не переходный период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей, возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь?»; это чрезвычайно трудный период, для которого свойственна эмоциональная неуравновешенность, частая смена настроения); 33-39 лет ( в этот период семейную жизнь теряет свое обаяние и все силы, мовбы ради компенсации, люди отдают работе, которая способствует достижению серьезных результатов в профессиональной сфере; вместе с тем и достигнутое кажется недостаточным); 40-42 годы (это сложный переходный период: достигнутые результаты кажутся недостаточными, возникает ощущение, что жизнь проходит зря; до такого депрессивного душевного состояния прилагаются ухудшения здоровья, признаки утраты молодости); 43-50 лет (новая равновесие; в этом возрасте для большинства людей присуща стабильность, возможно творческое подъем; деятельность, обычно очень продуктивная); после 50 лет (период зрелости, когда человек пришла к соглашению с собой; вместе с тем вновь встает вопрос о смысл жизни и его ценности, о том, что сделано и что осталось сделать, это период, когда человек старается избегать любых конфликтов; производительность труда может быть высокой благодаря опыту в работе). Приведенная Периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь ее жизненный путь (от рождения до смерти), такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет (это критические периоды в жизни ребенка); 8 -- 9 лет (этот период характеризуется творческим подъемом); 12-15 лет (это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружения, пытается переосмыслить окружающий мир); 55-60 лет (это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности).
Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавлению собственного бытия и назначение в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода.
Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к Сорокалетний возраста, а Г. Шихи - к периоду между 35 и 45 годами, то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет. Э. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративнисть, т.е. на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянию стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других. Г. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренно ощущение времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию. По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, который недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенные, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей.
Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитого жизни, его насыщенность, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных когда перед собой. К. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в ее психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин.
В основе теории развития человека Ш. Бюлер лежит интенции (намерение). Интенциональность личности проявляется в течение жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла.
? Первая фаза продолжается до
пятнадцати лет и
? Вторая фаза длится до
? Третья
фаза продолжается до сорока
пяти лет и отвечает зрелости
человека. В этот период ставятся
четкие цели, достигается стабильность
на профессиональном уровне и
в личной жизни, принимаются
решения о создании
? Четвертая
фаза длится до 65 лет. В этот
период человек подводит итог
прошлой деятельности, пересматривает
цели с учетом своего
? Пятая фаза начинается в 65-70 лет, когда большинство людей перестают достигать целей, которые ими были поставлены в юности. На этом этапе человек пытается осмыслить свое существование как целое, проанализировать выполнение запланированных целей, в связи с чем возникает чувство удовлетворения (цели выполнены или разочарования (цели оказались недосягаемыми.
А. Милтс решает вопросы развития и становления личности в обществе путем разрешения проблемы гармонии и дисгармонии личности. Гармонию автор рассматривает как понятие, которое охватывает проблему согласования между природой, обществом и человеком, который предусматривает взаимное соответствие, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений. Понятием «дисгармония» сказывается нехватка согласованности, проявление диспропорций, антагонизм, хаос, потеря равновесия, деградация, несоответствие предметов и явлений или их несоответствие имеющейся норме, образцом, ритма. Часто данное понятие сочетают с характеристиками драматических или трагических проявлений в человеческой жизни. Здесь ученый справедливо ставит вопрос о том, всегда ли трагизм и драматизм - это разрушительная или опустошительная сила, разве они не способствуют появлению великих достижений культуры и не обогащают внутренний мир человека, и имеем ли мы право в любой ситуации утверждать, что там, где есть согласованность, то это хорошо, а где этого нет - плохо? Спор, который длится тысячелетиями, о том, кто настоящий владелец природы, общества и человека - дисгармония или гармония, хаос или порядок вовсе не закончена. Дисгармония вносит обеспокоенность, тревогу, изъедает, мучает и грызет человеческие души, в то же время та же дисгармония порождает прекрасную перинку В связи с ним высказывалась мысль: для того, чтобы создать яркую звезду, нужен хаос. Нельзя не согласиться и с другим утверждением: формирование нового общества предусматривает переход к доминанты гармоничного сочетания природы, общества и человека, которое вовсе не означает, что драматическое и трагическое полностью исчезнут - они воплотятся в великие ценности человеческой культуры и человеческих отношений.