Брак и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Семья есть отношение, через ко¬торое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.

Файлы: 1 файл

Семья и брак.docx

— 58.59 Кб (Скачать)

Семьи группы риска характеризуются  наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как  благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и  снижающего адаптивные способности  этих семей. Они справляются с  задачами воспитания ребенка с большим  напряжением своих сил, поэтому  социальному педагогу необходимо наблюдать  за состоянием семьи, имеющимися в ней  дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем различия между патриархальной и эгалитарной семьями?

Патриархальный  тип  семьи  —  необычайно   устойчивый   тип   семейных отношений, его  отдельные черты сохранялись  в нашей стране до  середины  60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой  маленькое  абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет  главы  семьи  непререкаем:  решение  всех  вопросов  жизни   семьи   (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось  только  в его  руках.  Глава  авторитарной  семьи  разбирает   внутрисемейные   ссоры, является  ответственным   за   поведение   членов   семьи   перед   общиной, представляет  семью  вовне.  Семейные  отношения   строятся   на   принципах иерархизма  и неравенства членов  семьи,  на   принципах   принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов  семьи полностью подчиняются интересам семьи.

    Эгалитарная   семья  —  это   семья,   основанная   на   демократических отношениях, равенстве мужчины  и  женщины,  отношениях  партнерства,  отмене всякой  дискриминации.  За  время   индустриальной   цивилизации   произошли коренные  изменения  в  семье:  на   смену   патриархальной   семье   пришла эгалитарная  семья.  К  началу  30-х  годов,   когда   началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже  в 1960—1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%,  эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%.

В эгалитарной семье, в  отличии от патриархальной, свойственно равномерное и справедливое распределение ролей. В такой семье  признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу.  Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности  ребенка, его   индивидуальности,   воспитании   чувства   собственного   достоинства, самостоятельного   мышления,   проявления   инициативы,    предприимчивости.

Экономической основой эгалитарной  семьи  стала  новая  система  формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве,  стипендия или   заработки   детей   служат   экономической   базой   независимости   и самостоятельности.   Изменились   социальные   функции   семьи.    Если    в патриархальной семье основной функцией была  хозяйственно-экономическая,  то в эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание  творческой индивидуальности.

    Нельзя  утверждать,  что  такой  тип  семьи   в  нашем   обществе   стал преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий.  Вместе  с тем можно  отметить,  что  демократический  тип  семьи  становится  основой, предпосылкой  и  условием   демократических   преобразований   в   обществе, воспитания и развития личности нового  типа,  обладающей  развитым  чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим  мышлением,  способной к проявлению инициативы и творчества.

 

 

 

 

 

 

Какие существуют проблемы и перспективы у современной  семьи?

 

Положение семьи  в современных  условиях можно охарактеризовать как  кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени  снизился жизненный уровень населения. Особенно ухудшилось материальное положение  многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов питания. Проблемы возникают по  разным  причинам.  Многие оказались в результате  реформ  за  той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей,  их отдыха.   Страшит потеря работы, от безработицы  не  застрахован  никто. Большую тревогу вызывают преступность,  падение нравов,   вседозволенность.  Не у  каждого  есть  силы  бороться с подобным злом.  Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены.     

Можно сказать, что основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства,  семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно.

      Этот теоретический  вопрос подкрепляется все усиливающейся  не стабильностью семейного образа  жизни, нарастанием кризисных  явлений, которые лишь отчасти  обусловлены социально-экономическими  трудностями, переживаемыми нашей  страной. Характерно, что экономически  благополучные страны, не пережившие  в последние годы такого резкого  падения уровня жизни своего  населения, испытывают аналогичные  трудности в функционировании  семей.

      Нестабильность  выражается, прежде всего, в возрастании  числа разводов и опасности  развода для каждой семьи. В  нашей стране наряду со свободой  брака существует и право супругов  на развод. По статистике ежегодно  расторгалось примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.

      По мере  роста числа разводов возможность  того, что они будут компенсированы  повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

      В настоящее  время большинство развитых стран  переживает (или уже осуществило)  “второй демографический переход”  от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот переход вызван не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое.

Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущественно  в одном ребенке, а не в нескольких детях, но средства и силы, которые  они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения. Минимально необходимый уровень образования сегодня достаточно высок, а для успешного социального старта желательно образование максимально престижное, высококачественное. Предоставление необходимого запаса впечатлений и предметов для адекватного функционирования в социальной среде требует расходов на путешествия, культуру и отдых, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подростковом кругу. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли “второй демографический переход”, или это временный, возможно, циклический процесс, и стереотипы семенной жизни вновь возродят модель среднедетной или даже многодетной семьи. В "моду входят" "бездетные" браки, иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети — "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения, и о том, что они связывают руки, мешают работе или выездам на балы, портят бюст матери и ее красоту, преждевременно ее старят, заставляют отца надрываться в излишней работе и т. д. Мотивы приводят разные. Но, как они ни разнообразны, факт остается фактом: процент брачной рождаемости падает. Кроме того, за последние 10 лет количество рождающихся детей сократилось почти в 2 раза (с 10 тыс. человек в 1990 году до 5,8 тыс. в 2000 году). По мнению Н.Никитенко, определенную роль в создании этой проблемы сыграли СМИ, которые «не пропагандируют многодетную семью».

Наряду с общим сокращением  рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти  каждый пятый ребенок рождается  вне зарегистрированного брака  своих родителей.

Отчасти это можно объяснить  ослаблением внешнего давления моральных  норм и более либеральным отношением к внебрачным детям. Иногда можно заметить стремление женщин, особенно зрелою возраста, не имеющих возможности удовлетворить свои семейные и материнские потребности другим путем, создать семью путем рождения ребенка, причем нередко в присутствии мужа в такой семье они не нуждаются.

      Но чаще  всего здесь сказывается кризисное  стремление уменьшить семью: мужчины  не считают себя обязанными  связывать свою жизнь с женщиной  и своим ребенком, хотя порой  соглашаются зарегистрировать себя  в качестве отцов и более  или менее длительное время  оказывают им материальную помощь. Здесь мы имеем ситуацию фактического  брака со свойственным ему  наличием ряда семейных связей, но с общей неустойчивостью  отношений. Нередко рожающие вне  брака женщины относятся к  социально ущемленным слоям населения:  рабочие-мигранты, временные переселенцы,  безработные или лица из семьи безработных.

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно  считать появление и утверждение  в качестве устойчивого жизненного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде человек без  семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время  появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. По результатам опроса, 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака. 27% соотечественников считаю брак устаревшим явлением. Только 70% опрошенных считают, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви. И как это ни странно, мужчины верят в возможность такого брака больше, чем женщины.

В России же создание семьи  является необходимостью только для 58% населения. Остальные относятся  к этому более сдержанно, и  заводить семью собираются только в  крайнем случае. В последнее время  особенно актуальны гражданские  браки, они давно перестали быть чем-то ненормальным в нашем обществе. Поэтому и рождение внебрачных детей  стало повседневным явлением. По мнению многих россиян, заводить семью нужно, когда тебе уже за 30. К этому  времени как раз таки захочется  стабильности и покоя, которые и  будут обеспечены юридически оформленным  браком.

      Складывается  специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие  люди могут тратить для собственного  развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные. “Индустрия услуг” обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни — детей.

      Анализ  положения семьи в современном  обществе имеет отнюдь не только  теоретическое значение. От правильного  ответа на вопрос об объективных  тенденциях развития семьи зависят  утверждение и проведение в  жизнь такой дорогостоящей и  объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере  семейной политики приведут к  неудовлетворительным и даже  отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографическое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых результатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости.

Информация о работе Брак и семья