Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:10, контрольная работа
Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Семья есть отношение, через ко¬торое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.
По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.
Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины. На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.
Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).
Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.
Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).
В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья – сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.
Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.
В XIX веке бытовала теория, что
первичной формой брака был групповой
брак - между несколькими мужчинами
и женщинами (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы
этой теории выводили такую форму
из некоторых широко распространенных
в традиционных обществах обычаев
- левират и сорорат, оргиастические
праздники. Непосредственно подобная
форма брака нигде не наблюдалась.
Современная антропология считает
такую реконструкцию
Брак всегда институт социального договора. Универсальные функции брака — упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений и установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер этих прав и обязанностей определяется обычаем или законом и конкретизируется перед вступлением в брак родителями или опекунами, женихом и родственниками невесты (чаще всего в традиционных обществах) — брачный сговор; самими будущими супругами (чаще всего в современных индустриальных обществах) — неформальная договорённость или брачный контракт. Рождение и воспитание потомства, а также легализация его статуса и передача ему по наследству известных прав и имущества представляют собой важнейшие, но не обязательные функции брака. В отдельных обществах допускались в прошлом или начинают допускаться в последнее время однополые браки, представляющие исключительное или редкое явление.
По каким основаниям осуществляется типологизация семьи?
Рассматривая типы семей,
обратимся к самой
Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.
Итак, типологизация семьи осуществляется по :
а) бездетные;
б) малодетные;
в) многодетные.
а) гомогенные семьи;
б) гетерогенные семьи.
В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной среды, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
а) моногамные;
б) полигамные (полигиния, полиандрия).
Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
а) простой (нуклеарный) тип семьи, наиболее распространеный в современных условиях, состоящий из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве. Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.
б) сложный (расширенный) тип семьи — это нуклеарная семья плюс другие родственники (бабушки, дедушки, дяди и тети).
а) патрилинеальные семьи;
б) матрилинеальные семьи.
В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;
а) традиционная (патриархальная) семья.
Ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);
б) эксплуататорская (нетрадиционная) семья.
Ее отличия от традиционной
семьи: женщины работают наравне
с мужчинами (привлечение женщин
к общественному труду
в) эгалитарная (равная) семья.
Такая семья отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).
г) матриархальная семья.
В такой семье наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
а) матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
б) патрилокальная — семья,
проживающая совместно с
в) неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
8. в зависимости от пола супругов:
однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.
разнополая семья
Возникает с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.
Это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная и воспитательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.
Возникает в результате гибели одного из родителей. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.
Так же, существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.