Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать и научиться умело применять знание по контролю и аудиту на практике, квалифицированно использовать в будущий практической работе современные формы и методы контроля для предупреждения и ликвидации нарушений и недостатков, выявление резервов, эффективного использования закрепленных ресурсов; предоставить необходимые теоретические знания и практические навыки по контролю и ревизии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ…………..………3
1.1 Понятие и сущность аудита……………………………………………………………….……3
1.2. Этапы аудиторской проверки ………………………………………………………………….8
ГЛАВА 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ…………………..…10
2.1. Основные источники информации……………………………………………………..….10
2.2. Обработка и анализ информации……………………………………………………………16
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Рассматривая
анализ трудовых показателей предприятия
как элемент ревизионной
• рабочая сила,
• рабочее время,
• качество труда,
• производительность труда,
• заработная плата и т.д.
Внутри каждого
блока целесообразно
• количественной (экстенсивной) и
• качественной (интенсивной).
Так, если говорить
о показателях рабочей силы, то
к экстенсивным относятся такие,
как изменение общей
На западных
фирмах работодатели ведут регистрацию
данных по программам развития трудовых
ресурсов в специальных формах для
проверок ревизоров из федеральных
или муниципальных органов. Кроме
того, многие предприниматели научились
держать под рукой как можно
больше текущей информации о своей
деятельности, чтобы избежать сиюминутного
кризиса в срочном сборе
Источником внутренней информации служат документация и отчеты, в том числе:
• баланс трудовых ресурсов предприятия,
• описания видов работ и спецификаций,
• данные об издержках на найм и увольнение, обучение и переподготовку кадров,
• анкеты и тесты для претендентов на работу,
• уровень профессиональной заболеваемости и производственного травматизма и т.д.
Статистические показатели становятся более доступными, если для их сбора, хранения и обработки используется электронно-вычислительная техника. Компьютерные программы позволяют технически упростить и сделать более содержательным анализ данных.
Общепризнанно,
что влияние отношения к работе
и ее оценки на трудовое поведение
работника очень велико. Оценивая
удовлетворенность занятых
Работа по проведению опросов состоит из нескольких определенных этапов, включающих:
• планирование опроса,
• разработку вопросника,
• непосредственное его использование,
• анализ данных и
• формулировку рекомендаций по совершенствованию организации труда, социально-трудовых отношений на предприятии,
• планирование и разработку мер по реализации рекомендаций.
Как правило,
вопросники включают заявления типа:
"Я обладаю полной свободой, решая,
как выполнить мою работу" или
"Многие наши сотрудники находятся
под большим давлением" и т.п.,
справедливость которых респонденты
должны оценить по определенной шкале,
например, от "полностью согласен"
до "полностью не согласен". К.
разработке вопросников целесообразно
привлечь психологов и социологов:
первые помогут сформулировать вопросы
так, чтобы ответы на них по возможности
раскрывали и подсознательные оценки
работников, вторые - включить взаимодополняющие
и взаимоконтролирующие тезисы, чтобы
косвенным образом
Чтобы извлечь максимум информации из ответов на вопросники, необходимо тщательно проанализировать результаты, причем следует иметь в виду, что данные по общему составу занятых, вероятно, раскроют те области управления трудовыми ресурсами, которые нуждаются в улучшении, однако, проблемы мелких критических групп занятых могут быть потеряны в общей массе, когда оценки всех занятых обобщаются и усредняются. Оценки тех, кто крайне неудовлетворен, будут нейтрализованы оценками тех, кто чрезвычайно удовлетворен. Чтобы получить более четкую и объемную картину, нужен групповой анализ, причем принципом выделения групп могут быть социально-демографические характеристики работников, их стаж, профессии, должности или квалификация. Такая дифференциация усилит адресность вырабатываемых рекомендаций.
Другой способ
узнать мнение служащих - это интервью.
Интервьюеры должны понимать, что
задача интервью заключается в выяснении
того, как сделать фирму, предприятие
более эффективным и
Специалисты
утверждают, что если система интервью
приводит к реальным преобразованиям
в организации труда, все затраты
на организацию таких интервью окупаются
в виде сокращения потерь рабочего
времени и текучести, уменьшения
потерь и брака, улучшения показателей
безопасности, роста производительности
и в конечном счете более высоких.3
2.2.Обработка и анализ информации
Одной из наиболее важных функций аудитора, как уже подчеркивалось, является анализ полученной информации и его оценка. Обосновать оценку организации труда на данном предприятии можно:
• сравнив ее с организацией на аналогичных предприятиях, особенно преуспевающих;
• используя научно разработанные нормы и рекомендации, опубликованные в литературе по организации труда, социально-трудовым отношениям, со ссылками на среднеотраслевые нормы и показатели;
• применяя перекрестные данные и системный тип проверок и т.д.
Существуют
методики, позволяющие дать оценку
эффективности управленческих мероприятий
в стоимостном выражении. При
разработке программ для оценки стоимости
управления трудом, трудовыми ресурсами
важно включить в работу сам персонал
службы управления трудовыми ресурсами.
Методы количественной оценки труда
этой категории работников не очевидны,
далеко не все из них в состоянии
сами оценить свой труд, тем более,
это почти недоступно другим работникам
фирмы. Следовательно, важнейшей задачей
становится разъяснение того, что
на самом деле все функции управления
трудовыми ресурсами
Путем последовательных приближений определяется значительное количество действий, которые могут быть включены в формулы измерения издержек.
В современной экономической литературе широкое распространение получил термин "организационная культура", который в трактовках различных авторов рассматривается как в широком, так и в более узком смысле. В данном контексте организационная культура рассматривается как система действий по формированию трудового коллектива и управлению им, а также созданию организационных, экономических и социальных предпосылок для высокоэффективного труда на предприятии, в совокупности определяющих "дух фирмы": демократизма и корпоративности, стиля и традиций, менталитета и нормативов поведения и т.п.
При общем
растущем интересе к области организационной
культуры, естественно, что она тоже
становится предметом проверки, которая
по существу включает обсуждение с
высшим руководством вопроса о том,
как проявляется
В дополнение к изучению организационной культуры, включающему субъективные оценки и философские дискуссии, существуют объективные данные, которые являются показателями качества трудовой жизни, обстановки на работе, оценки окружающей работника среды. Следует еще раз подчеркнуть, что обстановка на работе может оказать важное влияние на мотивацию труда, качество его исполнения, удовлетворенность работой и моральное состояние работников. Оценить качество окружающей производственной среды в организации можно путем изучения определенных показателей, используемых также для оценки функций служб управления трудом и трудовыми ресурсами и применяемых в организациях всех типов и размеров, например показателей текучести кадров, количества прогулов, пропусков по болезни или травме и т.п. Другим источником информации являются ответы работников на анкеты и опросы по поводу их отношения к работе, о микроклимате в коллективе, взаимоотношениях с руководством, коллегами и подчиненными и т.п.
Анализ показателей в ходе ревизорской проверки может быть выполнен с различной глубиной. Так, если подробный анализ показателей начинается с показателя текучести кадров , для того чтобы этот показатель дал объективную картину обстановки на работе, нужно прежде всего разделить все увольнения по причинам на неизбежные и те, которые администрация могла бы предотвратить путем лучшего отбора работников, их профессиональной подготовки и обучения, руководящего контроля, улучшения условий труда, уровня зарплаты и возможностей роста.
Показатель числа уволенных - не единственный, заслуживающий внимания, важны также качественные характеристики работников, покидающих предприятия, их стаж работы, опыт, квалификация. Это говорит о том, насколько устойчиво кадровое ядро предприятия, каковы резервы улучшения трудовой мотивации работников и повышения конкурентоспособности данной фирмы в привлечении и сохранении высококвалифицированных кадров.
Для определения
истинных причин добровольных увольнений,
которые далеко не всегда сформулированы
в заявлении работника, на многих
фирмах проводится так называемое "выходное"
интервью в течение последней
недели работы. Обычно это входит в
функции службы кадрового управления,
поскольку работники более
Однако достоверность
причин увольнения, называемых работником
в ходе выходного интервью, остается
под вопросом. Многие работники, следуя
правилу расставаться по-хорошему,
полагают, что откровенная критика
организации труда на покидаемом
ими предприятии может