Антропология-наука о человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела».

Оглавление

Введение 3
1. Антропология как наука 12
2. Отрасли антропологии 21
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Антропология. ТЕМА 1. АНТРОПОЛОГИЯ - НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ .docx

— 59.50 Кб (Скачать)

При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.

Для получения надежных результатов  при антропологических исследованиях  требуется соблюдение ряда общих  и специальных условий. Важнейшее  из них — строгое следование установленным  приемам измерений и принятым инструкциям. Достаточно даже незначительного  уклонения от определения той  или иной антропометрической точки  или нарушения в установке измеряемого, чтобы полученные результаты оказались несравнимыми с другими.

Казалось бы, что определение  такого простого по технике измерения  признака, как длина тела, не требует  особой унификации. Однако опыт показал, что измерения одного и того же субъекта дают различные цифры в  зависимости от того, производилось  ли обследование утром или вечером, стоял ли измеряемый в напряженной  позе или непринужденно и от других причин.5

Все эти приемы антропологических  исследований составляют предмет специального курса антропологии — антропометрии. Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с  помощью этих методов определяется наиболее представительная, т. е. чаще всего встречающаяся в исследуемой  группе величина признака, размах вариаций, статистическая реальность различий между  группами, степень их близости между  собой и т. д. В антропометрии  находят применение разнообразные  способы воспроизведения объекта  или элементов его структуры, т. е. его размеров и формы. Таковы методы графического воспроизведения  контуров тела, черепа; специальные  приемы антропологического фотографирования; пластическое воспроизведение формы  с помощью изготовления слепков; получение отпечатков рельефа кожи, приготовление мазков крови и  ряд других методов.

Основываясь на философии диалектического  и исторического материализма, антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. “Как бы то ни было, изучая сравнительную физиологию, —  писал Ф. Энгельс К. Марксу 14 июля 1858 г., — начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличению человека над всем прочим зверьем. На каждом шагу натыкаешься на полнейшее  совпадение строения человека со строением  остальных млекопитающих; в основных чертах это совпадение замечается у всех позвоночных и даже — в более скрытой форме — у насекомых, ракообразных, червей и т. д.”. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает и механистическое отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса биологических закономерностей в человеческое общество.

 

 

  1. Отрасли антропологии

Прикладная антропология. Одна из особенностей антропологии ее постоянно растущее участие в жизни человека, ее соучастие в решении вопросов, которые выдвигает наша действительность... Трудно найти науку, данные которой так преданно и стойко, на протяжении целых столетий служили бы человеку. С результатами исследований антропологов мы сталкиваемся буквально каждый день, на каждом шагу.Решение задач прикладной антропологии такое же древнее, как сам человек, с тех пор, как наш далекий предок стал изготовлять и пользоваться орудиями труда и предметами быта. Какое построить жилище, как создать удобные стулья и парты, как оборудовать рабочее место на заводе, у станка, сшить пальто, смастерить лодку или оборудовать концертный зал — вот далеко не полный список вопросов, которые решает прикладная антропология.

Физиологическая антропология. Четверть века назад, и августе 1964 г., в Москве состоялся VII Всемирный конгресс антропологических и этнографических наук. Этот международный форум собрал тысячи ученых из многих стран мира, среди которых были всемирно известные: А. Валуа, Р. Кенигсвальд, Тур Хейердал, Ф. Тобйис, Г. Дебец, В. Бунак и др. Но, очевидно, самым примечательным в работе конгресса было официальное утверждение нового направления в антропологии, получившего правомерный статус научной дисциплины — физиологической антропологии.

Границы исследований физиологической антропологии настолько широки, так тесно связана  ее проблематика с такими биологическими науками, как физиология, биохимия, медицинская генетика, что нередко  ее просто называют биологией человека.

Она изучает  функциональные особенности тех  структур, которые составляют предмет  изучения морфологии, а с расоведением она связана потому, что физиологические  признаки организма варьируют в  различных сочетаниях среди множества людей, принадлежащих к разным расам и живущих в разнообразных природно-географических зонах. Физиологическая антропология связана с генетикой человека, с исследованном таких признаков, наследственная обусловленность которых хороню известна. Это группы крови, сывороточные белки и ферменты, вкусовая чувствительность, состав ушной серы, цветовая слепота. Это и изучение функциональных связей человеческих популяций с окружающей средой, другими словами, адаптация человека к различным природно-климатическим условиям и многое другое.

Возрастная антропология. Вопросы возрастной антропологии находятся в центре внимания ученых, этот раздел морфологии стал как бы «модным» в последние годы. Увеличилось число исследований, которые посвящены изучению роста и развития детей определенного возраста (от 1 года и до 18 лет), динамике физического развитии современного человека от рождения и до старости в связи с изменениями социальной среды и демографическими показателями. Антропологи работают над проблемой детских конституций, так как конституциональная типология применительно к детям практически не разработана, динамика процессов роста во многом связаны с типом телосложения у ребенка. С этой проблемой связаны вопросы о влиянии повышенной физической нагрузки на развитие и формирование организма в широком возрастном аспекте: взаимосвязь конституциональных типов и пропорции тела, соотношение биологического возраста и конституции.

Спортивная антропология. В наше время возросло значение такого направления общей антропологии, как спортивная антропология. Она изучает закономерности морфологических и функциональных изменении, происходящих в организме человека под влиянием спортивной деятельности. Основной ее метод — метод антропометрии или соматометрии — измерений живого человека.

Проблемы, стоящие перед исследователями, работающими в этой области, актуальны  и многогранны. Для их решения  необходимы опыт, знания не только в  своей области, но и смежных дисциплин, таких, как анатомия и физиология, генетика и психология, биометрия, биофизика.

Бурно развивающаяся  наука о происхождении человека отодвигает все дальше и дальше в  прошлое точку отсчета в эволюции наших предков.

Антропология  интересуется буквально всем: строением  зубов, рельефом кожи, цветом волос  и глаз, ростом, весом и формой головы; кто ближайший из родственников человека, в каких местах нашей планеты шло формирование расовых подразделений, почему у жителей высокогорья выше уровень гемоглобина, чем у живущих в равнинных районах, чем объяснить процесс акселерации у детей и подростков и удивительный биохимический полиморфизм человеческих популяций и т.д.

В наше время, без знаний антропологии не мыслима ни медицина, ни археология, ни социология, ни, тем более, психология.

Как самостоятельная  область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки  понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого  типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение  являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических  знаний совпадают с поворотными  периодами истории человеческого  общества. Переходы от одной социально-экономической  формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой  между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч  индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о  сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его  разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали  жертвой неисчислимых бедствий и  социальной несправедливости

Для современной  антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую  тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок  времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно  ближе к окончательному решению.

При нынешней специализации и объёме знаний охватить одному человеку все  эти отрасли практически невозможно. Если даже сузить круг до культурной или  социальной антропологии, то и тут  не всё ясно. Нелегко установить различны ли социальная и культурная антропология или тождественны (то есть просто в США предпочитают называть эту отрасль культурной, а в  Англии – социальной, а по сути речь идёт о социокультурной антропологии).

Если эти дисциплины тождественны, составляя социокультурную антропологию, то традиционно примерно тем же, что сводится к этой дисциплине на западе, в России занимаются этнография и этнология, вдобавок понимаемые то как одно и то же, то как разные дисциплины (описательная и объяснительная). Да и на западе термин «этнология» употребителен, и обозначаемая им наука мало отличается от социокультурной антропологии.6

Примерно об одном и том же пишут те, кто называют свою дисциплину этнологией или этнографией, и те, кто считает себя специалистом по культурной антропологии. Если же социальная и культурная антропология различны, то очень трудно отделить первую от культурологии, а вторую – от социологии.

По одной точке зрения, отличие  этих отраслей антропологии от таких  отраслей наук, как культурология  и социология, состоит в том, что  антропологические дисциплины по традиции сосредоточены на изучении колониальных и отсталых народов, а те науки – современных цивилизованных обществ. По другой точке зрения, которой придерживаюсь я, модель для понимания представляет физическая антропология, в предмете которой нет никаких неясностей. Как и анатомия с физиологией, она изучает человеческое тело, но отличается от анатомии и физиологии тем, что те изучают норму в противоположность патологии, а антропология изучает вариативность человечества, множественность форм.

Подобно этому можно понять и  отличие социокультурной антропологии от культурологии, социологии, да и  этнологии. Они изучают норму, а  социокультурная антропология изучает  вариативность культуры, общества и  этноса. В этом смысле она очень  близка (если не тождественна) сравнительной  культурологии, социологии и этнологии. Такое понимание раздвигает кругозор и расширяет классификационные  схемы антрополога на современные  формы. В известном смысле эта  наука релятивистская по своей природе. Но и традиционная точка зрения имеет  вес, да и смысл: ведь она входит как  часть в сравнительную науку, придавая ей эволюционную глубину. Из этого понимания надо исходить при  построении антропологического образования. Коль скоро антропология сравнительная  наука, ясно, что базу для неё должно составить множество языков и  культур. Антрополог – это, прежде всего, полиглот и интернационалист. Владение языками даёт ему не только возможность  свободно освоить обширную литературу, но и позволяет лучше понять разнообразие ментальностей. Коль скоро антропология охватывает биологические аспекты изучения человечества, она должна владеть англоязычным понятием science, - то есть строгими методами, математическими в своей основе. Одно из последних открытий в антропологии – карты распределения генетических структур в популяциях мира, позволяющие реконструировать древние миграции. Эти карты составлены на основе математической обработки множества анализов ДНК. Да и социология, если ее рассматривать как сравнительную социологию, принадлежит к тому же циклу наук. Дополнительную строгость вносят технические средства современной науки – компьютеры с их сугубо логическим языком. И компьютерное дело, и основы логики и математики образуют устои антропологического образования. Однако в антропологии есть и гуманитарный аспект. Он связан, во-первых, с тем, что антропология изучает не только социум, но и культуру, не только её общие законы, но и конкретные проявления, а они уникальны. Уникальные явления трудно сравнить иначе, чем оценочно, с точки зрения личных и коллективных духовных ценностей, намерений, целей. Но гуманитарный подход не означает расплывчатости и произвольности решений. В проблемах антропологии, её исходный релятивизм невозможно решать математическими методами, но и упование только на интуицию не годится. Чтобы гуманитарный аспект антропологии был научным, он требует серьёзных размышлений над критериями и определение исходных принципов. Требует ответственного выбора. Поэтому в антропологическом образовании видное место должны занять предметы, вырабатывающие широту кругозора, самостоятельность суждений и интеллигентное отношение к ценностям. Это литература, искусство, их критика и история человеческой мысли. Это участие в общественных движениях страны и мира, в социальной и культурной практике. Наконец, в антропологии есть ещё один аспект. Будучи наукой сравнительной и релятивистской, она, естественно, связана с изучением развития, прогресса, эволюции, а, стало быть, истории. Историческая антропология – это французская и русская традиция. Интересуясь уникальными явлениями, такая антропология видит в истории ключ к их оценке. Историю она воспринимает в её наиболее развёрнутом и протяженном виде – с самых её истоков. Это аспект, который обслуживается археологией и этнографией – аспект, которому археология придаёт фундированность, а этнография – жизненность.

С каждым годом антропология обогащается  новыми методическими приемами, заимствованными  из других биологических дисциплин  — физиологии, биохимии, генетики, столь  необходимых для изучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.

В сферу  антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определенно  закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием  его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических  условий и т. п. Задача антропологов — изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую  характеристику тем группам, которые  живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные  этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим  условиям.

 

Заключение 

Антропология является комплексной научной дисциплиной, изучающая человека во всех проявлениях его природы и в аспектах его существования в природе, обществе и культуре. Вся система антропологических знаний подразделяется на две крупные области - секулярную и христианскую.

Секулярная антропология. В ее состав входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п. Центральная идея этого направления формулируется следующим образом: человек соотносится с остальным органическим миром на началах частичного сходства (физиологического) и качественного отличия (психического и духовного).

Важное место в системе  антропологических знаний занимает философская антропология, ищущая ответы на вопросы, связанные с постижением  человека как целостности и проникновением в сущностные глубины его природы. Отдельные философско-антропологические  идеи зародились в античности и связаны  с именами греческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура  и др. Значительный вклад в развитие секулярной философской антропологии внесли светские мыслители Возрождения, нового и новейшего времени.

Социальная антропология, в отличие от философской, имеет  более локальный предмет и  исследует динамику взаимодействий человека с окружающей его социальной реальностью. Ее интересует все, что связано с ролью человека в образовании и функционировании социальной реальности, в том числе те конструктивные и деструктивные формы человеческой активности, которые позволяют людям созидать и разрушать социальную реальность.

Информация о работе Антропология-наука о человек