Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:31, контрольная работа
Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела».
Введение 3
1. Антропология как наука 12
2. Отрасли антропологии 21
Список использованной литературы 30
При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.
Для получения надежных результатов
при антропологических
Казалось бы, что определение такого простого по технике измерения признака, как длина тела, не требует особой унификации. Однако опыт показал, что измерения одного и того же субъекта дают различные цифры в зависимости от того, производилось ли обследование утром или вечером, стоял ли измеряемый в напряженной позе или непринужденно и от других причин.5
Все эти приемы антропологических
исследований составляют предмет специального
курса антропологии — антропометрии.
Большое применение в антропологии
получили методы вариационно-статистической
обработки материалов измерений; с
помощью этих методов определяется
наиболее представительная, т. е. чаще
всего встречающаяся в
Основываясь на философии диалектического
и исторического материализма, антропология
отвергает идеалистическое
Прикладная антропология. Одна из особенностей антропологии ее постоянно растущее участие в жизни человека, ее соучастие в решении вопросов, которые выдвигает наша действительность... Трудно найти науку, данные которой так преданно и стойко, на протяжении целых столетий служили бы человеку. С результатами исследований антропологов мы сталкиваемся буквально каждый день, на каждом шагу.Решение задач прикладной антропологии такое же древнее, как сам человек, с тех пор, как наш далекий предок стал изготовлять и пользоваться орудиями труда и предметами быта. Какое построить жилище, как создать удобные стулья и парты, как оборудовать рабочее место на заводе, у станка, сшить пальто, смастерить лодку или оборудовать концертный зал — вот далеко не полный список вопросов, которые решает прикладная антропология.
Физиологическая антропология. Четверть века назад, и августе 1964 г., в Москве состоялся VII Всемирный конгресс антропологических и этнографических наук. Этот международный форум собрал тысячи ученых из многих стран мира, среди которых были всемирно известные: А. Валуа, Р. Кенигсвальд, Тур Хейердал, Ф. Тобйис, Г. Дебец, В. Бунак и др. Но, очевидно, самым примечательным в работе конгресса было официальное утверждение нового направления в антропологии, получившего правомерный статус научной дисциплины — физиологической антропологии.
Границы исследований физиологической антропологии настолько широки, так тесно связана ее проблематика с такими биологическими науками, как физиология, биохимия, медицинская генетика, что нередко ее просто называют биологией человека.
Она изучает функциональные особенности тех структур, которые составляют предмет изучения морфологии, а с расоведением она связана потому, что физиологические признаки организма варьируют в различных сочетаниях среди множества людей, принадлежащих к разным расам и живущих в разнообразных природно-географических зонах. Физиологическая антропология связана с генетикой человека, с исследованном таких признаков, наследственная обусловленность которых хороню известна. Это группы крови, сывороточные белки и ферменты, вкусовая чувствительность, состав ушной серы, цветовая слепота. Это и изучение функциональных связей человеческих популяций с окружающей средой, другими словами, адаптация человека к различным природно-климатическим условиям и многое другое.
Возрастная антропология. Вопросы возрастной антропологии находятся в центре внимания ученых, этот раздел морфологии стал как бы «модным» в последние годы. Увеличилось число исследований, которые посвящены изучению роста и развития детей определенного возраста (от 1 года и до 18 лет), динамике физического развитии современного человека от рождения и до старости в связи с изменениями социальной среды и демографическими показателями. Антропологи работают над проблемой детских конституций, так как конституциональная типология применительно к детям практически не разработана, динамика процессов роста во многом связаны с типом телосложения у ребенка. С этой проблемой связаны вопросы о влиянии повышенной физической нагрузки на развитие и формирование организма в широком возрастном аспекте: взаимосвязь конституциональных типов и пропорции тела, соотношение биологического возраста и конституции.
Спортивная антропология. В наше время возросло значение такого направления общей антропологии, как спортивная антропология. Она изучает закономерности морфологических и функциональных изменении, происходящих в организме человека под влиянием спортивной деятельности. Основной ее метод — метод антропометрии или соматометрии — измерений живого человека.
Проблемы, стоящие перед исследователями, работающими в этой области, актуальны и многогранны. Для их решения необходимы опыт, знания не только в своей области, но и смежных дисциплин, таких, как анатомия и физиология, генетика и психология, биометрия, биофизика.
Бурно развивающаяся
наука о происхождении человека
отодвигает все дальше и дальше в
прошлое точку отсчета в
Антропология интересуется буквально всем: строением зубов, рельефом кожи, цветом волос и глаз, ростом, весом и формой головы; кто ближайший из родственников человека, в каких местах нашей планеты шло формирование расовых подразделений, почему у жителей высокогорья выше уровень гемоглобина, чем у живущих в равнинных районах, чем объяснить процесс акселерации у детей и подростков и удивительный биохимический полиморфизм человеческих популяций и т.д.
В наше время, без знаний антропологии не мыслима ни медицина, ни археология, ни социология, ни, тем более, психология.
Как самостоятельная
область науки антропология возникла
поздно — в конце XVIII — в начале
XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки
понять место человека в природе,
его сходство с другими организмами,
его своеобразие, вариации человеческого
типа по разным странам, возрастные изменения,
объяснить его происхождение
являются, по-видимому, столь же древними,
как само научное знание вообще.
Основные этапы формирования антропологических
знаний совпадают с поворотными
периодами истории
Для современной
антропологии характерно исключительное
разнообразие тематики, и в этом
отношении она разделяет общую
тенденцию современного естествознания.
За сравнительно небольшой отрезок
времени антропология достигла значительных
успехов, многие вопросы, которые казались
еще в недалеком прошлом
При нынешней специализации и объёме
знаний охватить одному человеку все
эти отрасли практически
Если эти дисциплины тождественны,
составляя социокультурную
Примерно об одном и том же пишут те, кто называют свою дисциплину этнологией или этнографией, и те, кто считает себя специалистом по культурной антропологии. Если же социальная и культурная антропология различны, то очень трудно отделить первую от культурологии, а вторую – от социологии.
По одной точке зрения, отличие этих отраслей антропологии от таких отраслей наук, как культурология и социология, состоит в том, что антропологические дисциплины по традиции сосредоточены на изучении колониальных и отсталых народов, а те науки – современных цивилизованных обществ. По другой точке зрения, которой придерживаюсь я, модель для понимания представляет физическая антропология, в предмете которой нет никаких неясностей. Как и анатомия с физиологией, она изучает человеческое тело, но отличается от анатомии и физиологии тем, что те изучают норму в противоположность патологии, а антропология изучает вариативность человечества, множественность форм.
Подобно этому можно понять и
отличие социокультурной
С каждым годом антропология обогащается новыми методическими приемами, заимствованными из других биологических дисциплин — физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для изучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.
В сферу
антропологических исследований постепенно
включаются такие вопросы, как определенно
закономерностей роста и
Заключение
Антропология является комплексной научной дисциплиной, изучающая человека во всех проявлениях его природы и в аспектах его существования в природе, обществе и культуре. Вся система антропологических знаний подразделяется на две крупные области - секулярную и христианскую.
Секулярная антропология. В ее состав входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п. Центральная идея этого направления формулируется следующим образом: человек соотносится с остальным органическим миром на началах частичного сходства (физиологического) и качественного отличия (психического и духовного).
Важное место в системе
антропологических знаний занимает
философская антропология, ищущая ответы
на вопросы, связанные с постижением
человека как целостности и
Социальная антропология, в отличие от философской, имеет более локальный предмет и исследует динамику взаимодействий человека с окружающей его социальной реальностью. Ее интересует все, что связано с ролью человека в образовании и функционировании социальной реальности, в том числе те конструктивные и деструктивные формы человеческой активности, которые позволяют людям созидать и разрушать социальную реальность.