Анкетный опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Опрос -самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Оглавление

Введение 2
1. Анкетный опрос 4
1.1 Виды вопросов (индикаторов). 4
1.2 Оформление анкеты 12
2. Интервью 16
2.1 Классификация интервью 18
2.2 Виды интервью 19
3. Разновидности опросов и их специфика 21
3.1 Анкетирование 22
3.2 Интервьюирование 24
Заключение 26
Литература 28

Файлы: 1 файл

Анкетный опрос и интервью. Курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Интервью  обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

      Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых  социальных процессов и явлений.

      Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны.

      Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем10:

  • опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент. Поэтому интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации;
  • этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
  • при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.

      Вывод: Интервью – специфический метод исследования, характерный для социального познания. М. Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».

Заключение

 

     Исследование, к которому стремится социолог, предполагает опрос определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых, участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно, самостоятельно, подробно. В этой связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль  говорит об особой «драматургии опроса», включающей, в частности, раскрытие возможностей социолога произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета, по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

     Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных  в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который  будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п.  Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам  в идентичной форме и адаптированный к условиям  массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.

  Интервью  – это один из важнейших моментов журналисткой деятельности. И поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания, навыки, умение. Весьма актуальны для журналиста знания аудитории: ее структура, интересы, потребности, информационный уровень. Установки. Стереотипы. При этом особенно важно иметь четкое представление о «своей» аудитории. Ее обобщенный образ нередко присутствует в сознании журналиста в интервью.

  Метод опроса позволяет в короткие сроки  опрашивать довольно много респондентов и получать различную информацию.

  Но  нужно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, что связано с особенностями осознания разными людьми различных сторон социальной практики. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 
  
  1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов.- М.,2003.

  2. Конкрен Ч. Методы выборочного  исследования. - М., 2006.

  3. Курбатов В. И. Социология. М., 2001.

  4. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании.- М, 2002.

  5. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. – М.,2000.

  1. Паниотто В. И. Качество социологической информации. – М.,2006.

  7. Сагал Г. 25 интервью. - М., 2001.

  8. Табарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. - М., 1998.

  9. Толстова Ю. Н. Модели и методы анализа социологического исследования: Учебное пособие. - М., 1996.

  10. Тощенко Ж. Т. Социология (общие курс). - М, 2002.

  11. Чистов Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами: Теория и практика.- СПб., 1998.

  12. Шумилина Г. Не могли бы вы рассказать.- М., 2001.

  13. Ядов В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы. – М., 2005.

  14. Якубович В. Б. Качественные методы или качество результатов// Социология: методология, методы, математические модели. - 2000. -№ 5-6.

  15. Яковлев И. П. Социология. СПб., 2000.

Информация о работе Анкетный опрос