Анкетный опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Опрос -самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Оглавление

Введение 2
1. Анкетный опрос 4
1.1 Виды вопросов (индикаторов). 4
1.2 Оформление анкеты 12
2. Интервью 16
2.1 Классификация интервью 18
2.2 Виды интервью 19
3. Разновидности опросов и их специфика 21
3.1 Анкетирование 22
3.2 Интервьюирование 24
Заключение 26
Литература 28

Файлы: 1 файл

Анкетный опрос и интервью. Курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     1. человеческая память ненадежна,  она может сохранять одни факты  и терять другие, и принципы  этой избирательности нелегко  определить, поэтому опасно полагаться на сведения опрашиваемого, даже если он вполне искренен;

     2. содержание сведений, полученных  в интервью, во многом зависит  от ситуации беседы, от взаимоотношений  интервьюера и опрашиваемого,  от его индивидуального умения, в связи с чем разные интервьюеры при одной т той же программе исследования могут получить разные результаты;

     3. интервьюер также может явиться  причиной искажения картины в  силу избирательности восприятия, свойств памяти, внимания …… 

     Отсюда  вывод: первым и наиболее важным условием необходимости проведения интервью является то, что нужная инф-ия не может быть получена никаким иным способом, кроме как от индивида.

2.1 Классификация интервью

     Виды  интервью в журналистике можно рассматривать по разным основания. Американцы – журналисты классифицируют так6:

     1. в зависимости от типа последующего  материала (информационное для  информации. Жанров, личностное – для очерка – портрета)

     2. типа организационного интервью (пресс-конференции, случайное, по договоренности)

     3. предмета обсуждения (преступление, политика, происшествия)

     4. типа собеседника (хорошо известные,  звезды, незаметные, очевидцы событий) 

     5. Соц. положения собеседника (из  высших слоев, равные жур-ту, из  низших слоев) 

     6. От способа общения (лицом к  лицу, по телефону)

     Советские же авторы работ выделяют следующие  виды интервью:

     1. протокольное интервью; цель – получение разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.

     2. Информационное интервью; цель –  получение сведений от компетентного  лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

     3. Интервью-портрет: цель – раскрытие  личности собеседника. 

     4. Интервью – дискуссия: цель  – выявление разных точек зрения  и по возможности разных путей решения проблемы.

     5. Интервью – анкета: цель –  выяснение мнения различных людей  по одному и тому же вопросу. 

     Так же интервью выделяются и в зависимости  от того, какие требования к поведению  журналиста предъявляются:

     - по степени стандартизации интервью

     - по характеру получаемой информации

     - по отношению интервьюируемого  к интервью 

2.2 Виды интервью

     Виды  интервью по степени стандартизации7:

     1. Строго стандартизованное. 

     Заранее составляются вопросы, которых журналист  строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече.

     2. Полустандартизованное. 

     Так же заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов.

     3. Не стандартизованное  или свободное. 

     Оно не предусматривает ни заранее составленного  жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Журналист  просто намечает, какие сведения ему  нужны, пытается осуществить план.. Этот вид интервью предоставляет  инициативу журналисту, дает мах. Возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

     4. Смешанный вид  интервью.

     Начавшись интервью первого или второго  вида, оно перерастает в свободное, вследствие непредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста.

     Виды  интервью по характеру получаемой информации:

     1. Информация для получения чисто фактических сведений.

     Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает.

     2. Информация для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме.

     Здесь важна оценка мнений: что она отражает – личную позицию или он выступает как член группы.

     3. Информация для получения представления о личности опрашиваемого.

     Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности.

     Виды  интервью по отношению опрашиваемого  к беседе.

     1. Информация с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом.

     2. Информация с равнодушным собеседником (говорит не очень охотно, но и не против). Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью.

     3. Информация с сопротивляющимся собеседником.

     Для интервью, рассматриваемых с точки  зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей журналиста темы.

3. Разновидности опросов  и их специфика

 

      Во  всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Врачи, юристы, экономисты, психологи, журналисты, педагоги, социальные работники и специалисты других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

      Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании  источником первичной информации является человек (респондент) – непосредственный участник социальных процессов.

      Существует  две разновидности опроса, которые  связаны с письменной или устной формой общения с респондентами  – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предполагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые  и образуют первичную информацию.

      Каждый  вариант опроса представляет собой  одну из наиболее сложных разновидностей общения, обусловленного рядом обстоятельств8:

  • содержанием анкеты или интервью;
  • качеством работы анкетера или интервьюера;
  • состоянием респондента во время ответов на вопросы и т. д.

          Метод опроса позволяет в максимально  короткие сроки опрашивать

довольно  большое число респондентов и  получать различную информацию.

      Однако  следует учитывать возможное  искажение информации, полученной методом  опроса, что связано с особенностями осознания разными людьми различных сторон социальной практики.

3.1 Анкетирование

      Наиболее  распространенный в социологии вид  опроса – анкетирование.

      Анкетирование – это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

      Основным (но не единственным) инструментом этого  метода является анкета.

      Анкета  состоит из преамбульно-инструктивного раздела, а также из опросного  листа и «паспортички».

      Преамбула – это единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов.

      Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается  не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений9.

      В анкете ставятся следующие вопросы:

  • прямые, предлагающие респонденту выразить свою

      собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

  • вопросы – «фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, например, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
  • процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
  • вопросы – «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т. е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
  • контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и

      непротиворечивость мнений респондентов;

  • вопросы – «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
  • шкальные вопросы, т. е. такие, ответ на которые заключен в

      шкалировании  чего-либо;

  • табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
  • дихотомические вопросы, предполагающие два

      взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да - нет»);

  • вопросы – «меню», т. е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
  • вопросы – «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
  • наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл

      последующего (более важного) вопроса;

  • открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
  • полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично

      открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант;

  • закрытые вопросы, т. е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению.

      Вывод: Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

      Анкета (расследование) является одним из условий  получения объективно значимых результатов  о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи  придают особое значение.

3.2 Интервьюирование

 

     Разновидностью  опроса является интервьюирование.

      Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Информация о работе Анкетный опрос