Анализ работы П. Сорокина «Социальная мобильность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:05, реферат

Краткое описание

Во время холодной войны мир был поделен к началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений, «обладающего даром соединять различные подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, что было к этому времени достигнуто социологами различных направлений.»

Файлы: 1 файл

сорокин.docx

— 29.87 Кб (Скачать)

     Санкт-Петербургский  Государственный Аграрный Университет

     факультет управления 
 

     Сообщение по «Основам социального государства»

     на  тему: «Анализ работы П. Сорокина «Социальная мобильность». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил  студент очного отделения

     2-ого  курса, группы 032124

     Круглякова  А. С.

     Проверил  к.п.н., доцент Абравитов Д.В. 
 
 
 
 
 
 

     Пушкин

     2011

Во время холодной войны мир был поделен к началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений, «обладающего даром соединять различные подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, что было к этому времени достигнуто социологами различных направлений.»[1]

С первых же шагов  в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Со временем эти поиски привели к  синтезу всех областей знания, в  наиболее полном виде представленному  в фундаментальном труде ученого  «Человек. Цивилизация. Общество» (1947 г.).

Наибольшее влияние  на формирование мировоззрения Питирима Сорокина оказали взгляды таких  социологов, как М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Э. Дюркгейм. У них Сорокин  заимствовал идею эволюции.

«К концу второго  десятилетия ХХ века П.А. Сорокин  убеждается в том, что идея эволюции вошла в фазу кризиса, преодоление  которого возможно лишь на путях строго научного подхода к социальным явлениям.»[2]

Обоснованию научной  программы он посвящает свое фундаментальное  исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и  социальной стратификации и многие другие.

Содержание творческой жизни П.А. Сорокина, главный смысл  которой состоял в служении науке, отличается богатством видов деятельности, каждый из которых имел свой особый самостоятельный статус.

К Питириму Сорокину в полной мере можно отнести слова  его учителя М.М. Ковалевского: «Он  относится к числу тех умственных и нравственных вождей человечества, которые по праву могут считаться  его великими типами, так как в  свое время являются самыми крупными выразителями прогрессивных течений  общественности, ибо кто жил для  лучших людей своего времени, жил  для всех времен.»1

Предметом моего  реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. Другим определением социальной мобильности является любой  переход индивида, социальной группы или ценности с одной социальной позиции на другую.    

Прежде всего  я хочу показать, что я понимаю  под социальным пространством.

Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга  в геометрическом пространстве (например, начальник и его подчиненный), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два руководителя фирмы), могут быть очень близки социально. Человек может преодолеть тысячи километров геометрического пространства, не изменив своего положения в  социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может изменить свое социальное положение.

Все это свидетельствует, что социальное и геометрическое пространство очень отличаются друг от друга. То же можно сказать и  о производных от этих двух понятий  – «геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве», «перемещение из одного положения в другое в  геометрическом и в социальном пространстве»  и т.д.

Для того, чтобы  дать определение социальному пространству, нужно вспомнить, что геометрическое пространство обычно представляется нам  в виде некой «вселенной», в которой  располагаются физические тела. «Местоположение  в этой вселенной определяется путем  определения положения того или  иного объекта относительно других.»[3] Подобным образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из населения земли. Там, где нет человеческих особей или живет всего лишь один человек, там нет социального пространства, поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом пространстве, но не в социальном. Соответственно, «определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за «точки отсчета».[4] Сам выбор «точек отсчета зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.

Определение более  или менее удовлетворительного  геометрического положение требует  учета целой системы пространственных координат геометрической вселенной. То же относится и к определению  «социального положения» индивида.

Простого указания степени родства одного человека по отношению к другому явно недостаточно. Указание его отношений к десятку  или сотне людей дает уже больше, но все еще не может определить положения человека во всей социальной вселенной. Это было бы сходным с  определением местоположения объекта  в геометрическом пространстве путем  детального указания положения различных  объектов вокруг него, но без указания широты и долготы этих объектов. На нашей планете живет шесть  миллиардов людей. Указание на отношение  человека к нескольким десяткам людей  может не дать ничего. Поэтому социальная практика уже выработала другой, более  надежный и простой метод, сходный  с системой координат, используемый для определения геометрического положения объекта в геометрическом пространстве. Этот метод включает в себя следующие части:

1)    «указание отношений человека к определенным группам;

2)    отношение этих групп друг к другу внутри популяции;

3)    отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество».[5]

Чтобы определить социальное положение человека, нужно  знать его происхождение, семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям. Также необходимо знать положение  человека в пределах группы населения. Когда это положение определено, тогда можно считать и социальное положение индивида определенным.

Таким образом:

1)   социальное пространство – это народонаселение Земли;

2)   социальное положение – «это совокупность связей социального пространства со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами»;[6]

3)   положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4)   совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Из всего этого  следует, что люди, принадлежащие  к одинаковым социальным группам  и выполняющие одинаковую функцию  в группе, находятся в одинаковом социальном положении. Те, у кого есть какие-либо отличия, находятся в  разном социальном положении.

Говоря о социальном пространстве, я бы хотела упомянуть  о его параметрах.

В отличие от трехмерного геометрического пространства, социальное пространство многомерно, т.к. существует более трех вариантов  группировки людей по социальным признакам, которые не совпадают  друг с другом (группирование населения  по принадлежности к государству, национальности, религии, полу, возрасту, профессии, экономическому статусу и т.д.)

Для упрощения  можно сократить число параметров до двух основных классов, при условии  разделения каждого класса на несколько  подклассов. «Эти два основных класса можно определить как вертикальный и горизонтальный параметр социального  пространства».[7]

Нетрудно найти  несколько индивидов, принадлежащих  к одним и тем же социальным группам (например, все они могут  быть православными, демократами, занятыми в торговле и т.д.), и тем не менее  по «вертикали» их социальное положение  может быть совершенно различным. Внутри группы православных один из них может  быть митрополитом, тогда как другие всего лишь рядовыми прихожанами. Внутри группы демократов один может занимать крупный пост в партии, другие же рядовые избиратели. Один может быть президентом торговой фирмы, другие – рядовыми тружениками. И если по горизонтали их социальное положение  кажется идентичным, то по вертикали  наблюдается существенная разница. Мы часто употребляем такие выражения, как «подниматься по социальной лестнице», «опуститься по социальной лестнице», «быть наверху социальной пирамиды», «опуститься на дно общества», «социальные  ранги и иерархии» и т.д. «Взаимосвязи как индивидов, так и групп, могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях иерархической лестницы».[8] Продвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз – социальным спуском. Перемещение из группы в группу может быть не связано с подъемом или спуском по социальной лестнице, но может быть и обусловлено вертикальными перемещениями.

Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления в социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование, авторитет  и послушание, повышение и понижение  по службе. Все эти явления и  соответствующие им взаимосвязи  представлены в виде вертикальной социальной мобильности.

Нужно еще раз  напомнить, что под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в  другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной  социальной группы в другую, расположенную  на одном и том же уровне. Под  вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые  возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В  зависимости от направления перемещения  существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий  пласт и «создание такими индивидами новой группы и проникновение  всей группы в более высокий пласт  на уровень с уже существующими  группами этого пласта».[9] Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность  вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его  восходящем или нисходящим периоде  за определенный промежуток времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается  число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Пропорция таких индивидов  ко всему населению дает относительную  всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную  всеобщность вертикальной мобильности  в определенной социальной сфере (например, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической  мобильности данного общества.

Теперь я бы хотела рассказать об общих принципах  вертикальной мобильности.

«Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми  или в которых отсутствовала  бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной».[10] Ближе всех приближается к абсолютно неподвижному обществу так называемое кастовое общество в Индии. Здесь вертикальная мобильность очень слаба, но не отсутствует совсем. История показывает, что при сравнительно развитой кастовой системе случалось, что члены самой высокой касты брахманов, короли свергались или осуждались за преступление. И напротив, даже лесные отшельники завоевывали королевства. Изгнанники после должного покаяния восстанавливались в правах, а рожденные в низших слоях общества могли войти в касту брахманов – вершину социального конуса Индии.

«Никогда не существовало общества, в котором  вертикальная социальная мобильность  была бы абсолютно свободной, а переход  из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления».[11]

Если бы мобильность  была абсолютно свободной, то в обществе не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором нет пола и потолка, отделяющего один этаж от другого. Внутри общества существует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься  наверх, оставляя других на нижних слоях  и наоборот.

«Интенсивность  и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, т.е. в пространстве».[12] Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое общество и американское. «Среди президентов США 14 (т.е. 48,3%) вышли из бедных или средних семей».[13] В Индии правители определены фактом рождения; есть только несколько «выскочек», которые достигли высокого положения, поднимаясь с самых низших слоев. Это суть показатель колебания политической мобильности от страны к стране.

Информация о работе Анализ работы П. Сорокина «Социальная мобильность»