Алкоголизм как форма проявления девиантного проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:37, реферат

Краткое описание

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-
педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические
корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю
этой проблемы.

Оглавление

1. Проблемы алкоголизма.
2. Особенности детского алкоголизма.
3. Причины и последствия детского алкоголизма.
4. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Файлы: 1 файл

Реферат алкоголь.docx

— 25.11 Кб (Скачать)

Реферат: Алкоголизм как форма  проявления девиантного  проявления

                               Содержание.                              

1.    Проблемы  алкоголизма.

2.    Особенности  детского алкоголизма.

3.    Причины  и последствия детского алкоголизма.

4.  Уровни  вовлеченности детей в употребление  спиртных напитков. 

                             1.Проблема алкоголизма.    

                       

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-

педагогических  проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические

корни, и для  принятия эффективных мер ее преодоления  необходимо знать историю

этой проблемы.

Употребление  спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад.

Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта –

продукта брожения различных растительных веществ  – привлекло за собой

распространение и употребление этого вещества.

Изобретение водки  относятся к 6 веку, и оно приписывается  монахам-

бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе

существующих  монастырей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента  создания Киевского

государства и  было развито среди всех слоев  населения: князей, бояр,

духовенства, простого люда, но приготовление и продажа  спиртных напитков

находились в  руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания  Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни

потопление кабатчиков в Волхове Василием, ни жестокие постановления

Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса

Годунова, ни уничтожение  кабаков Екатериной не привели ни к исчезновению

спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовал  ряд причин. Во-первых, пьянство как  социальное явление

отвлекает народ  от существующих в обществе проблем.

Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль

государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной  из ведущих

отраслей промышленности и экспорта любой страны.

Производство  и потребление алкоголя в нашей  стране постоянно растет. Согласно

данным Всемирной  организации здравоохранения, потребление  алкоголя свыше 8

литров на душу населения в год ведет к  изменению генофонда нации, так  как

детей с психическими и физическими отклонениями от нормы  при таком положении

рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее

приобщение и  быстрое привыкание к спиртному  детей и подростков.

Существует несколько  определений алкоголизма. С медицинской  точки зрения

алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым

влечением к  спиртным напиткам. С социальной позиции  алкоголизм – форма

девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и

последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным

состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и

систематического  употребления спиртных напитков, называется пьянством.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит

в том, что эти  явления предопределяют взаимосвязанные  с ними другие

социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм,

аморальное поведение, самоубийства. 

                       2.Особенности детского алкоголизма.                      

О детском алкоголизме  говорят в том случае, когда  его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд  характерных особенностей:

-        быстрое привыкание к спиртным  напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

-        злокачественное течение болезни.  Это объясняется тем, что в

подростковом  возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной  системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

-        принятие ребенком больших доз  алкоголя. Это связано с тем,  что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому  подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю  дозу одновременно;

-        быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии  легкого опьянения они

начинают чувствовать  себя неуверенно. Более того, трезвость  становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к  полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как  удачная, полноценная;

-        низкая эффективность лечения.

Пьянство среди  несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи  лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма –

он резко ослабляет  самоконтроль.

Наиболее часто  в состоянии опьянения совершаются  насильственные преступления. 

                  3.Причины и последствия детского  алкоголизма.                 

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи

которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к  спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в  трех возрастных периодах: раннего  детства, дошкольного и

младшего школьного  возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно  каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация  детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные

причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время  беременности и

кормления грудью, что ведет к аномалиям физического  и психического развития

ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее

существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность

родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные

алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая  неграмотность родителей проявляется  в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает

аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает  прорезывание зубов.

Расплачиваются  родители за свою неграмотность алкогольным  отравлением детей,

которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое

составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими  исследованиями доказано, что сам  алкоголизм генетически не

передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей

характера, полученного  от родителей. В развитии пьянства у  детей решающую

роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин

можно назвать  следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в

средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие

знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические

особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование

влечения к  алкоголю, которое перерастает в  привычку, приводя в большинстве

случаев к алкогольной  зависимости ребенка.

     Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная

сторона семейных отношений – важнейшее условие  нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько  типов семей, в которых ребенок  чаще начинает употреблять

спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные  семьи, когда отношения между  членами семьи строятся по  типу

соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо

уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев

антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной

запущенностью, неорганизованным бытом. В таких  семьях отсутствует контроль за

ребёнком.

У ребёнка формируется  потребность скрывать алкоголизм своей  семьи, переживая

внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует  себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

     Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные  притязания на взрослость. Потребление  алкоголя в подростковом

возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у

пьющего подростка  навыков полезной деятельности и  интереса к ней приводит его к

употреблению  спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

     Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые

полезной деятельностью  подростки, как правило, начинают употреблять  спиртные

напитки.

Употребление  спиртного становится патологически  необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и  мотивов пьянства.

     Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической

предпосылкой  развития алкоголизма у детей  часто становятся отклонения от нормы

психического  здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию

личности. Независимо от причин появления дефекта у  ребенка нарушаются

Информация о работе Алкоголизм как форма проявления девиантного проявления