Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:37, реферат
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-
педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические
корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю
этой проблемы.
1. Проблемы алкоголизма.
2. Особенности детского алкоголизма.
3. Причины и последствия детского алкоголизма.
4. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
Реферат: Алкоголизм как форма проявления девиантного проявления
Содержание.
1. Проблемы алкоголизма.
2. Особенности детского алкоголизма.
3. Причины
и последствия детского
4. Уровни
вовлеченности детей в
1.Проблема алкоголизма.
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-
педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические
корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю
этой проблемы.
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад.
Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта –
продукта брожения различных растительных веществ – привлекло за собой
распространение и употребление этого вещества.
Изобретение водки относятся к 6 веку, и оно приписывается монахам-
бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе
существующих монастырей.
На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского
государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр,
духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков
находились в руках князей и высших сословий.
Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни
потопление кабатчиков в Волхове Василием, ни жестокие постановления
Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса
Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной не привели ни к исчезновению
спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.
Этому способствовал ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление
отвлекает народ от существующих в обществе проблем.
Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль
государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих
отраслей промышленности и экспорта любой страны.
Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Согласно
данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8
литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как
детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении
рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее
приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения
алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым
влечением к спиртным напиткам. С социальной позиции алкоголизм – форма
девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и
последующей социальной деградацией личности.
Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным
состоянием человека,
которое развивается в
систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.
Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит
в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие
социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм,
аморальное поведение,
самоубийства.
2.Особенности детского
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые
появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.
У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
- быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-
физиологическим строением детского организма;
-
злокачественное течение
подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость
центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего
происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;
- принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что
принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как
правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;
-
быстрое развитие запойного
нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они
начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для
них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –
только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;
- низкая эффективность лечения.
Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.
В основе этой связи
лежит самая главная для
он резко ослабляет самоконтроль.
Наиболее часто
в состоянии опьянения
3.Причины и последствия
К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи
которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.
Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно
происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и
младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.
Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.
Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит
неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные
причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и
кормления грудью,
что ведет к аномалиям
ребенка.
Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее
существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность
родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные
алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.
Педагогическая
неграмотность родителей
предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает
аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.
Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей,
которое может даже привести к смертельному исходу.
Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое
составляют пьющие ближайшие родственники.
Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не
передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей
характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую
роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.
Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин
можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в
средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие
знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические
особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование
влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве
случаев к алкогольной зависимости ребенка.
Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная
сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.
Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять
спиртные напитки, чем в других:
1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу
соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо
уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.
2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев
антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной
запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за
ребёнком.
У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая
внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.
Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы
чувствовать себя более защищенным.
Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков
– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом
возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у
пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к
употреблению
спиртного как к форме
последствия.
Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые
полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные
напитки.
Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом
времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.
Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической
предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы
психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию
личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются
Информация о работе Алкоголизм как форма проявления девиантного проявления