Актуальные проблемы современной системы образования в России и экономического образования в частности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:58, доклад

Краткое описание

С переходом России на рыночные рельсы в 90-ых годах особенно актуально встал вопрос об экономическом образовании. Человек, имеющий диплом экономиста, считался (да и считается до сих пор) успешным, перспективным специалистом, для которого в сложившейся конъюнктуре рынка везде открыты двери. Это привело к ажиотажному спросу на экономистов в стране. Большинство вузов, не имея должной материально-технической базы, профессорско-преподавательского состава и стремясь удовлетворить этот спрос, бросилось создавать экономические факультеты, что, безусловно, не могло не сказаться на качестве образования.

Файлы: 1 файл

актуальные).docx

— 34.27 Кб (Скачать)

 

Здесь мы рассмотрим компоненты, без которых не может существовать вуз: профессорско-преподавательский  состав, материально-техническое оснащение  и, конечно, сами студенты.

 

Далее автор будет использовать термин «университет» как синоним  «вуза».

 

Профессорско-преподавательский  состав

 

Вопрос кадров уже поднимался в рамках данной работы, но так как  требования, предъявляемые в школах, отличаются от вузовских, то мы остановимся на этой проблеме еще раз и немного дополним вышесказанное.

 

Старение кадров – бич  современных университетов. Процесс  «воспроизводства» идет медленнее  темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам  приходиться брать на работу все  большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это  же послужило причиной того, что  преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах. Так по данным Госкомстата [3] с 1993 по 2008 года количество преподавателей государственных и муниципальных вузов увеличилось с 238,9 тысяч человек до 340, 4 тысяч, то есть рост составил приблизительно 40 %. В то время как количество студентов возросло с 2543 тысяч до 6208 тысяч, что составило 144%. Как видно, рост количества студентов значительно опережает рост числа преподавателей.

 

Теперь обратимся к  качественным показателям. Нынешний день требует от преподавателя-экономиста иметь:

 

1. хорошую психолого-педагогическую  подготовку;

2. опыт научно-исследовательской  работы;

3. опыт практической работы  в области экономики.

 

Подобные требования можно  считать обязательными. Научить  чему-либо может только человек, имеющий  опыт в своей сфере знаний. Боюсь, что данным требованиям не соответствует  большой процент преподавателей. В таком случае видится обязательным проведение различных тренингов, научных  конференций для повышения квалификации преподавательского состава. Огромную роль здесь играют международные  конференции в области экономического образования, участие в которых  должно стать обязательным для учителей.

 

Государству, как наравне  и с университетами, всячески следует  стремиться повышать активность профессорско-преподавательского состава. Для этого надо постепенно повышать уровень оплаты труда в  сфере образования, стимулировать  научную деятельность путем предоставления грантов и т.п.

 

Правительство должно перестать  несерьезно относиться к научной интеллигенции. Чему может научить голодный и нищий преподаватель? Он в первую очередь думает, как прожить. Именно поэтому у него тусклый взгляд и полная апатия ко всему новому, к инновациям. В свете всего этого становится понятен и рост коррупции в высшей школе. Нормально при зарплате в 3-5 тысяч рублей не проживешь. Поэтому увеличение взяточничества среди младшего и среднего звена преподавательского состава понятно и в некой степени простительно. На этом фоне отвратительней выглядит ситуация с коррупцией в администрациях вузов России.

 

Администрация университетов  не должна «отрываться» от рядовых  преподавателей. Целесообразно проводить  «корпоративные» вечера, пикники, праздники. Начальники никогда не должны забывать о своих подчиненных и не заваливать их работой. Поэтому должно проводиться  налаживание «мостиков» среди педагогов  совершенно разного уровня. Участие  начальника всегда вызывает уважение подчиненного.

 

Преподаватели должны стать  заинтересованы в непосредственном контакте со способными и талантливыми учениками. Совместная научная и  исследовательская деятельность будет  способствовать взаимному росту  уровня накопленных знаний. Об укреплении взаимоотношений на уровне преподаватель-студент  мы еще поговорим ниже.

 

Обязательно и повышение  контроля за деятельностью преподавателей. Выявить компетентность того или иного преподавателя не составляет труда. Для этого должны получить распространение своего рода контрольные срезы. Например, через 2 месяца по окончании экзаменационной сессии должны выборочно проводиться подобные срезы по одному предмету на курс. Проверку успеваемости должны проводить представители других вузов, выбор которых определяется жребием. О подобных срезах предупреждают за 1 день. Если по результатам проверки, скажем, 70% и более студентов получают отметку на 1 бал ниже, полученной на сессии, то преподавателя ждет выговор. Если в результате повторной проверки ситуация не изменится, то в таком случае такого учителя ждет увольнение. Подобные действия помогут снизить уровень коррупции в учебных заведениях, будет способствовать повышению общего уровня предъявляемых требований к студентам и поможет провести отсев. Как само собой разумеющееся должна быть выработана и система поощрений.

 

Учителя не должны забывать, что их цель не только предоставление качественных знаний, но и фильтрация учащихся. Как бы это дико ни звучало, но отчисления послужат стимулом для  других начать учиться.

 

Мы должны восстановить честь  и репутацию высшей школы. Преподаватель  вуза должен вызывать уважение в глазах населения. И государство должно сыграть ключевую роль в этом процессе. Преподаватели – основное звено в цепи. Именно от них зависит, каким вырастет новое поколение россиян.

 

Материально-техническое  и учебно-методическое оснащение

 

Вуз – символ прогресса. Современный  университет должен быть укомплектован  самым совершенным техническим  оборудованием. Это касается как  обустройства научных лабораторий, так и простых аудиторий.

 

Экономические факультеты должны иметь доступ к сети Интернет, а  так же ко множеству сетевых научных библиотек. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения. Так лекционные занятия могут превратиться из занудной надиктовки материала в увлекательный процесс уяснения получаемых знаний. Как минимум это приведет к сокращению времени на рисование различных диаграмм, формул и т.п. и позволит тратить больше времени на комментарии и разъяснения.

 

Университет должен обеспечить студентов учебными площадями. Преподаватели  и учащиеся не должны «сидеть друг на друге». Эта проблема получила широкое  распространение в сегодняшней  высшей школе. Причину ее мы уже упоминали  и не раз: стремление набрать как  можно больше студентов в ущерб  качеству преподавания.

 

Большую роль играет степень  обеспеченности научных библиотек  отечественной и зарубежной периодической  литературой. Помочь здесь могут  различные международные проекты  сотрудничества.

 

Серьезное внимание следует  обратить на качество учебников. Большинство первокурсников экономических факультетов мало что понимает в экономике, поскольку это для них новый предмет. Литература же, выдаваемая библиотеками, зачастую написана недоступным языком. Мало того, что она изобилует множеством терминов, так еще авторы грешат – любят пофилософствовать (всем понятно, что в философии сильных студентов при современном уровне развития образования попросту нет). Поэтому создание комплекса универсальных учебников для «новичков» актуально и здесь.

 

Особую важность имеет  составление учебных планов, отвечающих сегодняшним реалиям. Автор этой статьи не обладает должными знаниями и умениями в составлении подобных планов, поэтому оставляет эту  проблему для раскрытия более  компетентным людям.

 

Студенты

 

Всем известно, что качество подготовки абитуриентов, поступающих  в вузы, с каждым годом снижается. Как говорят сами преподаватели, «везде пустые лица». Что же, эту  проблему не исправить ни за год, ни за два, а ведь какие-то шаги надо делать. Начнем с дисциплины.

 

Во-первых, посещаемость. Если посещаемость студентом лекций и  семинаров хотя бы одного предмета низка (составляет, скажем, около 40% от общего числа часов, отведенных на предмет), то ставится вопрос об отчислении (если нет уважительной причины).

Во-вторых, запрет совмещения учебы с работой. Допускается  только производственная практика и  работа в университете. В случае нарушения – прекращение выплаты  стипендий (такое возможно только на бюджетных отделениях). Можно проработать  и другие виды наказаний.

Здесь надо оговориться, что  подобный род наказания возможен будет только при больших стипендиях. Пока же государство стипендиями  студентов не балует.

В-третьих, соблюдение элементарных правил поведения в обществе. В  случае оскорбления преподавателя, появления в нетрезвом виде, вульгарного  поведения – отчисление.

 

Это пишет не тиран и  не деспот. Важно понять, что смотреть «сквозь пальцы» на подобные нарушение нельзя. Это ведет к элементарному подрыву авторитета преподавателей. А если студент знает, что может сделать почти ВСЕ, что ему угодно, и при этом выйти сухим из воды, то ни о какой дисциплине не может быть и речи. Пример может быть заразителен для окружающих. Ложка дегтя способна испортить целую бочку меда! Об этом никогда не надо забывать.

 

Как с горечью отмечает г-н Фурсенко, только 15-20% студентов  приходит в вуз за получением знаний.[4] С ним трудно не согласиться. Большинство  учащихся пассивно. Стимулирование их активности заключено в самоуправлении. Силен тот вуз, где активен  студенческий профком. В подобных студенческих организациях концентрируются наиболее активные представители молодежи. Профком  должен отстаивать интересы студентов  на макроуровне (на уровне всего вуза), организовывать развлекательные мероприятия, направленные на развитие сплоченности и т.п.

 

Представляется целесообразным создание внутри факультетов «мини» профкомов. Ими вполне могут стать  старостаты. Старостаты должны повсеместно вводиться в университетах. Что же такое старостат? Старостат - это совещательный студенческий орган при деканате факультета. Членами старостата могут быть как сами старосты - их зачастую выбирают сами преподаватели - так и члены профкома, которые выбираются студентами. Раз в неделю либо в месяц (в зависимости от численности учащихся на факультете и насыщенности факультетской жизни) проходит созыв старостата, на котором держится совет между студентами-активистами и преподавателями. На повестке дня могут находиться вопросы общей успеваемости, посещаемости, организации научных и развлекательных мероприятий. Старостат должен совместно с деканатом определять политику, проводимую на факультете, так как, являясь представительным органом студенчества, члены старостата зачастую владеют более объективной информацией о творящемся в «сердце» факультета - его студентах.

 

Огромную роль должно играть взаимодействие между преподавателями  и студентами. Всяческое стимулирование и поощрение совместных работ, исследований должно стать нормой. Преподаватель  не должен бегать за студентами — это  студенты должны искать преподавателя. «Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе». Хотя желательно, чтобы и гора начинала двигаться. Менторские взаимоотношения послужат только взаимному обогащению знаниями и умениями.

 

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Ч.Диккенс.

 

Таким образом, развитие и  совершенствование системы образования  зависит от воли правительства России и администрации вузов. Кризис –  время перемен. Именно в кризисы  рождались гениальные идеи, свершались грандиозные преобразования.

Сейчас вузы формируют  политический, экономический и культурный истеблишмент нации, и от того, каким  вырастит этот истеблишмент, зависит  будущее страны. Так давайте уже  задумаемся над этим будущим.


Информация о работе Актуальные проблемы современной системы образования в России и экономического образования в частности