Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель исследования – изучение системы управления адаптацией персонала.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
Введение
Глава 1.Теоритические основы управления адаптацией персонала
1.1. Понятие и сущность адаптации, ее цели и этапы
1.2.Виды адаптации сотрудников
Глава 2.Система управления адаптацией персонала
2.1.Понятие и сущность системы адаптации персонала
2.2.Мехенизмы и процесс управления адаптацией в организации
Заключение
Список использованной литературы
1.2.Виды адаптации сотрудников
Виды адаптации персонала
– это составные элементы общего
процесса трудовой адаптации, определяемые
особенностями производственно-
В соответствии с данным определением можно провести классификацию по следующим критерием:
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:
В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.[5 c.98]
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Рассмотрим значения некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности. Считается, что полный срок профессиональной адаптации составляет 5-8 лет.
На профессиональную адаптацию влияют следующие факторы:
Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.[8 c.300]
Наиболее наглядно виды адаптации можно представить в виде схемы, приведенной А.Я. Кибановым
Рис.1. Факторы, влияющие на адаптацию
Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).
Психофизиологическая
Социально-психологическая - адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.
В процессе организационно
– административной адаптации работник
знакомится с особенностями
Экономическая адаптация
позволяет работнику
В процессе санитарно –
гигиенической адаптации
Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. Таким образом, мы можем сделать вывод, что адаптация персонала это важный элемент процесса управления предприятием, который позволяет эффективно управлять человеческими ресурсами и достигать поставленных целей. [9 c.110]
Таким образом, адаптация персонала является важнейшим элементом в системе управления трудовыми ресурсами в организации. Она позволяет молодому сотруднику в короткие сроки освоить профессию, углубить знания и навыки, изучить корпоративную культуру и улучшить отношения с коллективом, повысить производительность и качество выполняемой работы. Различные виды адаптации(профессиональная; социально-психологическая; психофизиологическая; организационная и др.), способствуют решению проблем работника в различных сферах его трудовой деятельности, что оказывает положительный эффект на его результаты труда. Исходя из этого, адаптация имеет решающее значение в достижении молодыми специалистами своего профессионального успеха.
Глава 2.Система управления адаптацией персонала
2.1 Понятия и сущность системы адаптации персонала
С целью преодоления возникающих трудностей, а также повышения эффективности процесса приспосабливания в компаниях создается система адаптации персонала. Данная система включает комплекс мероприятий, которые позволяют сотруднику выйти на необходимый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для компании.
Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:
Для компании:
Для сотрудника:
В систему адаптации персонала может входить:
Welcome-тренинг для новых
сотрудников - позволяет погрузить
новых сотрудников в
Система наставничества – обеспечивает быструю и технологичную передачу стандартов работы, знаний и навыков от опытных сотрудников к новичкам без отрыва от производства. Хорошо зарекомендовала себя в крупных розничных сетях, производственных компаниях. Порядок работы наставников закрепляется в Положении о наставничестве.
Программа адаптации –
описывает цели, задачи, сроки, обозначает
ответственных за адаптацию сотрудников
лиц. Устанавливает
Планы адаптации для разных
категорий должностей – как правило,
разрабатываются для топ-
Книга сотрудника - содержит информацию о компании, необходимую при выходе на работу: история компании, руководство, месторасположение офисов, правила работы компании, основные положения кадровой и социальной политики.
Система оценки по результатам
адаптационных мероприятий. Как
правило, окончание адаптационных
мероприятий совпадает с
Внедрение системы адаптации
персонала в организации