Рельеф

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

Все составные части ландшафта неразрывно связаны между собой. Среди трех основных его компонентов ведущая роль принадлежит рельефу и воде. Растительность — производный, но зато динамичный и в то же время совершенно незаменимый компонент. В принципе парк можно создать на ровной местности и без водоемов, но без растений парка в общепринятом значении не будет. Для того чтобы глубже изучить эстетические и иные закономерности построения ландшафта, понять его как единое целое, необходимо проанализировать каждый из основных составляющих компонентов во взаимосвязи с остальными.

Файлы: 1 файл

рельеф.docx

— 1.73 Мб (Скачать)

Архитектоника растений имеет  большое значение при озеленении береговой линии. Контрасты горизонтальной поверхности воды и вертикалей падающих, склоненных ветвей ив, берез, остроконечных листьев ирисов и лилейников, крупных травянистых многолетних растений с большими листовыми пластинками, таких, как борщевики, ревень, легулярия и другие, значительно усиливают декоративный, эффект.

 

 

§ 14. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. . Характер садово-паркового ландшафта зависит в первую очередь от физиономического облика растений, входящих в состав его растительных группировок. Преобладание в растительных группировках определенных растительных форм накладывает отпечаток на весь облик ландшафта.

Впечатление от растения складывается из восприятия формы, величины, цвета, характера устройства отдельных  его органов, а также от характера  их взаимосвязи, т. е. из восприятия всего  растения в целом.

В каждом растении можно подметить  отдельную деталь, придающую ему  выразительность и существенным образом влияющую на его облик: белая  кора березы, красные ягоды рябины, желтые и красные ветви ивы, кисти  цветков сирени, запах цветков  чубушника.

Поэтому, для того чтобы  дать понятие о декоративном облике растения, необходимо предварительно охарактеризовать декоративные качества отдельных органов растений. Среди  них главными являются форма и  окраска цветков и соцветий, плодов и соплодий, листьев, ветвей, ствола, текстура и форма кроны. Садово-парковому  строителю необходимо позаботиться лишь о соответствующих композициях  и фоне, при которых красота  формы и окраски плодов выявились  бы наиболее четко и ярко (например, плоды рябины на фоне темной плотной  зелени ели).

Существуют, однако, растения, плоды которых значительно ухудшают их общий декоративный облик. Так, сухие  побуревшие плоды на кустах сирени, чубушника, буддлеи, таволги и других кустарников придают всему растению грязный, неряшливый вид. Плоды и соплодия этих растений приходится срезать. Легкие семена многих видов тополя весной разносятся ветром и засоряют воздух и дорожки парка. Засоряют дорожки парка также многие из ильмовых деревьев.

Декоративные качества листа. Лист, его цвет, форма и величина, способ прикрепления, листовая мозаика, продолжительность облиствения имеют первостепенное значение в формировании общего декоративного облика дерева.

Цвет листвы — один из главных элементов паркового  пейзажа. Окраска листьев имеет  множество оттенков от светло- до темно-зеленого. Кроме того, имеются многочисленные садовые разновидности с листьями, у которых по основному зеленому фону вкраплены пятнистые или каемчатые рисунки белого, желтого или красного цвета, а также ряд разновидностей с листьями серебристой, золотистой или красноватой окраски.

Окраска цветных форм древесных  растений подчас богаче, чем у цветков, и почти всегда дольше сохраняется  в ландшафте, а у некоторых  видов удерживается круглый год. Поэтому композиции, опирающиеся  на «цветную» листву, удерживают красочный  эффект гораздо дольше. Используя переходы от темно-зеленого облиствения некоторых вечнозеленых растений через более светлые к желто-зеленым, серебристым или серо-зеленым, голубовато-зеленым и добавляя «случайные» мазки более сильных цветов — пурпурных, темно-красных и желтых, можно создать очень эффектные композиции. Голубые ели, краснолистная слива Писсарда, золотистые формы хвойных поражают экзотическим видом и вызывают желание широко применять их. Но опытные садоводы используют их только как акцент. Общий тон расцветки растения зависит не только от окраски листа, но также и от характера его поверхности, расположения листьев на ветвях и расположения ветвей. Растения с плотным ветвлением и густо расположенными листьями обычно кажутся более однородными в цвете и темнее окрашенными. У растений со сквозистой кроной общий тон окраски значительно светлее и испещрен пятнами или точками более светлого или более темного оттенка, в зависимости от того, проглядывает ли внутренняя часть кроны или прорвавшийся сквозь листву солнечный луч. Композиция представляет собой сочетание растительных форм в единое гармоническое целое. Композиция не будет хороша до тех пор, пока она не будет хороша во всех ее частях. Красивый цвет может создать приятное впечатление от отдельных частей устройства: хорошая текстура растения может создать приятный эффект сама по себе; линия контуров растения или группы растений может заинтересовать, но в каждом данном случае удовлетворение скоро исчезает, если композиция плохо составлена или цвет и текстура не связаны между собой и планом. Высшая ступень артистичности в ландшафте достигается тогда, когда масса, форма, цвет, текстура подчиняются единой гармонии. Для достижения гармонического единства большинство растений, входящих в композицию, должно иметь одну или несколько общих черт: текстуру, форму, характер роста, цвет. Если хотят придать оригинальность композиции, используя растения нескольких видов, то в ней один вид должен быть доминирующим, а все другие должны быть в соподчинении ему как в эстетическом, так и в биологическом отношениях и отобраны в контролируемом количестве. Не рекомендуется применять в одной композиции много видов. Группы из одного, двух или трех видов выглядят наиболее эффектно (закон простоты).

Большинство композиций должно создавать настроение покоя. Акцент контрастом следует использовать очень осторожно и лишь тогда, когда возникает опасность монотонности.

Каждая композиция должна быть в масштабе с другими растениями и растительными группами и в  хорошей пропорции с общей  ландшафтной схемой в целом.

При создании плана садово-парковых ландшафтов проектировщик определяет площади, предназначенные для композиций различного назначения. На этом этапе создается общий план отдельных участков: выделяются открытые площади и площади, заполняемые растениями. Особое внимание при этом должно быть обращено также на размеры растений и занимаемую ими площадь. Необходимо знать потенциальные возможности деревьев, кустарников и цветов и хорошо продумать скелетную форму самого устройства.

Деревья и кустарники подразделяются на три группы: хвойные вечнозеленые, хвойные листопадные и лиственные листопадные. Каждая из этих групп имеет свое назначение в устройстве.Вечнозеленые деревья и кустарники — сосны, ели, пихта, можжевельник — дают самый сильный эффект в течение всего года.

Листопадные лиственные деревья и кустарники составляют художественный контраст с темно-зелеными хвойными деревьями. Даже самые светлые из вечнозеленых хвойных деревьев выглядят почти черно¬зелеными вследствие того, что их плотная хвоя поглощает большое количество света. Лиственные листопадные деревья, наоборот, обладают большой отражаемостью, поэтому выглядят всегда светлее. Хвойные наиболее удобны там, где требуется темный штрих в композиции пейзажа. Собранные в массе, хвойные придают композиции суровый колорит.Деревья с листопадной листвой необходимы для композиций даже в субтропическом климате, где особенно хорошо произрастают вечнозеленые лиственные деревья. Они повышают интерес к пейзажу сезонным изменением цвета листвы. К тому же декоративное цветение некоторых видов листопадных деревьев и кустарников во время вегетации еще больше повышает их значение в пейзаже.Сад или парк, в котором произрастают исключительно листопадные деревья, отличается светлой воздушной структурой. Однако такой сад или парк не имеет устойчивого фона, который создают вечнозеленые хвойные растения. Обилие разнообразных, особенно экзотических, растений не может сделать красивым парк или сад. Наоборот, чрезмерная насыщенность редкостными деревьями и кустарниками создает разнобой и назойливую пестроту.Композиция зеленых насаждений должна быть проста, разумна, основана на строгом соблюдении гармонического и биологического единства в подборе растений. Дерево, даже самое красивое, будучи помещено в несвойственную ему среду, теряет созвучие со всем окружающим, и красота его становится изолированной подобно одиночному звуку в хоровом пении.Наилучшими художественными сочетаниями растений являются та-кие, благодаря которым подчеркиваются декоративные достоинства растений как одиноко стоящих, так и находящихся в композиции с другими. Благодаря согласованности характера насаждений с характером окружающей среды растения хорошо развиваются и образуют композиции, гармонирующие с естественным ландшафтом.

При определении состава  растений и распределении их по территории объекта зеленого строительства должны быть учтены условия их произрастания и только после этого следует производить работы по декоративному сочетанию видов. Рекомендации по подбору деревьев можно свести к следующим положениям:

1) основные породы деревьев следует выбирать и группировать по высоте, форме и в соответствии с их экологическими требованиями;

2) листопадные деревья следует использовать в качестве подчиненных вечнозеленым массивам, чтобы подчеркнуть сезонные изменения в окраске;

3) выбирать группы деревьев и отдельные экземпляры, которые должны служить акцентом для общей композиции; при этом надо очень осторожно использовать деревья с оригинальным обликом;

4) выбираемые деревья должны соответствовать размеру и масштабу композиции;

5) крона отдельно стоящего дерева не должна распространяться на сферу влияния кроны другого дерева;

6) необходимо знать сроки, когда дерево войдет в период своего полного развития:

7) согласовывать продолжительность жизни деревьев, входящих в определенную композицию;

8) не применять много видов в одной композиции. Группа из одного-двух видов выглядит наиболее эффектно (закон простоты);

9) в композиции должен доминировать один вид, а остальные должны быть ему подчинены (закон доминирования);

10) деревья входящих в композицию видов должны гармонировать, т. е. иметь сходство в цвете, форме(закон гармонии);

11) отведенное для растений место должно соответствовать их требованиям, а потребности растений разных видов в композиции не должны быть антагонистическими.

В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной при-роды,— это массивы, аллеи, группы, солитеры.

Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в  основном выполняют тождественные  функции в пейзажах и различаются  стилистически.

Солитеры, или отдельно стоящие  деревья, используются как в регулярных, так и пейзажных композициях. В регулярные композиции включаются виды, имеющие геометрически правильную (регулярную) форму кроны,— пихты, пирамидальные тополя, колонновидные формы туи западной, а также шаровидные привитые формы клена, рябины.


Информация о работе Рельеф