Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:22, реферат
Все составные части ландшафта неразрывно связаны между собой. Среди трех основных его компонентов ведущая роль принадлежит рельефу и воде. Растительность — производный, но зато динамичный и в то же время совершенно незаменимый компонент. В принципе парк можно создать на ровной местности и без водоемов, но без растений парка в общепринятом значении не будет. Для того чтобы глубже изучить эстетические и иные закономерности построения ландшафта, понять его как единое целое, необходимо проанализировать каждый из основных составляющих компонентов во взаимосвязи с остальными.
В настоящее время под парковые территории осваиваются овраги в ряде городов нашей страны (например, в Волгограде). Один из красивейших парков страны — Стрыйскийпарк во Львове, созданный на овражном рельефе.
Особое место занимают парки на нарушенных территориях — в местах выработки горных пород, карьеров, свалок, отвалов вскрышных пород, террикоников и т. д.
К числу первых таких парков
можно отнести Бют-Шомон в
Широкий масштаб промышленных
разработок и интенсивная хозяйственная
деятельность — добыча ископаемых
открытым способом, городские свалки,
складирование отработанного
Особую сложность представляет
освоение террикоников. И здесь уже
накоплен значительный отечественный
и зарубежный опыт. Многолетние исследования
позволили разработать комплекс
последовательных мероприятий по созданию
условий для произрастания
Специфика нарушенных территорий,
отводимых под озеленение, разнообразна
и связана с характером их прошлого
промышленного использования. Поэтому
важно знать особенности
1) Растительными характеристиками оставленного грунта. В лучшем случае это песчаные и глиняные отвалы, горные породы со слабым отрицательным химизмом воздействия на корневую систему. Намного сложнее вести освоение свалок, насыщенных практически неперегнивающими отходами производства, террикоников, а также территорий, вышедших из-под химического производства. В каждом случае необходим индивидуальный подход, требующий данных о составе субстрата и его химизации. В представленном перечне самым сложным является восстановление почв, вышедших из-под химического производства. До последнего времени освоение таких территорий ведется только после насыпки мощного слоя растительного грунта.
2) Формами рельефа, оставшимися после выработки. Отрицательные формы обычно используются под водоемы, положительные преобразуются для сооружений и приспосабливаются для насаждений. Обработка рельефа под зрелищные или спортивные сооружения (амфитеатры, игровые площадки) подчиняется определенным техническим требова-ниям. Устройство пластически выразительных и эстетически интересных форм рельефа — это целая область ландшафтного искусства, которая в последнее время стала называться геопластикой.
Геопластика — один из способов
пластической обработки рельефа
путем искусственного создания его
форм с учетом эстетических и функциональных
требований объекта. Этот прием издавна
существовал в ландшафтном
При создании искусственных земляных объемов решается ряд задач.
Эстетические. Они находят место в создании холмов в виде пьедесталов или обзорных площадок, возвышающихся над равниной в виде откосов. амфитеатров, и, наконец, и виде так называемого скульптурного рельефа.
Функциональные. Создание горизонтальных плоскостей всех размеров для организованного отдыха от небольших площадок до комплексов спортивных плоскостных сооружений: амфитеатров — для зрелищных мероприятий, насыпных гор — для санного и лыжного спусков.
Технические. Повышение уровня комфортности территории для отдыха введением при необходимости ветрозащитных валов и дамб, защищающих от наводнения (парк Верлитц в ГДР), инсолируемых, защищенных от ветров склонов-соляриев и др.
Приемы пластической обработки
рельефа определяются замыслом проекта.
Это может быть воссоздание форм,
подражающих естественному
Создание форм подчеркнуто
регулярных, геометрических можно наблюдать
в мемориальных парках (холм-постамент
для монумента Воина-
Если выбор нужного
приема определяется идеей (замыслом)
парка, то и сама идея в сильной
степени зависит от характера
участка и технической
Первым этапом оценки является
выделение территориальных
Территориальные единицы выделяются по наиболее типичным или важным критериям, отражающим физиономические, экологические и функциональные особенности участка. В каждом конкретном случае принимается свой набор критериев. В то же время не исключено, что для разных объектов с одним типом местности может быть принят общий набор. Так, для равнинных условий нужно выделять малейшие перепады рельефа. Для склонов — участки с различными уклонами, создающими разные возможности их доступности и освоения, для оврагов — их морфологические составляющие.
В условиях сложного рельефа
выделяются все его формы, а также
их части. Например, для горных лесов
Черноморского побережья
Определение визуальных связей
— это учет и фиксация видовых
точек, выявление воспринимающихся
с них пейзажей и оценка их значения
для парка. Интересные виды необходимо
сохранить и использовать в структуре
парка, нежелательные объекты
Естественный камень занимает особое место в оформлении парковых композиций. В парковый ландшафт часто включаются геологические обнажения горных пород, скалы или естественные каменные россыпи (например, каменные «реки» в лесопарке на горе Витоша в Болгарии, «хаос» в Воронцовском парке в Крыму и т. д.). Присутствие камня усиливает звучание рельефа, подчеркивает горный характер, поэтому даже незначительные перепады рельефа, умело оформленные камнем, выглядят выразительно. При этом тематическая трактовка таких композиций может быть самой разнообразной.
§ 13. ВОДА
Вода является одним из
важнейших компонентов
Английский теоретик ландшафтного искусства С. Кроу, уделяя внимание эмоциональному воздействию воды, отмечает, как по-разному использовались ее свойства: «Настроения, которым служит вода, также разнообразны, как человеческий темперамент. Она может быть безмятежной, она может быть деятельной с буйными далеко падающими струями, она может быть легкомысленной, такой ее видим на примере грубоватых водяных забав, которые любили в период барокко, и в более мягкой форме в переплетающихся струях виллы д’Эсте с их очаровательным падением в 1—3 такта (имеется в виду Аллея ста фонтанов — прим. авт.) или, в наши дни, в тщательно сделанных развлекательных водяных забавах, спроектированных для Лондонской банковской выставки. Удовольствие в рассматривании — наблюдать пенящиеся фонтаны Тиволи, вдохновение в струях, падающих со звезды... партерного фонтана в вилле Ланте, наслаждение прохладой передается медленным капаньем воды, стекающей большими каплями в пруд, и бесконечно льющейся водой Генералифа» .
Из приведенного отрывка видно, как широко трактовалась вода, и мы, обратившись к истории садово-паркового искусства и современной практике, можем еще более расширить перечень водных устройств, показав их роль в общем образном строе каждого парка. Водные устройства являются не только собственно объектами любования, поверхность водоемов образует дистанцию, создавая своего рода фронт восприятия пейзажей парка.
Водные ресурсы осваиваемой территории, как правило, являются определяющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь прудов или пруды вытянутой формы, а также каналы становятся композиционными осями парка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы — композиционными центрами и узлами. Сооружения меньшего (по площади) масштаба бассейны, фонтаны, водопады, источники — становятся центрами внутренних ком-позиций парков или их акцентами в зависимости от своей значимости.
Соотношение парка и водоема неоднозначно — к одной группе относятся водоемы, расположенные в парке (эту группу мы рассмотрели выше), к другой — парки у водоемов, расположенные на берегах обширных акваторий (морей, рек, озер, водохранилищ). В этом случае их объемно-пространственное решение подчиняется водоему и строится с учетом ориентации на него. Так, парки на берегу Финского залива (Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Александрия, Знаменка, Михайловка и др.), созданные в разное время, несмотря на стилевые различия, их планировочные и композиционные решения, подчинены морским просторам залива. Курортные парки Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа как исторически сложившиеся, так и современные решаются с общей ориентацией на море. Аналогично решаются и современные курортные комплексы на озере Иссык-Куль.
Условия местности подсказывают возможности устройства тех или иных водных сооружений. Так, устройство каскадов и фонтанов Стрельни и Петергофа оказалось возможным прежде всего благодаря перепаду рельефа естественной морской террасы Финского залива и выявлению источников пресной воды. В Стрельне для этой цели арх. А. Леблон спроектировал перед дворцом на верхней террасе парка большой водяной партер, который служил бы не только декоративным целям, но и «для накопления воды», т. е. был бы водоемом-накопителем. Однако Петра I такое решение не удовлетворило. Он обследовал окрестности и нашел в 20 км от Стрельны на Ропшинских высотах мощные источники воды, которые и решено было использовать для питания водных парковых устройств. Так был создан знаменитый Петергофский водовод, включающий систему каналов, прудов, трубопроводов, которые функционируют и сейчас. В последующем на основе этой водной системы был создан ряд парков — Луговой, Колонистский и др.
Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гидрологических исследований территории парка, а иногда и прилежащих к ней земель. Размеры и конструкции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его водосборной площади, определения грунтов и т. д.
Сохранившиеся до наших дней
исторические парки Москвы создавались
вдоль берегов Москвы-реки (Троице-Лыково,
Фили, Студенец, Нескучное, Коломенское)
и Яузы (Лефортово, Свиблово, Медведково,
Усачевых-Найденовых и др.), а так-же
имели свои внутренние водоемы. Так,
в Измайлове пруды, «нанизанные»
на извилистую р. Серебрянку, стали
не только ландшафтообразующими факторами
в его массиве, но и основой
существования первых в России опытных
садовых хозяйств. Они образовали
единую с архитектурой Измайловского
острова парковую среду. Размещение
московских исторических парков в плане
города показывает, что часто они
независимо' один от другого базировались
на одной водной системе. Так, система
Косинских прудов во многом определила
существование прудов Кускова и
Кузьминок. На р. Лихоборкебыли созданы
усадьбы Грачевка и Михалкове, а
в районе слияния Лихоборки с
Яузой — усадьба Свиблово и
массив Главного ботанического сада
АН СССР. Нарушение одной из частей
этой системы ведет к изменению
водного режима парков, гибельному
для их водоемов, и в конечном
счете — к потере основы парковой
композиции и утрате парков. Так, при
строительстве МКАД (Московской кольцевой
автомобильной дороги) была перекрыта
речка Братовка, питающая пруды усадьбы
Братцево. Следствием этого была гибель
прудов, заболачивание местности
и начало распада насаждений. Уничтожение
прудов у подошвы склона усадьбы
Нарышкиных в Филях привело к
еще более тяжелым последствиям
— нарушению гидрологического режима
грунтов и оползанию береговых
склонов. Поэтому всякое новое строительство
в городе должно учитывать его
гидрологическую систему с