Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:00, курсовая работа
Озимая рожь – важная зерновая продовольственная и кормовая культура, особенно в районах с ограниченным возделыванием озимой пшеницы. В зерне ржи в зависимости от условий выращивания и сорта содержится 9-17% белка, 52-63% крахмала и 1,6-1,9% жира. Ржаной хлеб – ценный пищевой продукт, отличается высокой калорийностью и имеет специфический вкус и аромат. По перевариваемости и усвояемости ржаной хлеб уступает пшеничному, однако превосходит его по биологической ценности белка, содержит в 1,5 раза больше лизина и несколько больше треонина и тирозина. Цельное и дробленое зерно ржи применяют в качестве концентрированного корма в животноводстве.
Цель курсовой работы: Разработать технологию вспашки почвы с боронованием при возделывании озимой ржи
Задачи: провести расчеты по проектированию операционных технологий, включая выбор трактора и сельхозмашин, соответствующих агротехническим требованиям рассматриваемого агроприема, определить производительность агрегата
Введение 3
Назначение операции 4
Агротехнические требования 5
Характеристика тракторов и сельскохозяйственных машин 5
Требования, предъявляемые при комплектовании машинно-тракторных агрегатов 7
Расчет состава машинно-тракторного агрегата. Выбор рекомендуемой скорости движения агрегата при выполнении технологической операции 8
Расчет технико-экономических показателей машинно-тракторного агрегата. Выбор наиболее эффективного агрегата 9
Подготовка машинно-тракторного агрегата к работе 11
Кинематика машинно-тракторного агрегата 12
Контроль и оценка качества работы 13
Выводы 16
Список использованной литературы 17
Под рациональным комплектованием МТА подразумевают научно обоснованный процесс выбора состава агрегата (трактора, числа рабочих машин и сцепки) и рабочей скорости в соответствии с предъявляемыми требованиями. Практическое комплектование МТА предусматривает соответствующее соединение выбранных машин и сцепки с трактором и проведение необходимых настроечных и регулировочных работ.
Комплектуют МТА с учетом следующих основных требований: высокое качество работы в полном соответствии с агротехническими требованиями; высокая производительность при наименьших затратах ресурсов (трудовых, топливно-энергетических, финансовых, материальных) на единицу работы и конечного урожая; наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду; обеспечение условий для длительного высокопроизводительного труда человека на агрегате без ущерба для здоровья; высокая надежность и т.д.
Основная часть затрат ресурсов по производству сельскохозяйственной продукции связанна с работой МТА, поэтому от комплектования агрегатов во многом зависит эффективность всего сельскохозяйственного производства. При комплектовании учитывают следующие основные факторы: размеры полей и соответствующую длину гона; тип и влажность почвы; угол склона; высоту культурных растений; норму высева; дозу внесения удобрений и агрохимикатов; урожайность убираемых культур и т.д(4).
РАСЧЕТ СОСТАВА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА. ВЫБОР РЕКОМЕНДУЕМОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ АГРЕГАТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ.
Передачу, скорость движения и тяговое усилие трактора на выбранной скорости определяем по тяговым характеристикам (данные для расчетов взяты из справочного пособия для курсового проектирования по ЭМТА (8)).
Тяговое усилие трактора с учетом угла склона.
Тяговое усилие для ДТ-75Е:
Gэ=1,15*9,81м/с2*6110кг=
РкраI = 34300Н-68929Н*sin3о=34300Н-
РкраII= 31600Н-3607,46Н=27992,54Н;
РкраIII= 27700Н-3607,46Н=24092,54Н;
РкраIV= 24500Н-3607,46Н=20892,54Н.
Тяговое усилие для Т-150:
Gэ=1,15*9,81м/с2*6975кг=
РкраI= 42000Н-78688Н*sin3o=42000Н-
Расчет тягового сопротивления для пахотного агрегата.
Для плуга ПЛП-6-35:
Gпл=1230кг*9,81м/с2=12066,3Н.
Тяговое сопротивление:
Rпл=55897,91Н/м2*0,27м*0,35м*
Для плуга ПЛН-4-35:
Gпл=690кг*9,81м/с2=6768,9Н.
Тяговое сопротивление:
Rпл=55897,91Н/м2*0,27м*0,35м*
Расчет тягового сопротивления для непахотного агрегата.
Для бороны БЗТС-1,0
Rбр=2*9,81м/с2(54кгс/м*0,98м+
Расчет тягового сопротивления комбинированного агрегата.
ПЛП-6-35+2БЗТС-1,0
Rагр=32325,616Н+1081,25Н=
ПЛН-4-35+2БЗТС-1,0
Rагр=21483,665Н+1081,25Н=
Расчет рациональности загрузки трактора.
Для ДТ-75Е:
ζPкрI=22564,915Н/30692,54Н=0,
ζPкрII=22564,915Н/27992,54Н=0,
ζPкрIII=22564,915Н/24092,54Н=
ζPкрIV= 22564,915Н/20892,54Н=
Для Т-150.
ζPкрI=33406,866Н/37882,84Н=0,
Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов.
трактор |
с/х машина |
рабочая ширина захвата, м |
передача и рабочая скорость км/ч |
коэффициент использования тягового усилия |
ДТ-75Е |
ПЛН-4-35+2БЗТС-1,0 |
1,4 |
I – 5,30 |
0,73 |
II – 5,91 |
0,80 | |||
III – 6,58 |
0,93 | |||
IV – 7,31 |
1,08 | |||
Т-150 |
ПЛП-6-35+2БЗТС-1,0 |
2,1 |
I – 7,65 |
0,88 |
РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО АГРЕГАТА.
Расчет часовой производительности.
Для ДТ-75Е:
WчII=0,1*1,4м*5,91км/ч*0,79=0,
Для Т-150:
WчI=0,1*2,1м*7,65км/ч*0,76=1,
Расчет сменной производительности.
Для ДТ-75Е:
Wсм=8ч*0,65га/ч=5,2га/см.
Для Т-150:
Wсм=8ч*1,22га/ч=9,76га/см.
Расчет расхода топлива на единицу выполненной работы:
Для ДТ-75Е:
Qга=15,45кг/ч*6,4ч+10,2кг/ч*0,
Для Т-150:
Qга=25,8кг/ч*6,4ч+11,1кг/ч*0,
Расчет затрат механической энергии на единицу обрабатываемой площади.
Для ДТ-75Е:
Эуд=20,39кг/га*42,6МДж/кг=868,
Для Т-150:
Эуд=17,76кг/га*42,6МДж/кг=756,
Расчет затрат труда на единицу обрабатываемой площади.
Для ДТ-75Е:
Н=1чел/0,65га/ч=1,53чел.-ч/га.
Для Т-150:
Н=1чел/1,22га/ч=0,81чел.-ч/га.
Расчет потребного количества агрегатов для выполнения работы в установленные агротехнические сроки.
Для ДТ-75Е:
К=160га/5,2га/см*10дн=3шт.
Для Т-150:
К=160га/9,76га/см*10дн=2шт.
Экономические показатели машинно-тракторных агрегатов.
трактор |
с/х машина |
сменная производи-тельность га/см |
удельный расход топлива кг/га |
затраты механической энергии МДж/га |
затраты труда чел.-ч/га |
ДТ-75Е |
ПЛН-4-35+2БЗТС-1,0 |
5,2 |
20,39 |
868,61 |
1,53 |
Т-150 |
ПЛП-6-35+2БЗТС-1,0 |
9,76 |
17,76 |
756,56 |
0,81 |
На основании полученных данных можно сделать вывод, что для вспашки почвы с боронованием при возделывании озимой ржи лучше всего подойдет агрегат Т-150+ПЛП-6-35+2БЗТС-1,0, так как он при наименьших экономических затратах способен произвести больше работы, чем ДТ-75Е+ПЛН-4-35+2БЗТС-1,0
ПОДГОТОВКА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА К РАБОТЕ.
Подготовка плуга. Подготовка плуга к работе начинается с определения технического состояния рабочих органов, механизмов и навески плуга. Проверяют взаимное расположение рабочих органов плуга. Носки всех лемехов должны находиться на одной прямой линии, для чего натягивают шнур от носка первого лемеха к носку последнего. Отклонение не должно превышать ±5мм. Расстояние по горизонтали от носка лемеха корпуса до носка лемеха предплужника должно быть на 50мм меньше ширины захвата корпуса. Полевой обрез предплужника должен быть смещен в сторону непаханого поля относительно полевого обреза корпуса в продольно-вертикальной плоскости на 10-20мм, а плоскость вращения диска ножа – на 15-30мм. Ось диска должна находиться над носком лемеха предплужника или смещена вперед на 5-10мм, а режущая кромка расположена ниже носка лемеха предплужника на 10-20мм. Одновременно расстояние между ступицей дискового ножа и поверхностью поля должно составлять 20-30мм(6).
Глубину вспашки шестикорпусного плуга ПЛП-6-35 предварительно регулируют на ровной площадке. Плуг, агрегатируемый с трактором, устанавливают на площадку и переводят в рабочее положение. Под гусеницы трактора и под опорные колеса плуга помещают подкладки высотой, равной глубине вспашки, уменьшенной на 1-2см (деформация почвы). Заднее колесо плуга должно опираться на площадку(7).
Вращая винты механизмов опорных колес и механизмов навески трактора, располагают плуг так, чтобы носки долотообразных лемехов всех корпусов касались опорной площадки, а пятки лемехов находились на высоте 10мм. В полунавесных плугах вращением болта добиваются, чтобы между опорной плоскостью и концом полевой доски заднего корпуса образовался просвет 1,5-2см. Окончательно глубину вспашки устанавливают в поле(7).
При агрегатировании плуга с тракторами тягового класса 3 (трактор Т-150) навесное устройство собирают по двухточечной схеме, для чего сводят шарнирные головки продольных тяг вместе. Положение шарнира определяется условием нахождения его на прямой линии, соединяющей следы центров тяжести трактора и плуга. Соблюдения данного условия необходимо для обеспечения устойчивого хода плуга в борозде. Смещение шарнира зависит от ширины захвата плуга и положения трактора относительно стенки борозды. Плуг должен располагаться относительно так, чтобы первый корпус пахал на полную ширину захвата. Расстояние между краем гусеницы и стенкой борозды должно быть 240-300мм. Понизители подвески устанавливают в положение III или II в зависимости от смещения механизма на тракторе (0...60мм)(2).
Для перевода плуга из транспортного положения в рабочее золотник гидрораспределителя устанавливают в положение «Плавающее». У гусеничных тракторов обеспечивают одинаковое натяжение гусениц. Для прохода первой борозды плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на полную глубину. Для этого на тракторах класса 3 укорачивают правую вертикальную тягу навески. Припашку свальной борозды проводят за 2-3 прохода(6).
Подготовка борон. У борон с зубьями квадратного сечения косые срезы последних должны располагаться в одну сторону. Глубина обработки борон зависит от давления зуба на почву и длины соединительных поводков, а борон с зубьями квадратного сечения – дополнительно от расположения косого среза относительно направления движения. При расположении косого среза назад глубина обработки увеличивается, а вперед – уменьшается. С увеличением длины соединительных поводков глубина обработки увеличивается(6).
КИНЕМАТИКА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА
В данном курсовом проекте для выполнения операционной технологии рационально применить петлевой с чередованием загонов в свал и вразвал способ движения, так как длина гона равна 850м. Способ поворота при этом способе движения – петлевой грушевидный на 180о.
Расчет оптимальной ширины загона.
Сопт=√2*(2,1м*850м+8*3,72м)=
Определение числа холостого хода.
nхх=61,55м/2,1м-1=28,3.
Определение длины холостого хода для петлевого грушевидного поворота на 180о.
lхх≈6*3,7м+2*0,7м=23,6м.
Определение суммарной длины холостых ходов.
Lxx=28,3м*23,6м=667,88м.
Определение количества рабочих ходов.
nрх=61,55м/2,1м=29,3м.
Определение ширины поворотной полосы с учетом кратности ширины захвата агрегата для петлевого грушевидного поворота.
Еmin=3*3,7м+0,7м=11,8м.
Определение длины рабочих ходов.
lрх=850м-2*11,8м=826,4м.
Определение суммарной длины рабочих ходов.
Lрх=29,3м*826,4м=24213,52м.
Определение коэффициента рабочих ходов.
φ=24213,52м/24213,52м+667,88м=
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ
Основные показатели качества вспашки: равномерность вспашки по глубине, глыбистость и гребнистость пашни, крошение почвы.
Кроме того, учитывают календарные сроки проведения вспашки, визуально оценивают наличие огрехов, степень заделки пожнивных остатков и удобрений, качество обработки поворотных полос и другие показатели, используемые для общей оценки качества вспашки.
Равномерность по глубине. Глубина вспашки должна быть постоянной и находиться в заданных пределах. Ее замеряют бороздомером или линейками в 25-30 точках по нескольким проходам агрегата на площади, равной сменному заданию механизатора. Результаты каждого замера записывают и определяют среднюю глубину вспашки xср путем деления суммы отдельных значений ∑х замеров на их число n: хср=∑х/n.
Средняя глубина вспашки не должна отклоняться от стандартного значения более чем на ±5%. Ориентировочно стандартное отклонение s определяют делением разности между максимальным xmax и xmin значениями глубины вспашки на коэффициент К, который зависит от числа замеров n. При n, равном 5, 10, 25, 25…50 и более 50, К соответственно будет 2, 3, 4, 5, 6: s=xmax-xmin/K.
Коэффициент выравненности В, % определяют по формуле:
В=(1-s/xср)*100%.
Глыбистость пашни. Показатель, выражающий процентное отношение суммарной площади глыб, размером от 10см и более к общей площади участка. Глыбистость определяют палеткой в 5-6 точках на участке, равном сменному заданию механизатора, учитывая площади глыб размером от 10см и более. Среднее значение гребнистости не должно превышать 15-20%.