2.2
Современное земельное
законодательство
о праве собственности
крестьянских (фермерских)
хозяйств на земли
сельскохозяйственного
назначения.
Земля как
природный объект, существующий
помимо воли человека, естественная
среда его обитания, выполняет
жизнеобеспечительную, а как пространственный
предел государственной власти
- политическую и как объект
хозяйствования - экономическую функции
Косанов Ж. Земельное законодательство
суверенного Казахстана: Этапы становления,
тенденции развития. // Фемида, 2002.-№3.-С.30.
Поэтому земельные отношения
должны регулироваться исходя
из единства выполняемых ей
функций в обществе, но с учетом
их особенностей.
Пп.1 и 3 ст.6
Конституции РК гласят о том,
что в Республике Казахстан
признаются и равным образом
защищаются государственная
и частная собственность. Земля
и её недра, воды, растительный
и животный мир, другие природные
ресурсы находятся в государственной
собственности. Земля может находиться
также в частной собственности
на основаниях, условиях пределах,
установленных законом.
Согласно
п.1 ст.15 Закона РК „О земле"
в Республике Казахстан признаются
и равным образом защищаются
государственная и частная собственность
на землю. В частной собственности
граждан РК могут находиться
земельные участки, предоставленные
для ведения личного домашнего
(подсобного) хозяйства, садоводства
и дачного строительства. При
этом под земельным участком
понимается выделенная в замкнутых
границах часть земли, закрепляемая
в установленном законом порядке
за субъектами земельных отношений.
Кроме того, в частной собственности
граждан и негосударственных
юридических лиц могут находиться
земельные участки, предоставленные
под застройку или застроенные
производственными и непроизводственными,
в том числе жилыми зданиями
(строениями, сооружениями) и их комплексами,
включая земли, предназначенные
для обслуживания зданий (строений,
сооружений) в соответствии с
их назначением (п.2 ст.18 Закона
РК „О земле“).
Законодатель
устанавливает перечень земель,
которые не могут находиться
в частной собственности, в
силу своих специфических
целей, в которых они используются.
Это земельные участки:
1) сельскохозяйственного
назначения, кроме случаев, указанных
в п.1 ст.15 Закона РК „О земле“;
2) используемые
для нужд обороны;
3) особо охраняемых
природных территорий оздоровительного,
рекреационного и историко-культурного
назначения;
4) лесного и
водного фондов;
5) общего пользования
на землях населенных пунктов;
6) запаса.
Собственник
земельного участка осуществляет
права владения, пользования
и распоряжения земельным участком
по своему усмотрению без получения
каких-либо разрешений государственных
органов, если иное не предусмотрено
законодательством. Таким образом,
собственник вправе совершать
любые сделки, не запрещенные
законом. Например, согласно п.2 ст.60
Закона РК „О земле" не
допускается залог части земельного
участка, если эта часть не
может быть в соответствии
с целевым назначением использована
в качестве самостоятельного
участка. Не допускается также
залог неделимого (всего либо
части) земельного участка без
одновременного залога здания, находящегося
на предоставленном земельном
участке или его части. Обязательно
наличие письменного согласия
всех участников общей собственности,
при наличии таковой.Необходимо
учитывать, что не допускается
совершение сделок, включая отчуждение,
в том числе, приобретение
в частную собственность земель:
1) общего пользования;
2) предоставленных
для нужд обороны;
3) особо охраняемых
природных территорий, оздоровительного,
рекреационного, и историко-культурного
назначения;
4) служебного
надела (п.2 ст.26 Закона РК „О земле“).
Практика
показывает, как действуют эти
нормы. Например, решением Луговского
районного суда от 23.07.97 года решение
акима Куланской сельской администрации
о предоставлении земельного
участка Б. Жанетову в частную
собственность и акт на право
собственности были признаны
недействительными по иску индивидуальных
предпринимателей, занимающихся реализацией
товаров населению, так как
земельный участок площадью 0,36 га,
на котором были расположены
принадлежавшие им ларьки, без
их ведома был продан в частную
собственность Б. Жанетову. Дело
было направлено на новое рассмотрение
коллегией областного суда. Необходимо
было выяснить статус спорного
участка: не является ли он
землей общего пользования, вследствие
чего не может быть продан
в частную собственностьИовов
Э. Земля как объект права.//
Юридическая Газета, 1998.- № 51.-С.6.
Нормы предоставления
земельных участков гражданам
и юридическим лицам установлены
ст.35 Закона РК „О земле"
и Постановлением Правительства
РК „Об утверждении норм предоставления
земельных участков гражданам
и юридическим лицам" № 401.
Гражданам
РК земельные участки предоставляются
бесплатно в частную собственность
в следующих размерах:
а) для ведения
личного подсобного хозяйства (включая
приусадебный и долевой наделы)
в сельской местности - 0,25 га на неорошаемых
и 0,15 на орошаемых землях;
б) для
строительства и обслуживания
жилого дома - 0,1 га;
в) для
садоводства, а также дачного
строительства - 0,12 га.
Повторное бесплатное
представление земельных участков
для указанных целей не допускается.
Дополнительные земельные участки
сверх вышеперечисленных предоставленных
в собственность предельных размеров
этих участков могут приобретаться
ими за плату. Предельные (максимальные)
размеры земельных участков предоставляемых
для ведения товарного сельскохозяйственного
производства, устанавливаются совместными
решениями местных исполнительных
и представительных органов в
зависимости от местных условий
и особенностей. Предельные (максимальные)
размеры земельных участков, которые
могут находиться в землепользовании
для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства, устанавливаются в размере
не более пятнадцати среднерайонных земельных
долей на каждого члена хозяйства.
Необходимо
учитывать тот факт, что земля
может быть объектом права
частной собственности только
при наличии следующих форм
крестьянского (фермерского) хозяйства:
а) крестьянское
хозяйство, в котором предпринимательская
деятельность осуществляется в
форме семейного предпринимательства,
основанного на базе общей
совместной собственности;
б) фермерское хозяйство,
основанное на осуществлении личного
предпринимательства;
в) фермерское
хозяйство, организованное в форме
простого товариществаГражданское
Право РК (Общая часть). Комментарии.
В двух книгах. Книга первая./ Под
ред.: М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина.
- Алматы: Жеты-жаргы, 1997.-С. 301.
2.3
Сельскохозяйственное
развитие Павлодарской
области и РК в январе 2004
года
В Казахстане
отмечается рост фермерских хозяйств.
Число крестьянских (фермерских) хозяйств
в Казахстане с каждым годом
увеличивается. Фермерами республики
в 2006 г. произведено сельскохозяйственной
продукции на 158,5 млрд. тенге, в
том числе продукции растениеводства
- на 144,9 млрд. тенге (41% от продукции
растениеводства во всех категориях
хозяйств), животноводства - на 13,6 млрд.
тенге (5%). Крестьянские (фермерские)
хозяйства в основном занимаются
выращиванием зерновых и технических
культур. В прошлом году ими
было произведено 6 млн. 449,3 тыс.
тонн зерна (44% от валового сбора
во всех категориях хозяйств),
388 тыс. тонн сахарной свеклы (65%),
338 тыс. тонн хлопка-сырца (84%) и
217,6 тыс. тонн подсолнечника (74%).
В животноводстве доля фермеров
невелика. В 2006 г. ими произведено
мяса в убойном весе 39,1 тыс.
тонн (5,6% от его производства в
республике), 198,5 тыс. тонн молока
(4,6%), 13,2 млн. штук яиц (0,6%) и 3,1
тыс. тонн шерсти (11,4%).Администрация
Павлодарской области, заинтересована
в его реализации и распространении
на территории области и Республики
сельскохозяйственной продукции.
Павлодар занимает не последнее
место по объему промышленной
продукции (работ, услуг) в секторе
домашних хозяйств. Программа развития
сельского хозяйства, отрасль
должна и далее эволюционировать
самостоятельно. Задачи развития
инженерных факторов производства,
создания в отрасли устойчивой
финансово-кредитной системы, привлечения
инвестиций, открытия международных
рынков сбыта, привлечения инвестиций
поставлены, но неясно, как, каким
образом и кто будет все
это реализовывать. Роль самого
государства в завершении сельской реформы
Программой не очерчена вообще, если не
считать тезиса о создании «новых сильных
структур управления в сельском хозяйстве».
Каких структур и чем конкретно они будут
заниматься, неясно.
По мнению
Сакена Сейфуллина, государственная
поддержка отрасли должна заключаться
не в каких-то общих схемах
субсидирования, и даже не в
налоговых льготах, которые пока
мало что дали сельскому труженику.
Поскольку сельское хозяйство
- бизнес долгосрочный, государство
вполне могло бы оказывать
поддержку финансовым участием
в отдельных крупных проектах.
Войдя «в долю» или проинвестировав
какой-либо проект, скажем, на 3-5 лет,
затем оно могло бы продать
уже «раскрученное» дело на
свободном рынке. Таким образом,
считает бизнесмен, можно было
бы решить целый комплекс вопросов,
касающихся и инвестиций, и технологий,
и равных условий на конкурентном
поле. Безусловно, государство могло
бы также позаботиться, опять-таки
не без коммерческой выгоды, о
развитии инфраструктуры поставок
и сбыта на селе. Есть смысл
инвестировать в нормальные, цивилизованные
посреднические структуры сбыта,
чью роль во времена поздней
«перестройки» выполняли торгово-закупочные
кооперативы и потребкооперация.
Во всяком случае, нужно как-то
исправлять ситуацию, когда ушлые
перекупщики, пользуясь малообеспеченностью
селян, платят им бросовые цены
за продукцию - скажем, закупают
в отдаленных аулах молоко
по 7 тенге, чтобы в городе продавать
его по 30. Нужны также структуры,
которые бы пришли на место
бывшей сети «Сельхозтехники», обеспечивая
опять-таки цивилизованные, а не
грабительские, как сейчас это
делают коммерсанты-посредники, поставки
тракторов, запчастей и ГСМ.
Наверное, на поиски окончательного
рецепта все же уйдет какое-то
время. И, возможно, он не будет
простым. Ясно одно - свое окончательное
слово в «сельском вопросе»
так или иначе должно сказать
государство.
3
Перспективы развития
крестьянского хозяйства
3.1
Возможные пути усовершенствования
механизма реформирования
агропромышленного
комплекса РК
Стабилизация
и дальнейшее развитие АПК
Казахстана невозможны без усиления
роли государства и поддержки
этой отрасли. Создаваемая
в стране система госрегулирования
призвана создать благоприятные
условия для казахстанского сельского
хозяйства и будет сориентирована
на решение следующих первоочередных
задач:
- ускорение
социального развития села;
- стимулирование
роста производства сельскохозяйственной
продукции в интересах самообеспечения
страны продуктами питания;
- стимулирование
развития конкуренции и бизнеса
на аграрном рынке;
- создание специальных
фондов поддержки и развития
сельскохозяйственных производств;
- усиление государственной
поддержки на региональном
уровнях внедрения современных
технологий в сельском хозяйстве;
- создание единой
информационной и консультационной
системы в АПК, позволяющей
иметь оперативные сведения
о состоянии аграрного сектора,
проведения сельскохозяйственных
выставок, развитие рекламной деятельности,
освещающей передовой опыт в
АПК;
- содействие
развитию агропромышленной интеграции
и сельскохозяйственной кооперации
в сфере переработки, хранения
и сбыта продукции;
- расширение
научных исследований проблем
рынка, создание рыночных моделей
эффективного правления в рыночных
условиях, маркетинга.
Особое внимание
должно уделяться государством
развитию и регулированию внешнеэкономической
деятельности, созданию более совершенного
механизма защиты отечественных
товаропроизводителей на внутреннем
продовольственном рынке от импорта
продукции и одновременно создание
благо приятных условий для
экспорта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия.
В процессе
вступления Казахстана во Всемирную
Торговую Организацию необходимо
обеспечить экономические интересы
отечественного агропромышленного
комплекса, особенно в части
привлечения иностранных инвестиций
в развитие аграрного сектора.Таким
образом, присоединение Казахстана
к ВТО, которая регулирует 96% мирового
рынка, это шаг вперед по
интеграции Казахстана в мировую
экономику должно сыграть прогрессивную
роль в создании емкого внутреннего аграрного
рынка и повышения конкурентоспособности
всего отечественного агропромышленного
комплекса. Стратегический план интеграции
Казахстана в мировое хозяйство должен
включать программу поддержки экспорта,
систему подготовки кадров специалистов
по внешнеэкономической деятельности,
создание особых (свободных) экономических
зон, организация совместных предприятий
с участием иностранных инвесторов.