Перспективы развития крестьянского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др.

Оглавление

Введение
1 История становления Агропромышленного комплекса в РК
1.1 Реформы АПК. Агропромышленный кризис
1.2 Современное состояние АПК в Казахстане
2 Крестьянские хозяйства в Республике Казахстан
2.1 Проблемы крестьянского хозяйство
2.2 Сельскохозяйственное развитие Павлодарской области и РК в январе 2004 года
3 Перспективы развития крестьянского хозяйства
3.1 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РК
3.2 Поддержка сельскохозяйственных производителей
3.3 Перспективы инвестиций в АПК Казахстана
Направления инвестиций
Заключение

Файлы: 1 файл

крестьянские хозяйства.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Администрация Павлодарской области, заинтересована в его реализации и распространении  на территории области и Республики сельскохозяйственной продукции. 

Таблица 1 Объем промышленной продукции (работ, услуг) с учетом производства в секторе домашних хозяйств

  январь 2004 г. в % к соответствующему периоду 2003 года в % к декабрю 2003 г.
январь 2004 г.
Объем промышленной продукции (работ, услуг) с учетом производства в секторе домашних хозяйств в действующих ценах, млрд.тенге:      
Республика  Казахстан 245,0 108,7 93,7
Павлодарская  область 33,5 107,4 97,2
уд. вес в республике 13,7 Х х
Производство  продукции животноводства:

-мясо (скот  и птица на убой в живом  весе), тыс.тонн

     
Республика  Казахстан 86,8 106,1 47,3
Павлодарская  область 6,9 111,1 56,1
уд. вес в республике 8,0 х х
-молоко, тыс.тонн:      
Республика  Казахстан 178,4 106,4 82,3
Павлодарская  область 5,9 104,5 48,8
уд. вес в республике 3,3 х х
-яйцо, млн.штук:      
Республика  Казахстан 158,2 109,9 99,3
Павлодарская  область 12,9 105,5 85,4
уд. вес в республике 8,2 х х
 

     Павлодар  занимает не последнее место по объему промышленной продукции (работ, услуг) в секторе домашних хозяйств.

     Программа развития сельского хозяйства, отрасль должна и далее эволюционировать самостоятельно. Задачи развития инженерных факторов производства, создания в отрасли устойчивой финансово-кредитной системы, привлечения инвестиций, открытия международных рынков сбыта, привлечения инвестиций поставлены, но неясно, как, каким образом и кто будет все это реализовывать. Роль самого государства в завершении сельской реформы Программой не очерчена вообще, если не считать тезиса о создании «новых сильных структур управления в сельском хозяйстве». Каких структур и чем конкретно они будут заниматься, неясно.

     По  мнению Сакена Сейфуллина, государственная  поддержка отрасли должна заключаться  не в каких-то общих схемах субсидирования, и даже не в налоговых льготах, которые пока мало что дали сельскому труженику. Поскольку сельское хозяйство – бизнес долгосрочный, государство вполне могло бы оказывать поддержку финансовым участием в отдельных крупных проектах. Войдя «в долю» или проинвестировав какой-либо проект, скажем, на 3–5 лет, затем оно могло бы продать уже «раскрученное» дело на свободном рынке. Таким образом, считает бизнесмен, можно было бы решить целый комплекс вопросов, касающихся и инвестиций, и технологий, и равных условий на конкурентном поле.

     Безусловно, государство могло бы также позаботиться, опять-таки не без коммерческой выгоды, о развитии инфраструктуры поставок и сбыта на селе. Есть смысл инвестировать  в нормальные, цивилизованные посреднические структуры сбыта, чью роль во времена поздней «перестройки» выполняли торгово-закупочные кооперативы и потребкооперация. Во всяком случае, нужно как-то исправлять ситуацию, когда ушлые перекупщики, пользуясь малообеспеченностью селян, платят им бросовые цены за продукцию – скажем, закупают в отдаленных аулах молоко по 7 тенге, чтобы в городе продавать его по 30. Нужны также структуры, которые бы пришли на место бывшей сети «Сельхозтехники», обеспечивая опять-таки цивилизованные, а не грабительские, как сейчас это делают коммерсанты-посредники, поставки тракторов, запчастей и ГСМ.

     Наверное, на поиски окончательного рецепта все  же уйдет какое-то время. И, возможно, он не будет простым. Ясно одно –  свое окончательное слово в «сельском  вопросе» так или иначе должно сказать государство. 
 

 

2 Перспективы развития крестьянского хозяйства 

2.1 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РК

      

     Стабилизация  и дальнейшее развитие АПК Казахстана невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.

     Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные  условия для казахстанского сельского  хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:

     - ускорение социального развития  села;

     - стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;

     - стимулирование развития конкуренции  и бизнеса на аграрном рынке;

     - создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;

     - усиление государственной поддержки на региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;

     - создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;

     - содействие развитию агропромышленной  интеграции и сельскохозяйственной  кооперации в сфере переработки,  хранения и сбыта продукции;

     - расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.

     Особое  внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической  деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благо приятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

     В процессе вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.

     Таким образом, присоединение Казахстана к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, это шаг вперед по интеграции Казахстана в мировую экономику должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса.

     Стратегический план интеграции Казахстана в мировое хозяйство должен включать программу поддержки экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.

     Необходимость создания в Казахстана эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в Казахстане. 

2.2 Поддержка сельскохозяйственных производителей 

     Основными задачи казахстанской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Казахстан в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.

     Необходимо  учитывать также и бюджетные  проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства  в регулировании отношений в  АПК страны.

     - поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

     - антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;

     - содействие развитию рыночной инфраструктуры;

     - поддержание стабильной благоприятной  конъюнктуры на рынке агропродовольственной  продукции;

     - регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;

     - проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.

     Необходимо  подчеркнуть, что до сих пор в  Казахстана применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РК «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии государственного финансирования являются скорее индикативными, а обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же причине не осуществляется.

     Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем. Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования.

     Сельскохозяйственные  организации уже много лет функционируют в условиях финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки. Почти 85% сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и услуг. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. Для преодоления кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с благоприятными для села природными факторами. Первый фактор: нужно продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс этот идет. На начало 2002 г. в налоговые органы подали заявление о предоставлении им права на реструктуризацию просроченной кредиторской задолженности почти 13 тыс. хозяйств, то есть 60% от общего числа имеющих задолженность в бюджет или во внебюджетные фонды хозяйств. В ходе кампании по финансовому оздоровлению многие предприятия меняли собственника, разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему. Все это, к сожалению, сопровождалось расхищением уцелевшего имущества, падением производства и другими отрицательными явлениями. 

Информация о работе Перспективы развития крестьянского хозяйства