В конно-спортивном комплексе
содержится 20 спортивных лошадей, 7 коров,
в том числе 2 коровы якутской породы. На
базе комплекса студенты проходят практику
по коневодству и крупно рогатому скату.
Работает школа верховой езды для школьников
и взрослых.
Ежегодно проводятся конные
спортивные скачки с участием сильнейших
скакунов республики.
Эстетический центр
Одним из основных подразделений
академии является эстетический центр.
Задача центра - организация досуга
студентов, преподавателей и сотрудников
ЯГСХА, а также развитие эстетического
воспитания и повышение культуры
студента. Ежегодно эстетическим центром
организуется проведение традиционных
праздников: "День первокурсника",
"День пожилых людей", "Бал-маскарад",
"День защитника Отечества", "А
ну-ка, девушки!", "Студенческая весна",
"Ысыах". В течение года эстетический
центр проводит конкурсы по выявлению
лучших активистов, спортсменов, танцоров,
певцов, старост, культ массовиков.
Центром планируется проведение
вечеров: "Студент года" и "Учитель
года", встречи с известными людьми
республики, профессорами и выпускниками
академии, вечера дружбы с участием
студентов города Якутска.
При эстетическом центре имеется
танцевальный ансамбль "Сандал" и
вокальный ансамбль.
Санаторий-профилакторий "Кэскил"
В целях укрепления здоровья
студентов и сотрудников в 1993
г. в Якутском сельскохозяйственном
институте был открыт санаторий-профилакторий
"Кэскил" на 50 мест.
Ежегодно в 12 профильных заездов
отдыхают и лечатся 600 студентов
и сотрудников ЯГСХА. В течение
23 дней, отдыхающие получают комплексное
лечение: физиолечение, лечебный массаж,
лечебные ванны, зубоврачебную помощь
и полноценное трехразовое питание.
Основные цели ЯГСХА:
1. Довести к 2025 году
численность научно-педагогических
кадров до 250 человек, в т.ч. 35 докторов наук, профессоров,
кандидатов наук, доцентов 120 человек.
2. Развитие международных
связей системы высшего сельскохозяйственного
образования по следующим направлениям:
-Расширение и углубление связей в области
сельскохозяйственного образования, подготовка
и повышение квалификации преподавательских
кадров;
-Обмен преподавательскими
и научными кадрами, стажерами,
аспирантами, докторантами и студентами;
-Для реализации указанных
задач планируется направлять
преподавателей и студентов на
обучение: стажировку и повышение
квалификации в ведущие вузы
страны и СНГ, США, Францию,
Канаду, Англию, Австрию, Норвегию, Финляндию.
Характеристика управления персоналом
Якутской ГСХА
Академия имеет пять основных учебных
корпуса:
- ГУК (главный учебный корпус),
- ГУЛК (главный учено-лабороторный корпус);
- УФК (учебно-физкультурный комплекс);
- ФВМ (факультет ветеринарной медицины);
- ИФ (инженерный факультет).
А также имеет:
- КСК (Конно-спортивный комплекс);
- Санаторий-профилакторий «Кэскил»;
- ДС №1 (дом студентов №1);
- ДС №2 (дом студентов №2);
- ДС №3 (дом студентов №3).
В настоящее время в Якутской
государственной сельскохозяйственной
академии работают около 600 человек, из
ник 40% преподавателей, 60% административно-хозяйственной
части.
В учебном процессе задействованы
высококвалифицированные преподаватели,
среди которых 44 профессора и доктора
наук, 84 доцента и кандидата наук, а также
члены-корреспонденты Академии наук, заслуженные
деятели наук России и Якутии.
Структура ЯГСХА
Рис 1. Структура ЯГСХА
Высшее сельскохозяйственное
образование в Республике Саха (Якутия)
Развитие высшего
образования сегодня – это
завтрашний день всего нашего общества.
Не надо быть особенно прозорливым
футурологом, чтобы разглядеть будущее
республики в облике тех, кто сейчас
занимается в вузовских аудиториях. Вот
почему планомерное и динамичное развитие
образования может и должно проводится,
прежде всего, в интересах будущего Якутии,
поэтому сегодня с особой встает проблема
подготовки кадров, которые могли б профессионально,
с учетом современных тенденций развития
экономики, осуществить переход всех сфер
жизнедеятельности республики в новое
качественное состояние. Специфика высшего
аграрного образования в республике заключается
в том, что в стенах нашего вуза м готовим
специалистов по этнообразующим отраслям
производства для народов республики,
в том числе и для малочисленных народа
Севера Якутии, что обязывает учитывать
специфическое производственные и самобытные
национально-культурные потребности народов
Якутии. Разумеется, сельское хозяйство
в республике, это не только образ жизни
коренных народов Севера, но и основная
отрасль народного хозяйства, обеспечивающая
продовольствием местного производства
население горнодобывающих, лесозаготовительных
и других бюджетообразующих отраслей
производства. Основные направления развития
высшего сельскохозяйственного образования
республике на 1998-2005 годы подготовлены
в соответствии с указом Президента Республики
Саха (Якутия) М.Е. Николаев «О мерах по
развитию науки и высшей школы в Республике
Саха (Якутия)» (1992), «О мерах по совершенствованию
подготовки кадров с высшим образованием»
(1993), «О дополнительных мерах по социальной
защите студенческой и учащейся молодежи
специалистов в Республике Саха (Якутия)»
(1993), законами «Об образовании» Республики
Саха (Якутия) от 23 мая 1995 г. И Российской
Федерации от13 января 1996 г., «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании»
(1996), а также Указом Президента Республики
Саха (Якутия) «О мерах по развитию учебно-методической
и научной базы Якутской государственной
сельскохозяйственной академии» (1996).
Это документы призваны осуществить коренную
перестройку сложившейся системы высшего
аграрного образования для того, чтобы
вывести образование на современный уровень
и удовлетворить потребности личности
в высшем образовании, а также обеспечить
сельскохозяйственное производство специалистами
нового качества, способными успешно трудиться
рыночной экономики. Система высшего аграрного
образования должна иметь возможность
быстрого реагирования на происходящее
в аграрном секторе структурные сдвиги
и динамичные изменения сферы применения
труда, упреждать формирование кадровых
ресурсов в агропромышленном комплексе
республики. В этом плане важнейшими направлениями
в достижении стратегической цели, стоящей
перед нами, являются следующие задачи: -
выравнивание возможностей доступа представителей
различных социально-профессиональных
групп населения к качественному образованию; -
удовлетворение потребностей личности
в интеллектуальном, культурном и нравственном
развитии посредством получения высшего
и (или) после вузовского профессионального
образования; - удовлетворение потребностей
и квалифицированных специалистах с высшим
образованием соответствии с федеральными
и республиканскими компонентами государственного
образовательного стандарта; - развитие
сельскохозяйственной науки путем организации
и проведения к тесной связи с учебным
процессом фундаментальных, прикладных
научных исследований и творческую деятельность
студентов; - накопление, сохранение и приумножение
нравственных, культурных и научных ценностей
и достижений общества;
- подготовка, переподготовка
и повышение квалификации работников
с высшим образованием; - формирование у
студентов гражданской позиции, способности
к труду и жизни в условиях современной
цивилизации и демократии; - распространение
знаний среди населения республики, повышения
его образовательного и культурного уровня; -
разработка и издание учебной, научной
и методической литературы; - развитие
материально-технической базы и социальной
инфраструктуры академии до нормативного
уровня. Образовательная
деятельность. В последнее время ведется
планомерное реформирование структуры
специальностей, по которым ведется подготовка
кадров. Эти изменения связаны с оценкой
ситуации Ученым советом и руководством
вуза и правительством Республики Саха
(Якутия), учитывающими как конъюнктуры
спроса рынка труда на выпускников той
или иной специальности, а также необходимостью
сохранения сложившегося научно-педагогического
коллектива нашего северного вуза. Если
в 1992г. Подготовка специалистов шла по
трем специальностям: зоотехния, ветеринарная
и экономика и управления в АПК, то в настоящее
время Якутское Государственная сельскохозяйственная
академия ведет набор и обучении студентов
по восьми специальностям. Плановый набор
студентов дневного обучения на 1999-2001
год составляет 400 студентов, из них в головном
вузе – 250, Олекминском филиале – 75, и в
недавно образованном согласно постановлению
правительства Республики Саха (Якутия)
от 25 июня 1999 года, на базе Октемского агротехнологического
лицея Октемского филиала ЯГСХА по двум
специальностям: «Агрономия» и «сервис
и техническое эксплуатация транспортных
и технологических машин и оборудования
с/х» - 75. Увеличение набора студентов связано
с тем что выпускники академии востребованы
народным хозяйством республики, углубленное
специализация которых отвечает требованиям
изменившихся социально-экономических
условий агропромышленного комплекса
республики. Октемский филиал ЯГСХА создан
как научно-производственный центр северного
земледелия, где планируется концентрация
научно-исследовательских разработок
к агротехнологическому возделыванию
зерновых, картофеля, овощных и плодово-ягодных
культур в условиях криолитозоны, готовятся
высококвалифицированные специалисты
для агротехнологического и инженерно-технического
обеспечения северного села. Увеличивается
набор по специальности «технология сельскохозяйственного
производства», где введены специализации
по следующим направлениям: - селекция
и генетика сельскохозяйственных животных; -
промышленное рыбоводство и рыболовство; -
технология производства продукции растениеводства
и животноводства; - технология хранения,
переработки стандартизации продукции
растениеводства и животноводства; - эксплуатация
машин и оборудования технологических
процессов при переработке продукции
растениеводства и животноводства; По
специальности «Сервис и техническая
эксплуатация транспортных технологических
машин и оборудования в сельском хозяйстве»
с 1997г. Открыты специальности: - «Организации
и технология технического сервиса (экономика
технического сервиса; организация технологического
сервиса; проектирование предприятий
технического сервиса; технология ремонта
машин; эксплуатация МП; транспорт в сельском
хозяйстве)»; - « Экономика и управление
техническим сервисом (бухгалтерский
учет; экономика технического сервиса;
менеджмент в техническом сервисе; налоговая
система; финансы и кредит)»; - электрификация
и автоматизация сельскохозяйственных
технологических процессов. По специальности
«Ветеринария» открыты специализации
по следующим направлениям: ветеринарно-санитарный
врач, серолог, гематолог, микробиолог,
паразитолог, ихтиолог, кинолог. Экономический
факультет готовит специалистов для аграрного
сектора. Благодаря специализированному
обучению в стенах ЯГСХА по агротехнологическим
дисциплинам в отличии от экономических
вузов общего профиля, академия обеспечивает
отрасль экономистами, хорошо знающими
технологию введения отрасли АПК. Придавая
особое значения вопросам реструктуризации
аграрного сектора экономики республики
к новым рыночным отношениям, на экономическом
факультете 1998г. преподаются следующие
специализации: «экономика и управление
аграрным производствам», «бухгалтерский
учет и аудит», «бухгалтерский учет в сельском
хозяйстве», «бухгалтерский учет в страховых
организациях», «налоги и налоговый учет
в АПК», «бухгалтерских агросервисных
и перерабатывающих организациях АПК»,
«бухгалтерский учет вне экономической
деятельности АПК». При составлении учебных
программ и планов четкими ориентирами
были разработаны и утвержденный Правительством
Российской Федерации Государственной
образовательный стандарт высшего профессионального
образования и составная часть Госсдандарта
- Классификаторы направлений и специальностей.
Произошло расширение сфер деятельности
систем профессионально образования что
обусловило развитии, расширения ассортимента
предлагаемых образовательных услуг т.е.
сложились необходимые условия для функционирования
этой системы в рыночных отношениях. Разработанные
и утверждены нами программы рабочие и
учебные планы полностью соответствуют
новым программам и примерным учебным
планам, предложенным учебно-методический
объединениями. Научно-исследовательская
работа
Реализация очередного
этапа реформы системы высшего
аграрного образования в Республике
Саха (Якутия) требует разработки всего
комплекса теоретических и практических
проблем высшего аграрного образования.
Необходимо также обеспечить развитие
научно-исследовательской и научно-инновационной
деятельности ЯГСХА, превратить вузовский
сектор сельскохозяйственной науки
в крупную подсистему интегрированного
научно-технического комплекса республики,
способную сочетать масштабное проведенное
фундаментальных исследований с конкурентоспособными
разработками коммерческого характера. Реформирование научно-исследовательской
и научно-инновационной деятельности
в сфере высшего аграрного образования,
осуществления с учетом кардинальных
перемен в научной жизни республики, способствует
становлению присущих рыночной экономике
механизмов научно-технического прогресса. В
соответствии с перспективными направлениями
научно-технического прогресса и приоритетами
социально-экономического развития республики,
вытекающими из среднесрочной программы
Правительства Республики Саха (Якутия),
в краткосрочной перпективе разработана
тематика научно-исследовательских работ.
На этой основе и с учетом имеющихся финансовых
возможностей, сформированы целевые программные
исследования на 1999-2004 гг, рассчитанные
на достижение важных теоретических и
прикладных результатов: - определены приоритетные
научно-исследовательские работы в сфере
сельскохозяйственной науки, в фундаментальных
и прикладных исследованиях, разработаны
механизмы их реализации; - разработана
целевая республиканская научно-техническая
программа Якутской государственной сельскохозяйственной
академии на тему «Разработка рекомендаций
по повышению эффективности сельскохозяйственного
производства в Республике Саха (Якутия)
в условиях рыночных отношений» с целью
концентрации выделяемых ресурсов, а также
научного потенциала на приоритетных
направлениях сельскохозяйственной науки
с учетом специфики высшей школы, призванной
обеспечить высокий уровень подготовки
специалистов; - разработаны совместно
с Академией наук РС (Я) основные принципы
и механизмы, обеспечивающие проведение
интеграции высшего образования, академической
и отраслевой науки. Повышение качественного
роста профессрско-преподавательского
состава проводится путем создания условий
для их творческого роста в системе повышения
квалификации, обеспечения социальной
защиты. Международные
связи Развитие международных связей
ЯГСХА идет по следующим направлениям: -
расширение и углубление связей в области
сельскохозяйственного образования, подготовка
и повышение квалификации научно-педагогических
кадров; - обмен преподавательскими и научными
кадрами, стажерами, аспирантурами, документами
и студентами; - для реализации указанных
задач планируется направлять преподавателей
и студентов на обучение, стажировку и
повышение квалификации в ведущие вузы
страны и СНГ, США, Франции, Канады, Англии,
Израиля, Фирляндии.
Основные вехи развития высшего
образования в Якутии
В 1907 году в «Якутской газете»
писали, что только один якут имеет
высшее образование. Этот факт красноречивее
и убедительнее многих других интерпретирует
прошлое.
Развитие образования
и науки в Якутии было мечтой лучших
представителей народа саха. Первым о
необходимости открытия учебного заведения
в Якутске для подготовки кадров из местного
населения писал глава Борогонского улуса Алексей
Аржаков, широко известный как Сэhэн Аржаков.
В начале XX столетия в г. Якутске число учащихся
в учебных заведениях было: в реальном
училище - 119, женской гимназии -126, духовной
семинарии - 58, мужском духовном училище
- 117, женском епархиальном училище - 80,
образцовой при семинарии школе - 36. В дореволюционное
время отдельные представители народа
саха обучались в университетах и институтах
России.
К 30-м годам XX века в Якутии
было 496 школ, 14 техникумов (горный, дорожный,
строительный, медицинский, потребкооперации,
рыбного хозяйства, полеводческий,
сельскохозяйственный, финансовый, пушно-звероводческий,
речной, три педагогических техникума),
педагогический и сельскохозяйственный
рабфаки.
Одним из самых заветных желаний
народа саха было (и остается по сей день)
приобретение у знаниям. Грамотный и образованный
якут всегда почитался наравне с князем,
главой, губернатором, именитым шаманом,
а может быть, даже выше. В 1934 году в Якутске
открылся первый за всю историю Якутии
ВУЗ – педагогический институт, а еще
через год – учительский институт.
С 1934 по 1950 годы оба учебных
заведения выпустили 3600 студентов.
В 1956 году в Якутске на
базе пединститута открывается Якутский
государственный университет.
Рост образования народа
саха неразрывно связан с развитием двуязычия.
Знание русского языка было обязательным
условием для тех, кто намеревался получить
высшее образование, овладеть новыми специальностями
и профессиями.
Крупным высшим учебным заведением
стала Якутская государственная
сельскохозяйственная академия, которая
тоже становится крупным комплексом
по подготовке кадров для агропромышленного
комплекса, научным центром по разработке
новых технологий получения продовольствия
в условиях Крайнего Севера. ЯГСХА
имеет свои филиалы в Олекминском
и Хангаласском улусах.
О путях развития высшего
образования в республике, должны
иметь в виду цели и задачи, которые
вставали перед республикой на различных
этапах ее истории.
Первые поколения выпускников
Якутского госуниверситета, в основном,
специалисты педагогического профиля,
как волна за волной, массовым потоком
пополняли армию учителей. В школах
почти все преподаватели в
старших классах имели высшее
образование. Резко повысилось качество
обучения, на новую ступень подтянулась
воспитательная работа.