Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:31, реферат
Регулирование рынка труда представляет сложную систему мер и мероприятий, охватывающих не только сферу занятости, но и все элементы экономической системы общества.
Механизм государственного регулирования по эффективному функционированию рынка труда предполагает реализацию общеэкономических законов, методов и инструментов, которые могут оказать значительное влияние на уровень занятости, а также определить принимаемые на разных уровнях решения, направленные на его стабилизацию. Регулирование рынка труда необходимо рассматривать как совокупность функций управления, которые осуществляют государственные органы власти, с целью сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
8.Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник для вузов. В 2 т. Т 2. / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Л.С. Бабыкина / под общ. ред. Ю.Г. Одегова. — М.: Альфа-Пресс, 2007. — 921 с
Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения». Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения государственная политика в области содействия занятости населения направлена:
– на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
– обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
– создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
– поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
– осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
– предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
– поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
– объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
– координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
– координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
– международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Механизм реализации государственной политики занятости
Основными инструментами реализации государственной политики занятости являются активный и пассивный методы осуществления политики занятости.
Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее естественного уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.
Принципы активной политики занятости (по МОТ):
– защита рынка труда;
– гарантия занятости;
– гарантия сохранения рабочего места;
– гарантия доходов;
– гарантия воспроизводства рабочей силы;
– гарантия прав представителей трудящихся.
Активная политика занятости включает следующие меры:
– повышение конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности рабочей силы, соответствующей по своей структуре технологическим потребностям и структуре спроса на рынке труда;
– инициирование спроса на рабочую силу со стороны государственного сектора экономики;
– поощрение развития малого предпринимательства и самозанятости.
К средствам активной политики занятости относятся:
– информация о рынке труда (предоставляемая потенциальным работникам, работодателям, другим заинтересованным субъектам);
– содействие в трудоустройстве;
– профессиональное обучение безработных;
– профессиональное консультирование;
– общественные работы;
– организация занятости подростков;
– временная, субсидируемая занятость;
– квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории, например инвалидами);
– поддержка рабочих мест (программы с частичным финансированием рабочего места органами по вопросам занятости и работодателями);
– поддержка предпринимательской активности безработных граждан;
– поддержка самозанятости безработных граждан;
– территориальное перераспределение рабочей силы (переезд в места трудоустройства).
Пассивная политика занятости – это меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы.
К таким мерам относятся:
– поддержание доходов (выплата пособия по безработице, доплаты на иждивенцев, обеспечение товарами первой необходимости, лечение, отдых и т. д.);
– компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений;
– временная частичная компенсация доходов работников, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не полный рабочий день по не зависящим от них причинам;
– снижение пенсионного возраста;
– распределение существующих рабочих мест между большим количеством работников с сокращением рабочего времени.
Механизм реализации государственной политики занятости включает следующие элементы:
– законодательство;
– программы занятости;
– государственные органы по вопросам занятости;
– система социального партнерства.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы. Механизм реализации государственной политики занятости включает координацию деятельности различных государственных органов, а также привлечение кадровых, финансовых и материальных ресурсов.
Организация и исполнение программ занятости лежит на органах государственной власти по вопросам занятости и включает работу как с наемными работниками, так и с работодателями.
Урегулирование интересов между наемными работниками и работодателями осуществляется при участии государства на основе социального партнерства.
Рынок труда, способы его регулирования
Составной частью структуры рыночной экономики является рынок труда, который функционирует в ней наряду с другими рынками материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д.
На рынке труда одна сторона представлена лицами, ищущими работу, другая - работодателями.
Рынок труда отличается от рынков обычных товаров. В нем действуют присущие человеческому фактору регуляторы и социальные силы.
Труд, как целенаправленная деятельность и предприимчивость, как свойство труда, изначально присущи человеку. Их становление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества.
Совместная деятельность людей в первобытную эпоху практически совпадала с процессом труда и направлялась преимущественно на добывание пищи. Занимаясь охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирая съедобные моллюски, растения и другие дары природы, люди не знали иного разделения труда, чем по полу и возрасту.
В настоящее время труд рассматривается как сознательная целенаправленная созидательная деятельность, с приложением человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей.
Каждый человек обладает различной степенью способности или неспособности к тому или иному виду деятельности.
Задача руководителя - оказать помощь подчиненным выбрать для себя тот вид труда, который в наибольшей степени соответствует его профессиональным способностям. Во многих случаях работники не достигают желаемых результатов в труде, разочаровываются в своей работе только потому, что они не прошли профотбор, им не оказали помощи в профессиональной ориентации.
В зависимости от уровня использования трудоспособного населения различаются несколько трактовок занятости населения на рынке труда: полная, рациональная, эффективная, социально-эффективная, потенциальная.
В международной практике под полной занятостью понимается не поголовная занятость трудоспособного населения, а такое состояние, когда спрос на рабочие руки равен их предложению.
Занятость может быть описана системой показателей, отражающих:
Важнейшими факторами, определяющими использование трудовых ресурсов и формирующими рынок труда, призванными выполнять функции основного регулятора движения рабочей силы, являются: многоукладность экономики, переход предприятий на эффективные формы хозяйствования.
В рыночных условиях обязательно должен существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т.е. естественная норма безработицы.
Рыночному хозяйству противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.
Рынок труда в настоящее время является наиболее стабильным элементом российской экономики.
Под рынком труда понимают сферу формирования и реализации спроса и предложения рабочей силы.
Ценой рабочей силы является заработная плата.
Рынок труда имеет ряд особенностей, отличающих его от рынков обычных товаров:
Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику.
Рынок труда делится на открытый и скрытый. Открытый рынок охватывает все трудоспособное население, которое ищет работу и нуждается в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, ученические места. Открытый рынок состоит из официальной и неофициальной частей.
Официальная часть включает зарегистрированные места в службе занятости.
Неофициальная часть включает потребность трудоустройства, основанного на непосредственных контактах между работодателями и лицами, ищущими работу.
Скрытый рынок рабочей силы составляют работники, сохраняющие статус занятых, но вероятность потери работы у них велика.
Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются по их результатам соответствующие программы для регулирования рынка рабочей силы.
Информация о работе Основные задачи государственного регулирования на рынке труда