Инфраструктура сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:19, реферат

Краткое описание

Агропромышленный комплекс продолжает трансформироваться в социально-рыночную систему органического типа, где все его сферы соединены преимущественно саморегулирующимися связями. Одновременно со становлением и развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве формируется и развивается соответствующая система инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, в структуре которой важное место занимает социальная и производственная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на эффективность функционирования хозяйственного механизма АПК в силу участия в создании продукта основного производства и обеспечения воспроизводства рабочей силы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.98 Кб (Скачать)

- восстановление базовых  производственных мощностей в  райцентрах и других поселениях  по ремонту бытовой техники,  радиоэлектронной аппаратуры, химической  чистке одежды и стирке белья,  ремонту и строительству жилья  по индивидуальным заказам населения;

- восстановление стационарной  приемной сети бытового обслуживания  в сельских поселениях и возобновление  выездных форм обслуживания сельского  населения городскими предприятиями;

- удовлетворение платежеспособного  спроса жителей села на основные  виды бытовых услуг, включая  услуги, связанные с ведением личного подсобного хозяйства;

- обеспечение доступности  (льготных тарифов) наиболее насущных  видов бытовых услуг пенсионерам  и другим наиболее социально уязвимым группам сельского населения.

 

 

Заключение

 

В целях экономии материальных ресурсов и более полного удовлетворения запросов населения учреждения культурно-бытового обслуживания следует размещать  по принципу транспортной и временной  доступности, который в настоящее  время часто не учитывается. Система  призвана обеспечить сельскому жителю равные с городом условия для  выбора места работы, отдыха, учебы, приобретения товаров, доступ к культурным ценностям , расширить границы формальных и неформальных связей и контактов. Поэтому предлагается её ступенчатое размещение :

* во всех поселках учреждения  повседневного обслуживания- начальные школы, детские сады, ясли, библиотеки, магазины товаров первой необходимости, кинозалы, медицинские пункты;

* на центральных усадьбах  и в крупных поселениях - учреждения  периодического обслуживания - средние  школы, клубы, дома отдыха, столовые, кафе, магазины, приемные пункты бытового обслуживания;

* в районных центрах  - учреждения эпизодического обслуживания - технические училища, больницы, дома культуры, комбинаты бытового  обслуживания, универмаги и специализированные магазины, рестораны и т.д.

Политика Правительства  в области реформирования социальной сферы предусматривает ослабление функций государства в реализации конституционных прав граждан на образование, медицинскую помощь, услуги культуры, жилище, ее финансированную  приватизацию и коммерциализацию. Село включается в эти реформы на общих  основаниях, и по темпам , и по масштабам преобразований, без учета более низкого по сравнению с городом качества человеческого капитала и условий его воспроизводства, особенностей расселения, снижающих эффективность предпринимательства в социальной сфере, адаптированности населения к рыночным преобразованиям, что приведет к окончательному разрушению сельской социальной сферы и подрыву социальных предпосылок развития АПК.

Особенности села как социально-территориальной  подсистемы общества определяют необходимость:

- включения социальной  сферы села в рыночные отношения  замедленными по сравнению с  городом темпами, по мере достижения  социально-экономического равновесия между городом и деревней;

- приоритетности государственной  поддержки социальной сферы села, включая расширение и модернизацию  материально-технической базы государственного  и муниципального секторов, стимулирование  развития негосударственного сектора  для обеспечения возможности  выбора типов и форм обслуживания  с учетом интересов разных  по уровню доходов групп сельского населения;

- льгот и компенсаций  работающим на селе специалистам социально-культурных отраслей;

- установления федеральных  и региональных нормативов материально-технического  обеспечения и финансирования, на  основе которых будут формироваться  бюджетные расходы на социальные  нужды, дифференцированно по городу  и селу с учетом повышенной  удельной затратности сельских объектов социальной и инженерной инфраструктуры и расширенного по сравнению с городом объема услуг, оказываемых населению бесплатно и на льготной основе в пределах минимальных социальных стандартов.

В целях сближения условий  жизнедятельности в городе и деревне, создания на селе среды обитания, позволяющей воспроизводить на расширенной основе полноценный демографический потенциал, формировать способность товаропроизводителей к высокопроизводительному труду и освоению эффективных технологий, всесторонне развивать личность социальная сфера села должна развиваться на многоукладной основе, предусматривающей сочетание всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной), а также бесплатной и платной форм обслуживания при сохранении основных позиций в социально-культурных отраслях за государственным и муниципальным секторами и гарантированном обеспечении населения бесплатными услугами в пределах государственных минимальных социальных стандартов, установленных для сельской местности.

Для улучшения содержания и развития объектов социальной инфраструктуры необходимо:

- усилить роль государства  в проведении социальной политики  на селе с применением экономических  стимулов и правового регулирования  на основе разработки федеральных  программ и законов по социальному развитию села;

- изыскать в федеральном  и региональных бюджетах долгосрочные  инвестиционные кредиты для индивидуального  жилищного строительства на селе  под залог недвижимости, готовых  помещений, земельных участков  с условием предоставления кредита  на 25 лет с небольшой ставкой  за его использование - до 20 %;

- сельхозпредприятиям, продолжающим  содержать объекты социальной  сферы, предоставлять гарантии, льготы  в реализации продукции, в кредитовании  и применять к ним поощрительные меры;

- компенсировать сельхозпредприятиям  затраты на содержание остающихся  у них объектов из местных  бюджетов на уровне принятых нормативов;

- снизить сельхозпредприятиям  налоги, включая и земельный, пропорционально затратам на содержание остающихся у них объектов;

- ускорить передачу  социальной сферы местной власти  с упорядочением налогообложения  на содержание ее объектов  всех товаропроизводителей, расположенных  в сельской местности, а также  в городской, если производство  связано с эксплуатацией ресурсов  села;

- поощрять создание потребительских  кооперативов, агропромышленной интеграции (объединения, ассоциации, агрокомбинаты)  и других форм объединений  различных землепользователей по  социальному обслуживанию населения;

- иметь утвержденный правительством  порядок передачи социальной  и инженерной инфраструктуры  села органам местного самоуправления  сельских поселений, правовую  основу передачи, определить перечень  объектов и установить механизм  финансирования затрат на их содержание и развитие;

- принять закон «О фондах  социального развития и инженерного  обустройства сельских территорий».

Осуществление всех вышеизложенных мероприятий будет способствовать улучшению развития социальной сферы  села.

 

 

Список литературы

 

1. Алешин А. Кооперативные  отношения в АПК // АПК 1998 №8.

 

2. Богдановский В. Экономический механизм и социальные отношения в коллективном хозяйстве // АПК 1997 №1.

 

3. Жуков Л., Москалев М.  Концепция занятости сельского  населения // АПК 1998 №3.

 

4. Радугин Н. Социальная  инфраструктура российской деревни  // АПК 1996 № 1.

 

5. Шакиров Ф. Кооперация - важное направление подъема  экономики аграрного сектора  // АПК 1997 №1.


Информация о работе Инфраструктура сельского хозяйства