Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:34, контрольная работа
Сельское хозяйство имеет стратегическое значение для национальной экономики, так как обеспечивает продовольственную безопасность страны, а наличие существенного количества убыточных организаций сельского хозяйства вызвало необходимость осуществления их финансовой устойчивочсти, в целях обеспечения развития агропромышленного комплекса страны.
Введение………………………………………………………….………………3
Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и устойчивость их развития………………………………………………………………………......4 Повышение доступности кредитов……………………………………………..5
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе………………………………………………………………………………..7
Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства……….12
Снижение рисков в сельском хозяйстве………….............................................14
Заключение………………………………………………………………………17
Список Литературы……………………………………………………………..19
Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства.
В рамках направления оказывается государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям области, осуществляющим техническое и технологическое переоснащение собственного производства. Для этого был увеличен размер предоставления субсидий до 15% стоимости приобретаемой сельскохозяйственной техники и оборудования. (3)
Снижение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также увеличение процентной ставки по кредитам в 2009 году, значительно усложнили решение задач по технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства. Снижение доступности инвестиционных кредитов позволило сельхозтоваропроизводителям привлечь только 149,3 млн. кредитных ресурсов (при целевом показателе – 540 млн. рублей) или 16% к уровню 2008 года.
Значительный вклад в обновлении машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей занимает приобретение техники и оборудования на условиях финансовой аренды (лизинга) через ОАО «Росагролизинг».
За счет инвестиционных кредитов и собственных средств ведется техническое переоснащение животноводческих комплексов и ферм.
Вопрос о приоритетных направлениях развития сельскохозяйственной науки как основы инновационных преобразований в АПК был обсужден на Комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса 24 декабря 2009 г. Сейчас министерство совместно с Россельхозакадемией работает над реализацией принятых решений. Речь идет о формировании в сельском хозяйстве современной инновационной системы, элементы которой должны охватывать весь жизненный цикл инновации: от зарождения идеи до освоения законченной разработки в производстве. Только решив эту задачу, можно ликвидировать разрыв между научным потенциалом и эффективностью его использования и повысить уровень коммерциализации научных разработок.(5)
Для этого требуется комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера как со стороны государства, так и научного сообщества.
Во-первых, необходимо укрепить взаимодействие между Министерством сельского хозяйства России и Россельхозакадемией на всех стадиях научно-технологического цикла: планирование НИР, их осуществление и внедрение в производство. Однако сейчас нет единого плана научно-исследовательских работ. Годовые планы НИР академических институтов разрабатываются, как правило, без участия министерства. Мало совместных, создаваемых вузами Минсельхоза России и НИИ Россельхозакадемии, исследовательских групп и центров коллективного пользования оборудованием. Только шесть институтов Россельхозакадемии участвуют в деятельности Российского центра сельскохозяйственного консультирования.
Во-вторых, целесообразно перестроить практику распространения результатов НИОКР. Сейчас научные исследования и освоение их результатов в производстве существуют как бы в "параллельных мирах". В бюджете Россельхозакадемии за последние 10 лет, в отличие от других государственных академий, снизилась на 20% доля финансирования прикладных исследований и разработок.
В-третьих, сельскохозяйственная наука существенно недофинансирована несмотря на рост расходов на НИОКР в последние 5 лет как по линии Россельхозакадемии, так и Минсельхоза России. В целом отношение государственных затрат на науку в сельском хозяйстве в процентах к добавленной стоимости отрасли составляет в России 0, 37%, тогда как в развитых странах - в 7-10 раз больше (в Японии - 3, 62%, Австрии - 3, 38, Дании - 3, 14, США - 2, 65%). Кроме того, в Россельхозакадемии самые низкие затраты в расчете на одного исследователя: 425 тыс. руб. в 2007 г., тогда как в РАН - 727 тыс. руб.
В-четвертых, самое главное - кадровая проблема. Все перечисленные меры будут содействовать росту престижа аграрной науки, а значит притоку в нее молодых талантливых исследователей. Но при этом в каждом научно-исследовательском учреждении должен быть план стажировок и повышения квалификации сотрудников в ведущих отечественных и зарубежных научных центрах и университетах. Целесообразно совместно с вузами отобрать лучших выпускников, аспирантов, молодых сотрудников и направить их на стажировку. (6)
Снижение рисков в сельском хозяйстве.
В 2009 году государственная поддержка в рамках направления осуществлялась посредством предоставления субсидий на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 40 процентов;
обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве в условиях роста цен на промышленную продукцию;
стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения 40 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля и чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье и переувлажнение почвы).
Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета предполагается осуществлять на условиях финансирования расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, которое должно составлять не менее 10 процентов затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования. (3)
Заключение.
Существует много особенностей, связанных с самой отраслью сельского хозяйства. Существенной спецификой сельского хозяйства является его самовоспроизводство. Естественные процессы, которые сопровождают сельское хозяйство, имеют достаточную протяженность во времени. Следовательно, кругооборот средств оказывается весьма продолжительным. В сельском хозяйстве поступление доходов в течение года неравномерно. Оценить хозяйственную деятельность и подсчитать результат можно только в конце года.
Зависимость сельскохозяйственного производства от природных явлений вызывает необходимость создания на предприятии специальных страховых и резервных фондов в денежной и натуральной форме. Все работы, которые включаются в технологический цикл, обязательны к исполнению и имеют четкую временную привязку. Должно быть точное соблюдение всей технологической цепочки. Это обуславливает необходимость концентрации ресурсов и средств к совершенно определенным срокам работ. (1)
В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
В связи со стратегической важностью сельскохозяйственного производства необходима государственная поддержка предприятий аграрной отрасли, включающая финансовые, организационные, правовые меры. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований.
Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо скорейшее осуществление программы государственной поддержки агропромышленного комплекса, целевое выделение средств из государственного бюджета, использование финансовых источников на местах, привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Решению проблем АПК будет способствовать и объединение усилий центральной власти и регионов в виде создания фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес - структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона. Роль государства заключается и в социально-экономическом развитии территорий, базирующемся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов управления АПК.
Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально-технической и технологической основы производства. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно. (2)
Имеющийся природный потенциал при условии создания надлежащих экономических условий может способствовать возрождению аграрного сектора. Однако в огромной степени это будет зависеть от коренного пересмотра принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок его развития.
Список Литературы
1)Апушова, Т.С. Направления финансовой стабилизации функционирования предприятий сельского хозяйства [Текст] / Т.С. Апушова, А.Г. Зеленский // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы I Международной научно-практической конференции (Невинномысск, 26 февраля 2008 г). Сборник в 3 томах. Т.2 - Невинномысск: НИЭУП, 2008.
2)Анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие/ [Бариленко В.И. и др.]; под ред. В.И. Бариленко. -- М.: Издательство «Омега-Л», 2009. --414 с.
3)Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
4) "Российская газета" - www.rg.ru
5)Сёнин А. Н. О совершенствовании механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. —№ 11.
6)Журнал «Экономист» №3/2010.
7)http://miem.itsoft.ru/2011/
Приложение.
20
Информация о работе Достижение финансовой устойчивочти сельского хозяйства