Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:34, контрольная работа
Сельское хозяйство имеет стратегическое значение для национальной экономики, так как обеспечивает продовольственную безопасность страны, а наличие существенного количества убыточных организаций сельского хозяйства вызвало необходимость осуществления их финансовой устойчивочсти, в целях обеспечения развития агропромышленного комплекса страны.
Введение………………………………………………………….………………3
Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и устойчивость их развития………………………………………………………………………......4 Повышение доступности кредитов……………………………………………..5
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе………………………………………………………………………………..7
Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства……….12
Снижение рисков в сельском хозяйстве………….............................................14
Заключение………………………………………………………………………17
Список Литературы……………………………………………………………..19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и устойчивость их развития…………………………………………………………
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе……………………………………………………………………
Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства……….12
Снижение рисков в сельском хозяйстве………….................
Заключение……………………………………………………
Список Литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Сельское хозяйство имеет стратегическое значение для национальной экономики, так как обеспечивает продовольственную безопасность страны, а наличие существенного количества убыточных организаций сельского хозяйства вызвало необходимость осуществления их финансовой устойчивочсти, в целях обеспечения развития агропромышленного комплекса страны.
Опережающий рост цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, по сравнению с ценами на их продукцию, является причиной различий в уровне рентабельности, оплаты труда, технической оснащенности отраслей, что приводит к низкой конкурентоспособности и убыточности отрасли. С началом радикальных реформ в 1990-е годы резко уменьшились объемы производства сельскохозяйственной продукции, снизился уровень продовольственной безопасности России, и возникла проблема увеличения государственной поддержки аграрной сферы. (1)
В последние годы были приняты нормативно-правовые акты, федеральные целевые программы, приоритетные национальные проекты по развитию сельского хозяйства. Принятие Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" оказало положительное влияние на финансы организаций сельского хозяйства.
Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и устойчивость их развития
Главными показателями финансовой устойчивости являются рост прибыли и рентабельности, снижение просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций. В 2009 году, по данным бухгалтерской отчетности, представленной сельскохозяйственными организациями в департамент сельского хозяйства и продовольствия, прибыль до налогообложения сельскохозяйственных организаций составила 1043,5 млн. руб., что на 419,7 млн. руб., или на 28,7% меньше по сравнению с 2008 годом. Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учётом субсидирования из бюджетов всех уровней) составила 10,8% против 15,6% в 2008 году.
Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций составил 70,8% (на 3,5 процентных пункта ниже предыдущего года).
Просроченная суммарная задолженность по обязательствам в сельском хозяйстве (растениеводство, животноводство и растениеводство в сочетании с животноводством), по данным Кировстата, на 1 января 2010 года составила 367,4 млн. руб. или снизилась по сравнению с началом 2009 года на 18%. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредиторской задолженности составил 14%.
В продолжается реализация Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». За период проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в программе финансового оздоровления принял участие 381 сельскохозяйственный товаропроизводитель области. По состоянию на 01.01.2010 сумма просроченной задолженности по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, поставщикам и подрядчикам, на которую заключены соглашения с сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами о ее реструктуризации, составила 446,9 млн. рублей, в том числе штрафы и пени по налогам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды – 103,8 млн. рублей.
В то же время из программы финансового оздоровления выбыли из-за невыполнения ее условий 182 сельскохозяйственные организации, имевшие просроченную кредиторскую задолженность на сумму 513 млн. руб. Завершили процедуру реструктуризации в связи с выполнением ее условий 4 сельскохозяйственные организации. (7)
Повышение доступности кредитов
Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока. (1)
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах двух третьих, но не менее одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять при условии финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам и займам, оформленным после 1 января 2010 г., в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита. (3)
По итогам первого полугодия 2011года Россельхозбанк увеличил кредитование агропромышленного комплекса на 21,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Об этом на состоявшемся в понедельник заседании наблюдательного совета банка доложил председатель правления Дмитрий Патрушев.
Он сообщил, что были увеличены объемы кредитования практически по всем направлениям финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства, говорится в сообщении банка. Наиболее заметные результаты достигнуты в части кредитования весенних полевых работ, объемы которого составили 92 млрд руб. и увеличились на 22% по сравнению с 1-м полугодием 2010 года.
Принятые в первом квартале меры по стимулированию кредитования и повышению доступности кредитных ресурсов (снижение процентных ставок, упрощение процедур выдачи кредитов, предоставление филиалам дополнительных полномочий в вопросах кредитования) привели к ускорению темпов роста кредитного портфеля с 5,1% в 1-м квартале до 10,5% во 2-м квартале 2011 года. За первое полугодие объем кредитного портфеля банка вырос на 16% и достиг 850,7 млрд руб. План первого полугодия по кредитованию перевыполнен на 2,8%.
По состоянию на 1 июля 2011 года число клиентов банка превысило 2,9 млн, увеличившись на 18% по сравнению с началом года.
Набсовет рекомендовал банку продолжить работу по кредитной поддержке мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в том числе в части повышения доступности кредитных ресурсов для предприятий агропромышленного комплекса, смежных отраслей. (4)
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе.
Основной целью мероприятий по развитию малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. (2)
Выполнение целевых индикаторов по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
|
|
|
|
---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На территориях, где сельскохозяйственные организации прекратили свое существование, малые формы хозяйствования остаются единственными структурами, которые в той или иной мере поддерживают хозяйственную деятельность на селе.
В 2009 году прирост валовой продукции крестьянских (фермерских) хозяйств составил 0,8% к уровню 2008 года, в личных подсобных хозяйствах граждан производство продукции снизилось на 7,9%. Объем реализации продукции собственного производства снизился на 9,7 % к уровню предыдущего года.
В целях повышения занятости сельского населения и доходности личных хозяйств гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в 2009 году предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на реализацию животноводческой продукции собственного производства. На эти цели в 2009 году из областного бюджета израсходовано 41,7 млн. рублей. Субсидии получили около 6 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Не выполнены целевые индикаторы по привлечению малыми формами хозяйствования на селе кредитных ресурсов. Одной из основных причин низкой кредитоспособности малых форм хозяйствования (включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы) является недостаточность или полное отсутствие залоговой базы.
Объём кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, составил 134,3 млн. рублей (при целевом индикаторе – 465 млн. рублей).
Объём и структура по источникам кредитов (займов),
полученных малыми формами хозяйствования в 2009 году
|
|
| |||
---|---|---|---|---|---|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По кредитам, выданным малым формам хозяйствования, среди других кредитных организаций доминирует ОАО «Россельхозбанк» с долей 83,8%.
В 2009 году на развитие малых форм хозяйствования Россельхозбанком было выдано 631 кредит на сумму 116,5 млн. рублей с учётом выданных сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (СКПК). В рамках Государственной программы ОАО «Россельхозбанк» прокредитовал 21 крестьянское (фермерское) хозяйство на сумму 22,3 млн. рублей и 604 личных подсобных хозяйства на сумму 77,9 млн. рублей. Общий объем кредитно-финансовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов составил 16,3 млн. рублей, из них предоставлены: СПоК – 5 кредитов на сумму 12,3 млн. рублей; СКПК – 1 кредит на сумму 4,0 млн. рублей.
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы выдали всем категориям заемщиков более 2,4 тыс. займов на сумму 105,3 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом сумма предоставленных займов увеличилась в 1,8 раза. В СКПК активно кредитовались как крестьянские (фермерские) хозяйства так и личные подсобные хозяйства. (5)
Объем субсидируемых кредитов и займов, привлеченных малыми формами хозяйствования, по состоянию на 01.01.2010 составил (включая заключенные договоры прошлых лет) 711,6 млн. рублей (при целевом показателе – 600 млн. рублей).
Объем субсидируемых кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования на селе, на конец года, млн. рублей
Получателями основной суммы субсидируемых кредитов и займов стали личные подсобные хозяйства (96,8%). В разрезе муниципальных районов наибольшую долю кредитов получили Малмыжский район – 15,3%, Сунский район – 12,5%, Вятскополянский район – 12,1%.
Основной объём кредитов и займов личные подсобные хозяйства брали на сельскохозяйственные нужды на срок до 5 лет (89,6%), крестьянские (фермерские) хозяйства - на срок до 8 лет (63,5%), СПоК – сроком до 8 лет (60,9%).
Средний размер кредита, взятого в коммерческом банке, по личным подсобным хозяйствам составил 84,3 тыс. рублей, по крестьянским (фермерским) хозяйствам – 1,2 млн. рублей, по СПоК – 3,5 млн. рублей.
В рамках направления оказывалось содействие развитию потребительской кооперации. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации позволяет обеспечить реальное участие мелких сельхозтоваропроизводителей в укреплении сельской экономики.
В 2009 году девять сельскохозяйственных потребительских кооперативов получили субсидии в сумме 4 млн. рублей на возмещение части стоимости (до 50%) приобретаемой ими сельскохозяйственной техники и оборудования для заготовки, транспортировки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Участниками Государственной программы в 2009 году являлись 4,9% ведущих сельскохозяйственное производство фермеров и 1,3% личных подсобных хозяйств. (7)
Информация о работе Достижение финансовой устойчивочти сельского хозяйства