Знаковая природа речевой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:36, реферат

Краткое описание

Знак - основное понятие семиотики. В широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.

Оглавление

Введение
1. Понятие знака. Ст. 2
2. Знаковые системы. Ст. 2
3. Важнейшие свойства знака. Ст. 3
4. Единицы человеческого языка как знаки Ст. 5
5. Семиотика языка. Ст. 9
6. Развитие языкового знака. Ст. 11
Заключение
Источники

Файлы: 1 файл

Знаковая природа речевой коммуникации..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Камчатский  Государственный Институт

Имени Витуса Беринга

  
 
 
 

  

Дисциплина: «Речевая коммуникация» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Знаковая  природа речевой  коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы СКСТ-09

                                                                    Кисиленко Максим Александрович  

Проверила:

                                              

                                                                                         

                                  
 
 
 
 
 
 

Елизово 2010 
 
 
 

Оглавление 
 

Введение

  1. Понятие знака. Ст. 2

     2. Знаковые системы. Ст. 2

  1. Важнейшие свойства знака. Ст. 3

      4. Единицы человеческого языка как знаки Ст. 5

      5. Семиотика языка. Ст. 9

      6. Развитие языкового знака. Ст. 11

Заключение

Источники 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОНИЯТИЕ  ЗНАКА 

     Знак - основное понятие семиотики. В  широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием. 

Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого) (см. значение). 

Знак — это  материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе.

Юрий Лотман.

Ю. М. Лотман утверждает, что знаки делятся на две группы: условные и изобразительные. 

Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово.

 Изобразительный  или иконический — знак, в котором  значение имеет естественно ему  присущее выражение. Самый распространённый  изобразительный знак — рисунок. 

Буквы и слова  человеческого языка являются знаками. Цифры и числа являются знаками. 

Знаком также  называют конкретный случай использования  такого соглашения для передачи информации. 

Знак может  быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков. 

Наука о знаковых системах называется семиотикой. Явление  возникновения знаковой реальности называется семиотизацией. 
 

ЗНАКОВЫЕ  СИСТЕМЫ 

     Знаковые  системы – это например, языки, системы дорожных знаков на дороге, награды, вручаемые героям в какой-нибудь стране, математические формулы, и т.д. 

ВАЖНЕЙШИЕ СВОЙСТВА ЗНАКА 

     Важным  свойством знака является то, что  он может обозначать или замещать не единичный объект или конкретное явление, а целое множество объектов или явлений. В связи с этим вводится понятие объема знака. Чем больше конкретных объектов реального мира представляет данный знак, тем больше его объем. Например, слово «дерево» как языковой знак имеет значительно больший объем, чем слово «береза». В данном случае речь идет о денотате знака.

     Другим, не менее важным, свойством знака  является его способность вызывать у человека представления о характере  обозначаемого знаком объекта или  явления – концепт знака.

     Независимо  от того, имеется ли в виду сфера  специального, узкопрофессионального общения или же речь идет о передаче информации общедоступной, рассчитанной на самого широкого потребителя, знак, имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла. Преднамеренность – первое из свойств знака. И отсюда же вытекает второе его важнейшее свойство: двусторонность. В самом деле, у знака обязательно должны быть две стороны. Это идеальная, внутренняя (то, что передается, - значение, смысл, или, еще по-другому, семантика)  и материальная, внешняя (то, чем передается, - форма).

     Материальная  сторона знака, его план выражения, может быть самой разной – лишь бы она воспринималась органами чувств: слухом, зрением, осязанием… Подавляющую  часть информации о мире человек  получает с помощью зрения. И не случайно те примеры знаковых ситуаций, что приводились выше, имели визуальную, зрительную природу. Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя, конечно же, звук. Это важно подчеркнуть, так как сегодня, в эпоху поголовной грамотности, человек привыкает к письменной форме языка. Привыкает настолько, что зрительный образ слова теснит в нашем сознании образ слуховой. И все же не будем забывать о том, что основная материальная форма существования языка – это звук, колебания воздуха. На протяжении сотен и сотен тысячелетий человеческий язык существовал исключительно в звуковой форме (еще ему, конечно, помогали жесты), и только в последние несколько тысячелетий этому способу передачи информации сопутствует письменность. Не забудем также о том, что еще совсем недавно целые народы пользовались языком исключительно в его устной, звуковой форме: письменности они просто не знали.

     Одни  и те же предметы в разных языках называются по-разному. Получается, что  в основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция. Мы, то есть коллектив людей, как бы решили придать данной звуковой форме данное содержание; так появляется знак. Конвенциональность – третье основное свойство знака.

     Но  знак никогда не существует изолированно, сам по себе. Он всегда входит в целую систему, действует на фоне своих «собратьев». Поэтому подписать конвенцию, договориться о содержании знака на практике означает разделить сферы влияния знаков: вот это обозначает то-то, а вот это – другое…

     И конвенциональность знака оборачивается  его обусловленностью: каждый знак – член своей системы. Обусловленность – четвертое свойство знака.

     Нетрудно  показать это и на примере языковых единиц. Так, слова в целом образуют систему, и эта система складывается из множества частных подсистем. Одна из них – названия цветов солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый…  Но вот что любопытно: во многих языках русским названиям голубой и синий соответствует одно слово. Например, для немца цвет чистого неба, василька и полоски леса на горизонте будет все blau. Der Blaufuchs – так по-немецки называется голубой песец (букв. ‘голубая лиса’), а die Blaubeere – черника (букв. ‘синяя ягода’): первая часть в этих немецких словах одинакова… Нет, конечно, при необходимости можно различить данные цветовые оттенки – скажем, при помощи определений himmelblau – ‘небесно-голубой’ и dunkelblau – ‘темно-синий’. Однако в огромном большинстве случаев немец скажет просто blau, без всяких уточнений. Не получается ли тем самым, что значение слова синий в немалой степени зависит от того, есть ли в данном языке слово голубой или нет? Если есть (как в русском), то объем его семантики сужается, если нет (как в немецком), то соответственно возрастает…  Как писал Велимир Хлебников, «каждое слово опирается на молчание своего противника».

     Содержание  знака обусловлено содержанием  других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в ее основе конвенцией. Можно сказать, что языковой знак есть производное от языка как  целого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Единицы человеческого языка  как знаки 

      Теорией знаков в наши дни занимаются специалисты  в самых различных областях знания. Более того, на стыке семиотики  и других наук возникли самостоятельные области исследования. Например, такие, как биосемиотика, изучающая сигнализацию в животном мире с позиций теории знаков; этносемиотика, исследующая знаковые системы человеческого общества, «смысл и роль которых самими членами общества не сознается»; абстрактную семиотика, родившаяся на стыке математики, логики и теории знаков; кибернетическая семиотика, рассматривающая человеческий мозг как «черный ящик», производящий операции со знаками. В нашей стране за последнее десятилетие вышли замечательные работы, посвященные семиотическому анализу искусства, будь то пословицы или живописные произведения, поэтическое творчество или «язык кино». Вопросы лингвистической семиотики освещались в монографиях профессоров Ю. С. Степанова, В. М. Солнцева, Ю. В. Рождественского, А. Г. Волкова, И. И. Ревзина и в работах многих других советских исследователей.

      Наш язык совершенно справедливо называют самой полной, уникальной и незаменимой  системой связи. «Другие, искусственно созданные человеком системы  и языки (например, письмо, сигнализация флажками, азбука Морзе, азбука Брайля для слепых, искусственные языки типа эсперанто или волапюк, информационно-логические языки и др.) воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка,— пишет профессор Ю. С. Степанов.— Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других, точно так же, как телефон, телевидение, радио (вообще всякое орудие, всякий инструмент) усиливают некоторые свойства отдельных органов человека».

      Почему  же наш язык, такой, казалось бы, обычный и привычный, является одновременно и самой полной, и самой совершенной, и самой богатой, и самой экономной системой знаков изо всех, что мы знаем в человеческом обществе и в сообществах животных?

      Потому, отвечает семиотика, что он иерархичен. У всех остальных знаков есть выражение и содержание, означающее и означаемое. Язык же устроен гораздо сложней.

      Знак  немыслим без системы  знаков. Рассмотрим такой пример: один и тот же символ «!» может иметь пять совершенно различных значений. Для школьника - это восклицательный знак. Для шахматиста - обозначение сильного хода. Для математика- факториал. Для водителя — знак «Осторожно!». А для лингвиста - условное обозначение характерного щелкающею звука, который имеется в некоторых языках Южной Африки!

      Но  во всех этих случаях знак соотнесен с каким-либо понятием, звуком, нормами пунктуации. Короче говоря, это знаки, имеющие значение, заданное системой знаков... А в нашем человеческом языке?

      Строго  говоря, в языке знаки — это  только слова. Звуки и буквы, очевидно, никакого значения не имеют. Это не знаки,  а только составные части, своего рода кирпичики, или, как говорят в семиотике, фигуры, из которых строится знак.

      Таким образом, знаками в нашем языке  могут быть названы только слова (хотя есть точка зрения, что и слова — это не знаки, а лишь элементы знаковой системы, человеческого языка). Слова сочетаются в предложения, число которых практически бесконечно. Предложения, в свою очередь, являются элементами, из которых строится наша речь. Таким образом, перед нами иерархическая лестница: звук—корень слова или служебная частица — слово — предложение — речь или письменный текст. Причем во многих случаях один и тот же элемент языка может выступать в этой иерархии на разных уровнях.

      Можно привести классический пример. Два римлянина заспорили, кто скажет самую короткую речь или напишет самую короткую фразу.

      — Ео rus (еду в деревню), — таков был текст первого.

      — I,—отвечал второй (в переводе с латыни значит: езжай!).

      Рассмотрим  это, действительно, предельно краткое  высказывание. Во-первых, оно и в самом деле высказывание, текст, речь. Состоит этот текст из одного предложения. Предложение, в свою очередь, состоит из одного корня. Слово—из одного корня. Наконец, и корень выражен с помощью одного звука или же передающей этот звук на письме буквы. Мы имеем здесь и фонетику, и морфологию, и лексику, и синтаксис! И все это—в одном значке, вертикальной палочке «I», передающей звучание «и».

      Число звуков речи в любом языке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно нескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясь словами, достигает астрономических величин. Число различных текстов, которые можно записать с помощью предложений, практически бесконечно. «Таким образом, язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым и новым расположениям может быть построен легион знаков,—пишет датский ученый Луи Ельмслев, перекинувший мост между лингвистикой, наукой о языке, и семиотикой, наукой о знаках.— По своей цели языки, прежде всего, знаковые системы, но по своей внутренней структуре они, прежде всего иное, а именно — системы фигур, которые могут быть использованы для построения знаков».

Информация о работе Знаковая природа речевой коммуникации