Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:28, реферат
Велики заслуги Ломоносова в развитии науки в России. Александр Сергеевич Пушкин следующими словами охарактеризовал разносторонность деятельности Ломоносова: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия... учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаически произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка”9.
1.Введение………………………………………………………………………..1
2.”Риторика” М.В.Ломоносова………………………………………………….3
3. Вклад ученого в развитие риторики …………………………………………5
4. Выводы…………………………………………………………………...……12
5. Заключение…………………………………………………………………….16
6. Список литературы……………………………………………………………18
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра философии и социальных наук
РЕФЕРАТ
по риторике
тема: вклад М.В.Ломоносова в развитие риторики
Выполнил:
студент 3 курса, ГФ
Соловьев Виктор Альбертович
Проверила:
к.фил.н., доцент
Егоршина Елена Валерьевна
Нижний Новгород
2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.”Риторика”
М.В.Ломоносова…………………………………………
3. Вклад ученого в развитие риторики …………………………………………5
4. Выводы………………………………………………………………
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………………
Введение
В юбилейный год 300-летия со дня рождения великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова, все чаще мы вспоминаем как о реформаторе российской науки…
Велики заслуги Ломоносова в развитии науки в России. Александр Сергеевич Пушкин следующими словами охарактеризовал разносторонность деятельности Ломоносова: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия... учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаически произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка”9.
2.”Риторика” М.В.Ломоносова
Сам М.В.Ломоносов свой вклад в развитие риторики в письме графу М.И.Воронцову от 30 декабря 1759 г. оценивал так: "Через пятнадцать лет нес я на себе четыре профессии, то есть в обоим красноречии, в истории, в физике и химии, и оные отправлял не так, чтобы только как-нибудь препроводить время, но во всех показал знатные изобретения: в красноречии ввел в наш язык свойственное стихов сложение и штиль исправил грамматическими и риторическими правилами и примерами в разных сочинениях...".
Вопросы стилистики
и красноречия волновали
«Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с большим успехом. Известный русский просветитель Н.И.Новиков вспоминал, что речь Ломоносова “была великолепна, чиста, тверда, громка и приятна”, а “нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки”.
Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем временам такое длинное название: “Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное”. История этой рукописи была достаточно примечательна и положила основание трудной борьбе Ломоносова за национальные начала литературного языка. Известно, что научная деятельность молодого русского ученого не всегда находила понимание в академической среде того времени, в которой приветствовались труды чужеземных ученых. Чтобы не представлять русскую рукопись в Академическом собрании, М.В. Ломоносов посвятил свою первую риторику наследнику престола великому князю Петру и, по свидетельству историков, в нарядном бархатном переплете отправил в Москву. Немецкий воспитатель великого князя Штелин передал рукопись “для сообщения академикам” для того, чтобы они вынесли заключение. Вердикт был таков: “… следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее…” Но молодой ученый “ослушался” и свою вторую “пространную” риторику написал также порусски, простым, доходчивым и образным языком.
3.Вклад ученого в развитии Риторики
Ее первое издание появилось в 1748 г. под названием “Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показывающая общие правила красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки”.
Смелое новаторство Ломоносова проявилось, прежде всего, в том, что обе риторики представляли собой первые русские и общедоступные руководства по красноречию. Все до Ломоносовские риторики, рассчитанные на узкий круг читателей, были или лат иноязычными, или написаны на трудном для понимания церковнославянском языке. Сам факт упрощенного для понимания жанра сказался еще и в том, что впервые за всю историю появления риторик на Руси ее автором был не представитель духовенства, а ученый, отрицающий церковь и святейший Синод.
Несмотря на множество противников, никто не мог помешать большому успеху его “Риторики”. Книга была популярной: в канцелярии Академии сохранялся рапорт о том, что купцы (т. е. книготорговцы) беспрестанно спрашивают “Риторику” Ломоносова7. Первое издание книги не удовлетворило спроса. Вопрос о переизданиях поднимался неоднократно, и в ХVIII в. “Риторика” выдержала семь изданий.
Это сочинение стало настольной книгой всех просвещенных читателей ХVIII в. и принесло ученому громкую славу. Граф М.И. Воронцов, за свой счет построивший надгробный памятник Ломоносову, среди других заслуг великого гражданина но мог не упомянуть и эту — «красноречия, стихотворства и Истории Российской учителю...».
По тезисам, представленным в риторике М.В. Ломоносова, учение о красноречии состоит из трех крупных разделов. Его составляет, прежде всего, риторика, как общее учение о красноречии, относящееся и к прозе, и к поэзии. Второй обширный раздел — Оратория, представляющий собой собрание обучения сочинению речей в прозе. Третий раздел — это учение о стихотворстве, или поэтика, в котором должно быть показано, как сочиняются гимны, оды, комедии, сатиры и стихотворения.
Из этого плана М.В.Ломоносовым была осуществлена только первая часть. Вторая и третья книги риторики, если и были написаны ученым, до нас не дошли. Однако и в первой книге риторики учение о красноречии выражено в четком и завершенном виде.
В пространной “Риторике” выделены три основные части: об изобретении, об украшении, о расположении. Эти разделы традиционны. Из прежних риторик сохранены и некоторые другие классификационные схемы. Такие главы об изобретении простых идей и доводов; о возбуждении, утолении и изображении страстей; о тропах речения и некоторые другие.
Во введении ученый пишет: “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению... К приобретению оного требуются пять следующих средств: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук”7.
Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как это книга содержит около трехсот страниц. На них – различные риторические правила, требования, предъявляемые к лектору, мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях, многочисленные поясняющие примеры. Отмечу основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни: “Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение”7.
По методике развития речи и обучению красноречию по системе, принятой в ХVIII веке, особенно интересной представляется та часть книги, которая учит изобретению и сочинению речей. “Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных прилагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем”. Все идеи группируются в некоторые обобщающие классы “места риторические”, из которых выделены следующие:
Любая тема речи может быть охарактеризована по этим 16 признакам. Приводя собственные примеры изобретения речи, М.В. Ломоносов на протяжении всей риторики постоянно обращается к “местам риторическим”, подчеркивая их значимость для творческого развития мысли о том или другом предмете высказывания.
Не перекрещиваются
и сливаются в одно целое идеи
логики, социальной психологии и лингвистики.
На основах классической логики построено
изложение типов силлогизмов, представляющих
модели суждений и высказываний. Но
от логического уровня эта часть
отличается тем, что М.В. Ломоносов
постоянно обращает внимание на языковые
обороты и конструкции, в рамках
которых строятся те или иные силлогизмы.
Логика и грамматика всегда тесно
связанны, причем главными считаются
лингвистические
Интересны части, посвященные психологии, касающиеся эмоциональных сторон воздействия речи оратора на слушателей. Оратор должен хорошо знать психологию, ему обязательно “надо знать нравы человеческие, их можно чрез рачительное наблюдение и философическое остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих”7. Как тонкий психолог и опытный оратор, М.В. Ломоносов предлагает принимать во внимание определенные свойства своих слушателей. Главными из этих свойств он считал возраст, воспитание и образование.
Разумный оратор должен как боец “умечать в то место, где не прикрыто, а особливо того наблюдать, чтобы тем приводить в страсти, кому что больше нужно, пристойно и полезно”8.
Давая описание
типов страстей, М.В. Ломоносов показывает
на классических примерах, как следует
их возбуждать, а когда надо уменьшать
их воздействие на слушателей. Современно
звучат соображения о том, что
оратору крайне важно ориентировать
свою речь на слушателей' учитывая характер
аудитории. Оратор должен проявить при
этом знание психологии человеческих
взаимоотношений, умение возбудить
нужные чувства и утвердить нужные
мысли. Как считал Ломоносов, эти
качества способствуют «приобретению
красноречия: природные дарования,
знание науки о красноречии, подражание
хорошим авторам, самостоятельные
упражнения в сочинении и общая
эрудиция, осведомленность в области
других наук». Ломоносов не забывал
подчеркнуть для оратора
Информация о работе Вклад М.В.Ломоносова в развитие риторики