Виды вербальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Вся наша жизнь связана с общением - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить, внимательно слушать, ясно выражать свои мысли, убеждения и мнения. Такой человек обладает влиянием и контролирует происходящее, он на голову выше остальных. Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык - признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия - речевая, поэтому "цветами красноречия усыпан путь в любой карьере" (А.П.Чехов). З ……..Задача каждого образованного человека - научиться владеть искусством речи, ведения диалога, наилучшим образом использовать возможности языка, сформировать свой речевой имидж, приобрести прочные навыки управления аудиторией, добавить новые краски в свою речь и общение. А также овладеть искусством блестящего рассказчика, умением говорить увлекательно, развить красноречие и личное обаяние.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Межличностное общение …………………………………… 5
Уровни и функции межличностного общения…………… 6

Структурный анализ …………..…………………………….. 8

Глава 2. Характеристика вербального общения ………..………….. 10
Типы приёма и передачи информации ………………….. 11

Речевая деятельность………………………………………. 12

Стили русского литературного языка ……………………. 15

Заключение …………………………………………………………………. 17
Список использованной литературы …………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 
 
 

                                                                              Факультет массовых коммуникаций

                                                   Заочное отделение                                                

                                                         Кафедра менеджмента 
 
 

                                       КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

по дисциплине ______«Основы теории коммуникации»                         _________

                                                                       

Тема«Виды вербальной коммуникации»____                                            _______ 
 
 
 
 

                                                             Выполнил: Юсупова Лилия Юрьевна,_

                                                                                           3 курс;   2 группа;  _______ .

                                        Проверил: проф. И.П. Кузьмин_______

                                                                         
 
 
 
 
 

     Дата сдачи:                                                          Оценка: 
 
 
 
 
 

                                                 Санкт-Петербург

                                                            2010

                                                        
 
 

                                        ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

Введение……………………………………………………………………..  3 

 Глава 1.   Межличностное общение ……………………………………  5 

    1. Уровни и  функции межличностного общения…………… 6
 
    1. Структурный анализ …………..…………………………….. 8
 

Глава 2.   Характеристика вербального общения ………..………….. 10 

    1. Типы приёма и передачи информации ………………….. 11
 
    1. Речевая деятельность………………………………………. 12
 
    1. Стили русского литературного языка …………………….  15
 

Заключение ………………………………………………………………….  17 

Список использованной литературы ……………………………………  18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Вся наша жизнь связана с общением - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить, внимательно слушать, ясно выражать свои мысли, убеждения и мнения. Такой человек обладает влиянием и контролирует происходящее, он на голову выше остальных. Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык - признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия - речевая, поэтому "цветами красноречия усыпан путь в любой карьере" (А.П.Чехов).                                                                              З         ……..Задача каждого образованного человека - научиться владеть искусством речи, ведения диалога, наилучшим образом использовать возможности языка, сформировать свой речевой имидж, приобрести прочные навыки управления аудиторией, добавить новые краски в свою речь и общение. А также овладеть искусством блестящего рассказчика, умением говорить увлекательно, развить красноречие и личное обаяние.                                                                                 Т …………Тема человеческого общения всегда современна,  потому, что изначальна от природы. Умение мыслить, говорить – основная отличительная черта Homo Sapiens. Навыки межличностного общения в быту дают нам возможность заводить знакомства и развивать отношения с людьми, испытывать уважение к себе и другим.   Изучение проблемы понимания в межличностном общении является вопросом актуальным ещё и потому, что качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Общение, сведённое к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общения часто приводит к разрушению взаимоотношений между людьми, к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности. Без понимания мы не сможем влиять на людей, сотрудничать с ними или разрешать конфликты.  Проблема в том, что в настоящее время построение системы межличностного взаимопонимания затруднено из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе. Неограниченный рост материальных ценностей общества приводит к обесцениванию духовных ценностей, уменьшению их роли в общественно-историческом процессе, а соответственно и к примитивизации межличностного общения, что порождает бесчисленные конфликты во всех сферах общества.

     По-прежнему самым распространенным способом коммуникации остается устная речь. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно перевести сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал «красный свет» переводится как «проезд закрыт», «остановитесь». Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря возможных средств речевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в быту или деловом общении. Потому, целью данной работы является рассмотрение вопроса о многообразии средств вербального общения, их правильного применения в  различных жизненных ситуациях. В соответствии с целью выделены основные задачи работы: 1. Изучить структуру общения. 2. Раскрыть механизмы взаимопонимания в общении. 3. Рассмотреть, от чего зависит успех или неуспех межличностной восприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Межличностное  общение

      Межличностное общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

      Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

-  в нём участвует небольшое число людей, чаще всего группа из 2-3 человек;

- его участники находятся в непосредственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;

- это так называемое личностное ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнёра, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

      Основной  структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

      В этом процессе мы разговариваем, слушаем, отвечаем, делимся своими чувствами и формируем отношения. Поскольку общение происходит в неформальной обстановке, мы часто не осознаём важности межличностных навыков. Их совершенствование может открыть перед нами новые возможности. То, как мы общаемся, влияет на то, как с нами обращаются другие, и как они к нам относятся. Когда мы правильно и точно выражаем свои мысли, наша точка зрения понятна другим. Поэтому, вероятно, что они ответят сообразно нашим потребностям [8,с.18]. 
 
 
 

1.1. Уровни  и функции межличностного общения

      Межличностное общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

      Одна  из возможных классификаций основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей его участников. Если целью общения выступают психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, или о модальном общении: люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные — передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку — в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Это характерно для так называемого диктального общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием [5,с.67].

      Характер  цели и, как следствие, возникающая  между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:

•  ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;

•   деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества;

интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.

      В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:  

    1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

    2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

    3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

    4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

    5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;

    6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

  7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

  8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера [4,с.15]. 
 
 
 
 
 

1.2.  Структурный анализ общения

     Получила широкое признание аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает 3 стороны, направленных на конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов:

Информация о работе Виды вербальной коммуникации