Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 15:02, доклад
Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Одежда как
средство сообщения очень успешно
используется в политике. Министр
чрезвычайных ситуаций С. Шойгу ввел
в политику новый стиль одежды
– он постоянно появлялся на публике
в куртке спасателя, тем самым
давая понять, что он воплощает
особый род министра – министра,
который сам причастен к
Опыт политиков
служит хорошим примером для использования
такого средства общения, как стиль
в одежде, любым руководителем. Руководитель
всегда выглядит более официально,
чем рядовые работники –
В то же время иногда руководителю, как и политикам, следует облачаться в рабочую одежду, посылая своим подчиненным тем самым сигнал рабочего и творческого единения. Точно также можно использовать и неформальную одежду, надевая джемпер и джинсы для участия в вечеринках и коллективном досуге компании. Тем самым руководитель может сообщать о своей близости к простым сотрудникам, подчиненным, что очень важно с точки зрения регулирования психологического климата в коллективе.
Невербальная
экстралингвистическая
1. Полисенсорная
природа НК, т.е. реализация ее одновременно
через разные органы чувств (слух, зрение,
обоняние и др.);
2. Эволюционно
историческая древность по
3. Независимость
от семантики речи (слова могут
значить одно, а интонация голоса
— другое);
4. Значительная
непроизвольность и
5. Независимость
от языковых барьеров;
6. Особенности
акустических средств
7. Особенности
психофизиологических
Ниже приводятся краткие характеристики указанных особенностей НК.
2.1 Полисенсорная природа невербальной коммуникации
Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции (обоняние, вкус), терморецепции (чувство тепла — холода). Каждая из этих сенсорных систем или анализаторов информации внешнего мира состоит из трех основных частей: периферической (рецепторной), проводниковой (чувствительный нерв) и центральной, т.е. соответствующих областей мозга, где информация внешнего мира, воспринятая рецепторами, преобразуется (декодируется) в зрительные, слуховые, кожно-тактильные, обонятельные, тепловые ощущения и представления. Центральные области или центры разных сенсорных систем размещены в разных областях мозга (коры головного мозга и подкорки), т.е. пространственно разделены (слуховые — в височной области, зрительные — в затылочной и т.п.).
В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т.п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности кинесики (Birdwhistell, 1970), т.е. мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего. Слух и зрение, называемые дистанционными сенсорными системами, являются важнейшими в процессе общения и ориентации человека во внешнем мире. При этом, несмотря на то, что зрением воспринимается большая часть информации внешнего мира (около 80%), значение слуха для формирования интеллектуальной сферы человека гораздо существеннее. Это связано с формированием через слух речевых центров Брока и Вернике (см. ниже), обуславливающих возможность овладения человеком звуковой речью, абстрактно-символическими формами мышления и познания. Сравнительные исследования слепых и глухонемых детей подтверждают эту точку зрения. Использование глухими жестовых и мимических форм общения — кинетическая речь — не компенсирует в полной мере развитие второй сигнальной системы и необходимого уровня интеллектуального прогресса.
Кожно-тактильное
чувство (осязание) имеет важное значение
при дефиците зрительного восприятия
(ориентация в темноте и, особенно,
при отсутствии зрения у слепых).
В последнем случае возможно формирование
информационной связи со слепым с
помощью дактилографии —
Наконец, хеморецепция,
представленная такими анализаторами
как обоняние и вкус — в свете
современных научных
Таким образом, полисенсорная природа НК обеспечивает возможность восприятия человеком практически всех биологически и социально значимых видов информации внешнего мира. Важно отметить, что в процессе непосредственного речевого общения происходит: во-первых, взаимодействие всех видов НИ, передаваемой по разным сенсорным каналам, а во-вторых, взаимодействие всех видов НИ с собственно речевой вербальной информацией. Этим обеспечивается высокая надежность адекватного восприятия и взаимопонимания людей в процессе общения.
2.2. Эволюционно-историческая древность НК
Среди теорий
происхождения языка
2.3. Независимость НК от семантики речи
Невербальные свойства речи как правило созвучны с ее вербальным смыслом. Вместе с тем канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной независимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т.п.), б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном).
Физиологической
основой независимости
Существуют разные методы доказательства реальности функциональной асимметрии мозга: а) фармакологический метод — введение в правую или левую артерию мозга (по медцинским показаниям, например, снятие болей) анестезирующего вещества, что приводит к торможению функций соответствующего полушария (проба Вада) и вследствие этого проявлению функции противоположного полушария; б)электрофизиологический метод — воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (также по медицинским показаниям, например, как способ лечения психических заболеваний (Балонов, Деглин, 1976); в) клинический метод наблюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга (Хомская, 198?); г) психоакустические методы — сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной или невербальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихотическом восприятии (Морозов и др., 1988). В последнем случае показано, что вербальная информация, например, по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом (см. рис. 2), т. к. в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей. А невербальная информация, например, по критерию узнавания эмоциональной интонации, лучше воспринимается левым ухом (т.к. в этом случае адресуется в правое полушарие мозга).
Разделение
функций полушарий не является абсолютным.
Во-первых, потому, что между полушариями
имеется сильна; взаимосвязь, благодаря
соединяющим их нервным проводникам
Во-вторых, каждое из полушарий, в определенной
мере, может выполнять функции другого,
используя свой собственный механизм
обработки информации. Например, логическое
левое полушарие, может распознать (вычислить)
эмоциональную интонацию по характерным
для нее акустическим признакам, а правое
— опознать знакомое слово по его интегральной
спех трально-тембровой картине (см. §
2.7).
Рис. 2. Функциональная асимметрия мозга проявляется в преимуществе правого уха (т.е. левого полушария) при восприятии слов. Средние различия дихотического восприятия слов у людей разных возрастных групп для правого (А) и левого (Б) уха.
По оси абсцисс — возраст (число лет, Взр. — взрослые), по оси ординат — число правильных ответов, в данном случае — количество запомненных и воспроизведенных обследуемым слов (%).
Незаштрихованные участки масштабных столбиков показывают преимущества правого уха (левого полушария) восприятии слов для каждой возрастной группы.
При восприятии невербальной информации, например эмоционального контекста речи, преимущество имеет левое ухо (правое полушарие) (по Морозов, Вартенан, Галунов и др., 1988).
2.4. Значительная непроизвольность и подсознательность НК
Значительная непроизвольность и, в определенной мере, подсознательность восприятия и формирования экстралингвистической информации является также ее существенной особенностью по сравнению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприятием смысла слов Интонационно-тембровый «аккомпанемент» звуковой речи является как бы вторым планом нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют более древнее эволюционной происхождение и, соответственно, более глубоко расположенные области мозгового представительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии, мощнейший центр регулирования эмоционального поведения находится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истинные намерения и мнения говорящего, противоречащие его словам.
2.5. Независимость НК от языковых барьеров