Пример: Ах, Толя, Толя… 
               
Ты ли, ты ли… (С. Есенин).
Эллипсис — 
опущение части высказывания в неполном 
предложении. Обычно эта часть легко восстанавливается 
на основе знания контекста или ситуации, 
однако при этом у носителя языка нет необходимости 
в восстановлении недостающей части высказывания.
Пример: Мы врага бы на рога бы (подняли), 
                
Только шкура дорога… (К. Чуковский)
Асиндетон —бессоюзие 
— отсутствие союзов между однородными 
членами предложения или частями сложного 
предложения. Служит для передачи интенсивности 
действий, насыщенности явлений.
Пример: Всё время схватывая нить судеб, событий, 
                
Жить, думать, чувствовать, спешить, свершать 
открытия… (Б. Пастернак)
4. Фигуры перестановки 
Инверсия — 
нарушение традиционного расположения 
слов в предложении или словосочетании. 
При инверсии происходит обособление 
слова, которое автору необходимо подчеркнуть, 
и перераспределяется логическое ударение.
Пример: Рогами гладкими шумит в соломе 
                
Покатая коровы голова (Н. Заболоцкий)
Гипербатон — 
такое нарушение порядка слов, при котором 
дистанцируются те члены предложения, 
которые в соответствии с грамматическими 
нормами дистанцироваться не могут. Необходима 
для передачи особенностей работы мысли 
лирического героя и для имитации состояния 
эмоционального напряжения.
Пример: Гремит в стихах про волжский бережок, 
                
О в персиянку Разине влюбленном (И. Северянин).
Хиазм — 
зеркальное расположение частей высказывания. 
Обычно служит для интонационного подчёркивания 
повторяющихся элементов, сопровождающегося 
визуальным восприятием.
Пример: В тот час, когда ужас безликий 
Расширит пустые зрачки, 
Взовьешься из черной, из дикой, 
Из дикой и черной тоски (В. Зоргенфрей)
 
ФИГУРЫ ДИАЛОГИЗМА
Эта группа риторических фигур используется 
для создания диалогического эффекта 
в монологической речи. Содержание каждого 
высказывания может оцениваться аудиторией, 
а ритор, используя такую оценку, изображает 
диалог с аудиторией. 
Диалог — представляет собой изображение диалога 
в монологической речи в виде прямой или 
косвенной речи, которая может при этом 
сопровождаться авторским текстом, комментирующим 
реплики.
Цитата представляет собой действительные слова 
какого-либо источника, включенные в текст 
в виде прямой или косвенной речи.
Ответствование — 
вопрос от лица аудитории и ответ на него 
от лица говорящего.
Сообщение — 
вопрос, обращенный к аудитории, и ответ 
от лица аудитории, который иногда дополняется 
комментарием.
Риторическое 
обращение — подчеркнутое обращение к кому-нибудь 
или чему-нибудь, призванное выразить 
отношение автора к тому или иному объекту, 
дать его характеристику.
Пример: Люблю тебя, булатный мой кинжал,
                
Товарищ светлый и холодный (М. Лермонтов)
Риторическое 
восклицание — стилистическая фигура, повышающая 
эмоциональный уровень речи.
Пример: Да здравствует Солнце, 
                
Да скроется тьма! (А. Пушкин)
Риторический 
вопрос — вопрос, заданный не с целью получить 
ответ, а с целью привлечения внимания 
адресата к важному моменту речи или к 
какому-либо явлению.
Пример: Разве я не знаю его, эту ложь, которою 
он весь пропитан? (Л. Толстой)  
3. АРГУМЕНТАЦИЯ И 
ЕЕ ВИДЫ
 
Аргументация — это приведение доводов с 
целью изменения позиции или убеждений 
другой стороны (аудитории); речевая процедура, 
служащая обоснованию точки зрения аргументатора 
(т. е. человека, который нечто обосновывает) 
с целью ее понимания и (или) принятия реципиентов 
(т. е. человеком, которому она адресована).
 
Формы 
аргументации:
1. Универсальная 
и контекстуальная  аргументация. 
В качестве основания классификации 
предлагается использовать характер аудитории, 
на которую распространяется воздействие 
аргументации. Тогда все способы аргументации 
можно разделить на универсальные и контекстуальные.
Универсальная аргументация 
применима в любой аудитории. К универсальным 
способам аргументации относятся прямое 
(эмпирическое) подтверждение, косвенное 
эмпирическое подтверждение (в частности, 
подтверждение следствий), многообразные 
способы теоретической аргументации: 
дедуктивное обоснование, системная аргументация, 
методологическая аргументация и др.
Контекстуальная аргументация 
эффективна лишь в определенной аудитории. 
Контекстуальные способы аргументации 
охватывают аргументы к традиции и авторитету, 
к интуиции и вере, к здравому смыслу и 
вкусу и др.
Граница между универсальной 
и контекстуальной аргументацией относительная. 
Способы аргументации, на первый взгляд 
универсально приложимые, могут оказаться 
неэффективными в конкретной аудитории. 
И наоборот, некоторые контекстуальные 
аргументы, подобные аргументам к традиции 
или интуиции, могут оказаться убедительными 
едва ли не в любой аудитории.
Универсальная аргументация 
иногда характеризуется как «рациональная», 
а контекстуальная — как «нерациональная» 
или даже как «иррациональная». Такое 
различение не является, как будет ясно 
из дальнейшего, оправданным. Оно резко 
сужает сферу «рационального», исключая 
из нее большую часть гуманитарных и практических 
рассуждений, немыслимых без использования 
«классики» (авторитетов), продолжения 
традиции, апелляции к здравому смыслу, 
вкусу и т.п.
2. Эмпирическая и теоретическая  
аргументация.
Все многообразные  способы универсальной аргументации 
можно разделить на эмпирические и теоретические.
Эмпирическая аргументация 
— аргументация, неотъемлемым элементом 
которой является ссылка на опыт, на эмпирические 
данные.
Теоретическая аргументация 
— аргументация, опирающаяся на рассуждение 
и не пользующаяся непосредственно ссылками 
на опыт.
Различие между эмпирической 
и теоретической аргументацией относительно, 
как относительна сама граница между эмпирическим 
и теоретическим знанием. Нередки случаи, 
когда в одном и том же процессе аргументации 
соединяются и ссылки на опыт, и теоретические 
рассуждения.
Общая классификация.
Из разных способов теоретической 
аргументации особо важное значение имеют: 
    дедуктивная аргументация (выведение 
    обосновываемого утверждения из других, 
    ранее принятых утверждений); 
 
    системная аргументация (обоснование 
    утверждения путем включения его в хорошо 
    проверенную систему утверждений, или 
    теорию); 
 
    принципиальная проверяемость и принципиальная опровержимость (демонстрация принципиальной возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения обосновываемого утверждения); 
 
    условие совместимости (показ 
    того, что обосновываемое положение находится 
    в хорошем согласии с законами, принципами 
    и теориями, относящимися к исследуемой 
    области явлений); 
 
    методологическая аргументация 
    (обоснование утверждения путем ссылки 
    на тот надежный метод, с помощью которого 
    оно получено).
 
Все упомянутые способы универсальной 
(эмпирической и теоретической) и контекстуальной  
аргументации составляют основу всех 
способов аргументации, но, конечно, ими 
не исчерпывается множество возможных 
приемов убеждения. 
Прямое подтверждение — это 
непосредственное наблюдение тех явлений, 
о которых говорится в обосновываемом 
утверждении.
При косвенном подтверждении 
речь идет о подтверждении логических 
следствий обосновываемого утверждения, 
а не о прямом подтверждении самого утверждения.
Виды  аргументирования.
Существуют различные виды 
аргументирования. Они могут отличаться 
друг от друга методикой организации, 
структурой и композицией, механизмом 
обмена аргументами и др. Зачастую спор 
и диалог, полемика и дискуссия, дебаты 
и прения рассматриваются как синонимы, 
однако необходимо их концептуально различать. 
Наша задача заключается в том, чтобы, 
во-первых, развести понятия видов аргументирования; 
во-вторых, выявить различные характеристики 
аргументирования; в-третьих, сформулировать 
схемы аргументирования по тем признакам, 
которые выделены на предыдущем этапе 
исследования.
Речь, доклад, лекция, беседа 
как способы аргументации в методической 
литературе изучены достаточно полно. 
И все же не только с точки зрения методики 
следует представить себе эти виды аргументирования. 
На наш взгляд, структурные, композиционные 
и концептуальные особенности речи, доклада, 
лекции и беседы таковы:
1. Субъектная структура данного 
вида аргументации соответствует процессу 
однонаправленного характера по схеме: 
аргументатор — адресат. В указанной схеме 
аргументатор является субъектом аргументации, 
а адресат — ее объектом. Стороны аргументативного 
процесса отличаются по степени активности: 
аргументатор активен, адресат пассивен. 
2. Такая разновидность аргументации 
не дает образца 'борьбы мнений, конфликта, 
игровой ситуации. 
3. Основой аргументирования 
служит не взаимодействие, а однонаправленное 
действие, в частности, передача информации.
4. Обратная связь формулируется 
в неявной форме.
5. Поле аргументации остается 
неизменным, ибо определяется не ситуацией, 
не конвенцией сторон, не конфликтом мнений 
по поводу спорного положения, а структурой 
исходного текста, программой, заранее 
поставленными познавательными задачами. 
6. Целями данного вида аргументации 
будут обучение, передачи информации или 
опыта, наставничество, коммуникация, 
обзор.
Спор как вид аргументации также 
широко обсуждается в литературе, однако 
однозначного определения его понятия 
в литературе нет. С. Поварнин квалифицирует 
спор как процедуру, в которой один доказывает, 
что какая-то мысль верна, а другой — что 
она ошибочна. К этой точке зрения присоединяется 
А. А. Старченко, трактующий спор как отстаивание 
собственного тезиса и опровержение тезиса 
противника. Против такого определения 
возражает А. Н. Соколов. Он полагает, что 
характеристика спора с позиции разногласия 
тезисов и доказательства истинности 
одного из них и ложности другого недостаточна.
Ссылка на древнюю  мудрость 
о том» что в споре  рождается истина, не 
дает гносеологической определенности 
в данном вопросе. Одним из контр доводов 
против устойчивого мнения о том, что спор 
связан с установлением истинности тезиса, 
может быть указание на софистические 
споры. Они вообще не ставят своей целью 
выяснение правильности или неправильности 
того или иного взгляда и ориентированы 
только на победу в споре, только на пере 
убеждение противника. Доказательством 
же истины здесь и «не пахнет». К тому же 
нередко спор ведется в неупорядоченных 
и неорганизованных формах. Спорщики в 
большинстве случаев чураются каких-либо 
правил и принципов (кроме собственных, 
разумеется). Поэтому древняя сентенция 
предстает как очень сильное преувеличение.
Дискуссия как вид аргументации 
нередко отождествляется со спором и с 
полемикой. Многие авторы рассматривают 
ее как деятельность, которая в отличие 
от запора не разъединяет, а соединяет. 
Термин «дискуссия» в переводе с латинского 
означает «исследую». История науки показывает, 
что роль дискуссий в формировании научной 
картины мира очень велика. Признаки дискуссии 
связаны с организованностью, упорядоченностью, 
коллективной деятельностью по прояснению 
истинности и ложности каждого тезиса. 
Этот вид аргументации всегда стремится 
к всестороннему обсуждению предмета 
разногласий, а ее средствами служат не 
мнения сторон, а обоснованные позиции. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 
ИСТОЧНИКОВ
 
1. Кириллов, В. И. Логика : учебн. 
пособие / В. И. Кириллов, А. А. Старченко; 
под ред. В. И. Кириллова. — М. : Проспект, 
2008. — 240 с.
2. Соколов, А. Н. Логика и риторика 
: учебн. пособие / А. Н. Соколов. — Т. : ГОУ 
ВПО ТюмГАСУ, 2008. — 78 с.
3. Стернин, И. А. Практическая 
риторика / И. А. Стернин. — В. : Проспект, 
2009. — 118 с.
4. Черкасова, Л. Н. Русский язык 
и культура речи / Л. Н. Черкасова, М. Н. Черкасова. 
— М. : Издательско-торговая корпорация 
Дашков, 2009. — 381 с.