Украшения в речи: тропы и фигуры, понятие и общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:34, реферат

Краткое описание

Количество тропов существенно колеблется в зависимости от их критериев, по которым они выделяются. У Квинтилиана их семь: метафора, метонимия, синекдоха, ирония, эмфаза, гипербола, перифраза. У М. В. Ломоносова — одиннадцать: добавлены катахреза, металепсис, аллегория и антономазия. А.А. Потебня выделяет лишь три основных тропа: метафору, метонимию, синекдоху. Для Р. Якобсона же существуют всего два базовых тропа: метафора и метонимия.
Троп служит для усиления изобразительности и выразительности речи, передачи оценочного и эмоционально-экспрессивного значений, создания образности.

Оглавление

1. ВИДЫ ТРОПОВ …………………………………………….….……………..
2. ВИДЫ РИТОРИЧЕСКИХ ФИГУР………..…………………………………
3. АРГУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ ……………………………………...……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…...

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 46.84 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСРС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Риторика»

НА ТЕМУ:

«Украшения в речи: тропы и фигуры, понятие и общая характеристика»

 

 

 

 

                                                                     Выполнила:

                                                                     студентка 3 курса группы ПХ-33

                                                                     факультета экономики и права

 

                                                                           

                                                                     Проверил:

                                                                     ст. преподаватель

                                                                     кафедры филологии

                                                                    

 

 

 

 

 

 

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

   

1.

ВИДЫ ТРОПОВ …………………………………………….….……………..

6

2.

ВИДЫ РИТОРИЧЕСКИХ ФИГУР………..…………………………………

11

3.

АРГУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ ……………………………………...……..

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………….…...

28


 

 

1. ВИДЫ ТРОПОВ

 

Троп — стилистический прием, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. в использовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением.

Количество тропов существенно колеблется в зависимости от их критериев, по которым они выделяются. У Квинтилиана их семь: метафора, метонимия, синекдоха, ирония, эмфаза, гипербола, перифраза. У М. В. Ломоносова — одиннадцать: добавлены катахреза, металепсис, аллегория и антономазия. А.А. Потебня выделяет лишь три основных тропа: метафору, метонимию, синекдоху. Для Р. Якобсона же существуют всего два базовых тропа: метафора и метонимия.

Троп служит для усиления изобразительности и выразительности речи, передачи оценочного и эмоционально-экспрессивного значений, создания образности. Поэтому они используются, прежде всего, в художественной речи и публицистике, гораздо реже присутствуют в официально-деловой и научно-технических текстах. Разговорная речь, в силу своей повышенной экспрессивности, часто насыщена самыми различными тропами.

Рассмотрим несколько тропов и приведем примеры с их использованием.

Сравнение — образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства.

Пример: Был голос как крик ястребиный,

                Но странно на чей-то похожий. (А.Ахматова)

Метонимия — это троп, который переносит наименование предмета или класса предметов на другой класс или на отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, а также вовлечённости в одну ситуацию на основании временных, пространственных характеристик или причинных связей.

Пример: Обув железом острым ноги, скользим по зеркалу стоячих ровны рек.   (А.С. Пушкин) - о коньках.

Метафора — семантическое преобразование, при котором образ, сформированный относительно одного класса объектов, прилагается к другому классу или конкретному представителю класса

Пример: Месяц рогом облако бодает,

                В голубой купается пыли. (С.Есенин)

Выделяют:

ü генитивная метафора — сравниваемый объект стоит в родительном падеже, а объект сравнения в именительном.

Пример: Жемчуга островов, ливни огней.

ü метафора-сравнение – компоненты, представленные существительными.

Пример: Помедлим у реки, полощущей Цветные бусы фонарей (М.Цветаева)

Синекдоха — разновидность метонимии — представляет часть предмета или явления как целое или целое как его часть; обычно целое и часть оказываются смежными.

Пример: «У него рука в министерстве» — о человеке, который помогает решать какие-либо вопросы в министерстве.

Ирония — иносказание, в котором языковые выражения приобретают смысл, обратный буквально выраженному или отрицающий его. Ирония обычно содержит в себе отрицание и осмеяние под маской одобрения и согласия за счет того, что явлению приписываются свойства, которых заведомо у него не может быть.

Пример: Отколе, умная, бредёшь ты голова? — в басни Крылова реплика, обращённая к ослу.

Олицетворение — семантическое преобразование, состоящее в присвоении признака одушевлённости объектом неживого мира.

Пример: Луна состроила издевательскую рожу. (А. Мериенгоф)

Эпитет — это слово или выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает новое семантическое значение, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя его оценивать с необычной точки зрения.

По структуре эпитеты бывают:

ü простые — состоящие из одного прилагательного, образующего парное сочетание А+N, где А-прилагательное, а N-существительное.

Пример: голубая глубина

ü слитные — когда эпитеты — прилагательные образованы из двух-трех корней.

Пример: Рассказ убедительно-лживый. (А. Н. Толстой), Девичий-свой-львиный покажи захват!.. (М. Цветаева)

ü составные — из двух или нескольких определений при одном определяемом.

Пример: Желтый ветер манчжурский (И. Бродский)

ü сложные — передающие слитный групповой смысл.

Пример: В блюдечках-очках спасательных кругов (В. Маяковский)

Гипербола — семантическое преобразование, в котором признаковое значение языкового выражения преувеличено до неправдоподобия.

Пример: Страшные ласки твои (А. Блок)

Литота:

1. Прием, основанный на отрицании. В широком смысле литота определяется как отрицание противоположного «отрицание обратного свойства»

Пример: Он глуп — Он не блещет умом.

2. Троп, обратный гиперболе, т. е. прием семантического преобразования, посредством которого малому присваиваются признаки безмерно и неправдоподобно малого.

Пример: Кто заблудился в двух шагах от дома,

Где снег по пояс и всему конец? (А. Ахматова)

Перифраза (парафраза) — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием его существенных признаков или указанием на его характерные черты.

Пример: «Наша голубая планета» — «Земля»;

«Прощай, свободная стихия» — вместо «море» (А. Пушкин)

Парадокс — неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением.

Пример: Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. (Джефферсон)

Символ - многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого.

Пример: «Обрыв» — название романа, символизирующее понятие душевной драмы.

Аллегория (иносказание, недомолвка) — выражение отвлеченного понятия (идеи) в конкретном художественном образе.

Пример: Хоть тяжело подчас в ней бремя,

               Телега на ходу легка;

               Ямщик лихой, седое время

               Везёт, не слезет с облучка. («Телега жизни» А.С. Пушкин)

 

2. ВИДЫ РИТОРИЧЕСКИХ ФИГУР

 

Фигуры речи — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы.

Существуют два основных типа фигур речи: фигуры выделения и фигуры диалогизма. Различие их состоит в следующем: фигуры диалогизма являются имитацией диалогических отношений в монологической речи, а при помощи фигур выделения можно сопоставить или подчеркнуть те или иные стороны мысли.

ФИГУРЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

Фигуры выделения могут строиться путем добавления, значимого пропуска, полного или частичного повтора, видоизменения, перестановки или распределения слов, словосочетаний или частей конструкции.

 

1. Фигуры добавления и повтора

Отображают сложную систему соотношения эмоционального и рационального начала в восприятии объектов в действительности.

Анадиплосис — «удвоение» — слова или группы слов на стыке колонов или стихотворных строк. С помощью этой фигуры речи возникает особая связь между соседними строками, фиксирующая внимание на предмете или объекте, за счёт чего возникает эффект «укрупнения» общей картины изображаемого.

Пример: Повалился он на холодный снег,

               На холодный снег, будто сосенка. (М. Лермонтов)

Палилогия (эпаналепсис) — простое последовательное воспроизведение слова (словосочетания), которое может прерываться другим словом (или группой слов).

Пример: О тебе, о тебе, о тебе

                Я тоскую, моё ликование… (С. Городецкий)

Градация — выстраивание однородных членов предложения по принципу усиления (восходящая градация) или ослабления (нисходящая градация) признака, действия и т.п. Благодаря градации достигается эффект нарастания значимости описываемых явлений.

Пример: Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин)

Анафора — повторение слова или группы слов в начале смежных фраз или стихов.

Пример: И от каждой-то горной улицы,

                И от каждой-то пары глаз… (И. Северянин)

Эпифора — повторение слова или группы слов в конце смежных фраз или стихов.

Пример: А жизни суть,

                Она проста:

                Её уста…

                Его уста… (В. Федоров)

Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, заключающееся в повторе начального и конечного слова или сочетания слов в смежных колонах или стихах. Характерна для фольклорных текстов, в литературных встречается крайне редко.

Пример: Во поле березонька стояла,

               Во поле кудрявая стояла.

Три последние фигуры — анафора, эпифора, симплока — создают эффект особой спаянности текста, концентрируют внимание читателя на описываемом предмете, явлении или действии.

Полиптотон (букв. Многопадежие) — повторение слова в разных падежах, при котором наблюдается несовпадение референтов. Иногда этим термином обозначают любые фигуры, заключающиеся в повторении любого имени в разных падежах. Служит для смещения внимания читателя с одного объекта на другой.

Пример: Но человека человек послал к анчару властным взглядом (А. Пушкин).

Парегменон — сочетание однокоренных или этимологически родственных слов.

Пример: Суд судить; шутки шутить;

                Золотом режет и яркой каймою каймит их. (К. Случевский)

Полисиндетон — многосоюзие — заключается в повторении одних и тех же союзов. Обычно используется для подчеркивания единства и функциональной связанности перечисляемых элементов.

Пример: И время не вернуть и не забыть и долготу длиною беспристрастно не вымерить и горечь не избыть… (В. Строчков)

Синатройсм — перечень предметов, объединение которых на основе общности семантики невозможно. Фиксируемая данной фигурой свобода ассоциативных связей может свидетельствовать как об эмоциональной разбалансированности лирического героя, так и об оригинальности его обобщающего взгляда на явления действительности.

Пример: Делись со мной огнём и кровью, мечтой, и горем, и трудом… (С. Городецкий)

2. Фигуры созвучия

Парномазия — игра близкими по звуковому облику словами, в ходе которой возникают ассоциативные смысловые связи.

Пример: Мы только одиноки одинаково,

                И это всё, что связывает нас (М. Щербаков).

Антанакласа — повторение одного и того же слова в изменённом значении, требующее усиленного внимания собеседника.

Пример: Бьют баклуши. Бьют кого-то.

                Нас пока ещё не бьют. Бьют в господские ворота,

                Только им не отопрут (Т. Кибиров).

Аллитерация — нанизывание согласных, служащих для имитации соответствующих звуков.

Пример: Каблук подбит подковкой звонкой (М. Щербаков).

Ассонанс — нанизывание гласных.

Пример: Ветер — пение / кого и о ч(о)м? (В. Хлебников)

 

3. Фигуры убавления

Служат для создания динамичности повествования, обусловленной интенсивностью переживаний, быстрой сменой настроения или ускоренным ходом событий, при котором говорящий испытывает необходимость следовать за эмоциями в ущерб полноте словесного оформления высказывания.

Апосиопеза — обрыв предложения или стихотворной строки, вызванный интенсивностью чувств, при которой человек не может говорить, или события таковы, что его сознание отказывается их воспринимать.

Информация о работе Украшения в речи: тропы и фигуры, понятие и общая характеристика