Теория фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:44, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении и сравнении основных положений данных ведущих фонологических школ. Цель диктует необходимость реализации следующих задач:
• рассмотреть основные понятия в фонологии;
• определить, каково соотношение между понятиями «фонема» и «звук»;
• выявить функции фонемы;
• отобразить события, предшествовавшие появлению МФШ и СПФШ;
• выделить представителей школ;
• выявить основные подходы к понятию «фонема»;
• определить, какова исходная единица для понимания функции фонемы с точек зрения обеих школ;
• рассмотреть фонемный состав с точек зрения обеих школ;
• составить таблицу, которая показала бы различия в основных положениях школ;
• сделать вывод по проделанной работе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Теория фонемы...………………………………………………………………4
Понятие фонемы…………………………………………………………..4
История фонемы…………………………………………………………..5
Ведущие фонологические школы...…………………………………………..7
Московская фонологическая школа……………………………………..7
Санкт-Петербургская фонологическая школа…………………………..8
Сравнение МФШ и СПФШ………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Теория фонемы в МФШ и ЛФШ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

 

 

МФШ

СПФШ

Соотношение понятий фонема и морфема

Вне морфемы нельзя определить фонему; отсюда несамостоятельность фонологического уровня

Фонологический уровень самостоятелен, а фонемный состав слова ясен и без предварительного морфемного анализа. Фонема может выступать в виде отдельной морфемы и только в этом проявляется их потенциальная связь.

Состав фонемного ряда

Фонему составляют все пересекающиеся и параллельные фонетические чередования звуков (аллофонов) в данной позиции конкретной морфемы.

Фонему составляют только параллельные ряды чередующихся звуков (аллофонов) в данной позиции слова (словоформы).

Состав фонем 

Состав фонем определяется по

сильным позициям. 

Состав фонем определяется в

полном типе произнесения.

Сильные и слабые позиции  фонемы

Существуют сильные  и слабые позиции.

Все позиции для фонемы равны.

Количество гласных  фонем

5 гласных фонем: <а>, <о>, <е>, <у>, <и>

6 гласных фонем: <а>, <о>, <е>, <у>, <и>, <ы>

Количество согласных фонем

34 согласных, не признаются самостоятельными фонемами мягкие [г’], [к’], [х’]

35 согласных, признаются самостоятельными фонемами мягкие <г’>, <к’>, <х’>

Исходная единица

Морфема

Словоформа.


 

 

 

4. Заключение

  • В отечественной лингвистике традиционно сложились две фонологические школы: Московская (МФШ) и Ленинградская (ЛФШ), которые, используя общее определение фонемы, дают ему несколько различную интерпретацию.
  • МФШ акцентирует внимание на тесной взаимосвязи фонемы и морфемы, а по мнению лингвистов СПФШ определяющим является звучание.
  • Учения обеих школы берут начало из теории о фонеме И.А. Бодуэна де Куртенэ и его положения о том, что все чередующиеся звуки в определенной позиции в одной и той же смысловой единице обладают способностью создавать идеальный портрет звука
  • Наиболее явные различия проявились в положениях, касающихся исходной единицы для определения понятия «фонема», состава фонем, количества гласных и согласных фонем, наличия сильных и слабых позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2002. — 528 с.
  2. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. — 2001. — С. 345.
  3. Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? Московская фонологическая теория // Русский язык. — М.: Первое сентября, 2004. —  С. 10 - 11.
  4. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. —  М.: Наука, 1970. — 528 с.
  5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Пер, с нем. A.A. Холодовича; Под ред. С.Д. Кацнельсона. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 352 с.
  6. Шанский Н.М., Иванов В.В.. Современный русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов в 3 ч. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987.  —  192 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.   http://www.dic.academic.ru/

2.   http://www.textologia.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Теория фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах