Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:44, реферат
Цель работы заключается в рассмотрении и сравнении основных положений данных ведущих фонологических школ. Цель диктует необходимость реализации следующих задач:
• рассмотреть основные понятия в фонологии;
• определить, каково соотношение между понятиями «фонема» и «звук»;
• выявить функции фонемы;
• отобразить события, предшествовавшие появлению МФШ и СПФШ;
• выделить представителей школ;
• выявить основные подходы к понятию «фонема»;
• определить, какова исходная единица для понимания функции фонемы с точек зрения обеих школ;
• рассмотреть фонемный состав с точек зрения обеих школ;
• составить таблицу, которая показала бы различия в основных положениях школ;
• сделать вывод по проделанной работе.
Введение………………………………………………………………………..3
Теория фонемы...………………………………………………………………4
Понятие фонемы…………………………………………………………..4
История фонемы…………………………………………………………..5
Ведущие фонологические школы...…………………………………………..7
Московская фонологическая школа……………………………………..7
Санкт-Петербургская фонологическая школа…………………………..8
Сравнение МФШ и СПФШ………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………………...12
Реферат: Теория фонемы
в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах
Содержание
1. Введение
Русские фонологические школы – это уникальное явление в российской науке XX века. С их деятельностью связаны имена таких известнейших лингвистов, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов, М.В. Панов, Л.В. Щерба, Л.В. Бондарко и других. Благодаря этим ученым появились известные во всем мире Московская и Санкт-Петербургская фонологические школы.
Цель работы заключается в рассмотрении и сравнении основных положений данных ведущих фонологических школ. Цель диктует необходимость реализации следующих задач:
Следует указать, что фонология – это один из разделов языкознания, который до сих пор полностью не изучен, что подчеркивает актуальность избранной темы.
2. Теория фонемы
2.1. Понятие фонемы
Основное понятие в
фонологии - фонема. Термин «фонема» ввел
в языкознание великий русско-
Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. «Фонемы реализуются в звуках речи, из которых состоит любой речевой акт. Звуки никогда не являются самими фонемами, поскольку фонема не может содержать ни одной фонологически несущественной черты, что для звука речи фактически неизбежно» [Трубецкой 200, 43]. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.
В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам. Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов.
Когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и
зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, «фонема — это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков» [Шанский, Иванов 1987, 146]. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема — это не произносимый реально звук речи, а абстракция, обобщение звуков речи. Поэтому понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают.
Фонема реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков.
Степень различной функции фонем выражается в понятиях сильная фонема и слабая фонема. Сильные фонемы выступают в том фонетическом положении, в котором они наилучшим образом выполняют свои функции, то есть отождествляют и различают слова и морфемы. Для гласных это положение под ударением. Такое фонетическое положение называется сильной позицией. Слабые фонемы выступают в тех позициях, в которых различается меньшее количество звуковых единиц. Такое фонетическое положение называется слабой позицией.
Таким образом, фонема — это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противопоставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами.
2.2. История фонемы
Впервые разграничил фонему и звук И.А. Бодуэн де Куртенэ. Трубецкой пишет: «… именно Бодуэн «запустил» в лингвистический обиход понятие фонемы, ставшее необходимым … в утверждении языка как структуры и системы, что определило дальнейшее развитие лингвистики как науки» [Реформатский 1970, 9]. В 1881 г. было напечатано его исследование «Некоторые отделы сравнительной грамматики славянских языков» - первый труд по фонологии. И.А. Бодуэн де Куртенэ разработал психологическую теорию фонемы, согласно которой фонема – идеальный образ, на который нацелен говорящий. Говорящий отклоняется от этого идеального звука частично потому, что идентичное повторение звука почти невозможно, частично из-за влияния соседних звуков.
В процессе формирования идеальных портретов звуков активное участие принимают чередования звуков в определенных позициях. Благодаря учению о чередовании звуков Бодуэн де Куртенэ внес серьезный вклад в развитие научного представления о фонеме. Ученый исходил из положения о том, что все чередующиеся звуки в определенной позиции в одной и той же смысловой единице обладают способностью объединяться в нашем сознании в общее целое, т.е. создавать идеальный портрет звука. Однако такой подход не был лишен противоречий, и взгляды ученого на фонему менялись.
Вместе с И.А. Бодуэном де Куртенэ фонологические идеи развивали его друзья и соратники Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий, Василий Васильевич Радлов. Казанская Лингвистическая школа, которую в 70-90 гг. создал И.А. Бодуэн де Куртенэ в Казанском университете, много сделала для становления фонологии.
Сложились разные фонологические школы описания звуковой системы языков, выдвигающие разные принципы фонетического анализа и строящие разные системы фонем для одного и того же языка. Самые известные из них – это Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-Петербургская фонологическая школа (СПФШ). Существует также Пражская фонологическая школа, возникшая в Праге одновременно с МФШ и СПФШ трудами российских лингвистов, эмигрировавших от революции. Именно эта школа стала наиболее известно на Западе, и её виднейший представитель Николай Сергеевич Трубецкой считается основателем и классиком мировой фонологии. Однако ведущими в русской фонологи являются МФШ и СПШФ.
3. Ведущие фонологические школы
3.1. Московская фонологическая школа
Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали также П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. «Воззрения школы изложены, в частности, в книге Р. И. Аванесова и В. Н. Сидорова «Очерк грамматики русского литературного языка (часть I: фонетика и морфология)», увидевшей свет в Москве в 1945 году. Сам же Аванесов со временем разработал собственную фонологическую концепцию, изложенную им в книге «Фонетика современного русского литературного языка», вышедшей в 1956 году. Подобным же образом поступил и М. В. Панов, книга которого «Русская фонетика» была издана в 1967 году» [Кодзасов, Кривнова 2001: 345].
Для представителей МФШ исходным моментом во взглядах на фонему выступает морфема: «статусность морфемы определяет границы и объем понятия фонемы» [Реформатский 1970: 115]. Фонемы рассматриваются только в сильной позиции, а звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по их акустическому сходству, а по функционированию в составе морфемы.
Первоначально каждая фонологическая
школа рассматривала свои построения
как единственно верное учение о
звуковом строе языка. С течением
времени, однако, преимущественно в
недрах Московской школы, возобладала
тенденция всестороннего обсужд
Слабые позиции бывают двух типов: приводимые к сильным в тех же морфемах и не приводимые к ним. Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной: [дΛмá] – [дóм], [зуп] –[зýбы]. Но в языке есть слова, фонемы которых не могут находиться в сильной позиции, и проверить их фонологическое качество нельзя, например: вокзал, стакан, собака и др. Безударный звук [Λ] может представлять и фонему <о> и фонему <а>, но какой следует отдать предпочтение, решить невозможно. Такие фонемы, по терминологии В.Н. Сидорова, называются гиперфонемами. Гиперфонема – это слабая фонема, не приводимая к сильной позиции в данной морфеме.
В МФШ звуки речи объединяются в звуки языка на основе артикуляторно-акустического сходства, а звуки языка объединяются в фонемы на функциональной основе. При установлении функционального тождества звуков и объединении их в одну фонему учитывается прежде всего позиционное поведение этих звуков.
Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами мягкие [г’], [к’], [х’], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки являются лишь вариантами фонем <г, к, х>, т.к. самостоятельно, без помощи других фонем не могут различать звуковые оболочки слов или морфем, и гласный [ы], т.к. призанется вариантом фонемы <и>.
3.2 Санкт-Петербургская фонологическая школа
Основатель этой школы – академик Лев Владимирович Щерба работал в первой половине XX века в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Он и его ученики ориентировались на задачу преподавания иностранных языков, постановке правильного произношения. Большинство учебников иностранных языков в своей фонетической части использует понятия и терминологию, развитую Щербой. Сама фонологическая теория Щербы лучше всего была представлена в его учебнике «Фонетика французского языка». Среди других представителей СПФШ — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.
Звук речи представители СПФШ называют фоном, а звук языка – аллофоном, подчеркивая его обобщенный характер. Аллофоны формируются не на основе артикуляторно-акустического сходства звуков (фонов), а на базе потенциальной связи звуковых вариантов со значимыми единицами. По мнению петербургских фонологов, когда мы говорим о звуках, то имеем в виду не конкретные артикуляции и акустические эффекты, с ними связанные, а те обобщения в нашем языковом сознании, вызванные данными артикуляциями и акустической реальностью.
Представители СПФШ принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе, и наоборот.
Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных. СПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и их форм. Они считают, что звуки [ы] и [и] – отдельные самостоятельные фонемы, т.к. каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем; гласный [ы] способен к различению слов наряду с другими гласными фонемами (вол, вал, вил, выл). СПФШ рассматривает <г’>, <к’>, <х’> как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет.
3.3. Сравнение МФШ и СПФШ
И для Московской и
для Петербургской
Информация о работе Теория фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах