Теория фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:44, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении и сравнении основных положений данных ведущих фонологических школ. Цель диктует необходимость реализации следующих задач:
• рассмотреть основные понятия в фонологии;
• определить, каково соотношение между понятиями «фонема» и «звук»;
• выявить функции фонемы;
• отобразить события, предшествовавшие появлению МФШ и СПФШ;
• выделить представителей школ;
• выявить основные подходы к понятию «фонема»;
• определить, какова исходная единица для понимания функции фонемы с точек зрения обеих школ;
• рассмотреть фонемный состав с точек зрения обеих школ;
• составить таблицу, которая показала бы различия в основных положениях школ;
• сделать вывод по проделанной работе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Теория фонемы...………………………………………………………………4
Понятие фонемы…………………………………………………………..4
История фонемы…………………………………………………………..5
Ведущие фонологические школы...…………………………………………..7
Московская фонологическая школа……………………………………..7
Санкт-Петербургская фонологическая школа…………………………..8
Сравнение МФШ и СПФШ………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Теория фонемы в МФШ и ЛФШ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Реферат: Теория фонемы

в Московской и Санкт-Петербургской  фонологических школах

 

 

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………..3
  2. Теория фонемы...………………………………………………………………4
    1. Понятие фонемы…………………………………………………………..4
    2. История фонемы…………………………………………………………..5
  3. Ведущие фонологические школы...…………………………………………..7
    1. Московская фонологическая школа……………………………………..7
    2. Санкт-Петербургская фонологическая школа…………………………..8
    3. Сравнение МФШ и СПФШ………………………………………………9
  4. Заключение……………………………………………………………………11
  5. Список литературы…………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Русские фонологические школы – это уникальное явление  в российской науке XX века. С их деятельностью связаны имена таких известнейших лингвистов, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов, М.В. Панов, Л.В. Щерба, Л.В. Бондарко и других. Благодаря этим ученым появились известные во всем мире Московская и Санкт-Петербургская фонологические школы.

Цель работы заключается  в рассмотрении и сравнении основных положений данных ведущих фонологических школ. Цель диктует необходимость реализации следующих задач:

    • рассмотреть основные понятия в фонологии;
    • определить, каково соотношение между понятиями «фонема» и «звук»;
    • выявить функции фонемы;
    • отобразить события, предшествовавшие появлению МФШ и СПФШ;
    • выделить представителей школ;
    • выявить основные подходы к понятию «фонема»;
    • определить, какова исходная единица для понимания функции фонемы с точек зрения обеих школ;
    • рассмотреть фонемный состав с точек зрения обеих школ;
    • составить таблицу, которая показала бы различия в основных положениях школ;
    • сделать вывод по проделанной работе.

 

Следует указать, что  фонология – это один из разделов языкознания, который до сих пор  полностью не изучен, что подчеркивает актуальность избранной темы.

 

 

 

2. Теория фонемы

2.1. Понятие  фонемы

Основное понятие в  фонологии - фонема. Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, потомок французских дворян Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка.

Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. «Фонемы реализуются в звуках речи, из которых состоит любой речевой акт. Звуки никогда не являются самими фонемами, поскольку фонема не может содержать ни одной фонологически несущественной черты, что для звука речи фактически неизбежно» [Трубецкой 200, 43]. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам. Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов.

Когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и

зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, «фонема — это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков» [Шанский, Иванов 1987, 146]. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема — это не произносимый реально звук речи, а абстракция, обобщение звуков речи. Поэтому понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают.

Фонема реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков.

Степень различной функции  фонем выражается в понятиях сильная фонема и слабая фонема. Сильные фонемы выступают в том фонетическом положении, в котором они наилучшим образом выполняют свои функции, то есть отождествляют и различают слова и морфемы. Для гласных это положение под ударением. Такое фонетическое положение называется сильной позицией. Слабые фонемы выступают в тех позициях, в которых различается меньшее количество звуковых единиц. Такое фонетическое положение называется слабой позицией.

Таким образом, фонема — это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противопоставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами.

 

2.2. История фонемы

 

Впервые разграничил  фонему и звук  И.А. Бодуэн де Куртенэ. Трубецкой пишет: «… именно Бодуэн «запустил» в лингвистический обиход понятие фонемы, ставшее необходимым … в утверждении языка как структуры и системы, что определило дальнейшее развитие лингвистики как науки» [Реформатский 1970, 9]. В 1881 г. было напечатано его исследование «Некоторые отделы сравнительной грамматики славянских языков» - первый труд по фонологии. И.А. Бодуэн де Куртенэ разработал психологическую теорию фонемы, согласно которой фонема – идеальный образ,  на который нацелен говорящий. Говорящий отклоняется от этого идеального звука частично потому, что идентичное повторение звука почти невозможно, частично из-за влияния соседних звуков.

В процессе формирования идеальных портретов звуков активное участие принимают чередования звуков в определенных позициях. Благодаря учению о чередовании звуков Бодуэн де Куртенэ внес серьезный вклад в развитие научного представления о фонеме. Ученый исходил из положения о том, что все чередующиеся звуки в определенной позиции в одной и той же смысловой единице обладают способностью объединяться в нашем сознании в общее целое, т.е. создавать идеальный портрет звука. Однако  такой подход не был лишен противоречий, и взгляды ученого на фонему менялись.

Вместе с И.А. Бодуэном де Куртенэ фонологические идеи развивали  его друзья и соратники Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий, Василий Васильевич Радлов. Казанская Лингвистическая школа, которую в 70-90 гг. создал  И.А. Бодуэн де Куртенэ в Казанском университете, много сделала для становления фонологии.

Сложились разные фонологические школы описания звуковой системы языков, выдвигающие разные принципы фонетического анализа и строящие разные системы фонем для одного и того же языка. Самые известные из них – это Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-Петербургская фонологическая школа (СПФШ). Существует также Пражская фонологическая школа, возникшая в Праге одновременно с МФШ и СПФШ трудами российских лингвистов, эмигрировавших от революции. Именно эта школа стала наиболее известно на Западе, и её виднейший представитель Николай Сергеевич Трубецкой считается основателем и классиком мировой фонологии. Однако ведущими в русской фонологи являются МФШ и СПШФ.

3. Ведущие фонологические  школы

3.1. Московская фонологическая школа

Возникновение школы  связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали также П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. «Воззрения школы изложены, в частности, в книге Р. И. Аванесова и В. Н. Сидорова «Очерк грамматики русского литературного языка (часть I: фонетика и морфология)», увидевшей свет в Москве в 1945 году. Сам же Аванесов со временем разработал собственную фонологическую концепцию, изложенную им в книге «Фонетика современного русского литературного языка», вышедшей в 1956 году. Подобным же образом поступил и М. В. Панов, книга которого «Русская фонетика» была издана в 1967 году» [Кодзасов, Кривнова 2001: 345].

Для представителей МФШ  исходным моментом во взглядах на фонему выступает морфема: «статусность морфемы определяет границы и объем понятия фонемы» [Реформатский 1970: 115]. Фонемы рассматриваются только в сильной позиции, а звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по их акустическому сходству, а по функционированию в составе морфемы.

Первоначально каждая фонологическая школа рассматривала свои построения как единственно верное учение о  звуковом строе языка. С течением времени, однако, преимущественно в  недрах Московской школы, возобладала  тенденция всестороннего обсуждения проблем и синтеза фонологических теорий. Первую попытку такого синтеза предпринял один из основателей МФШ Рубен Иванович Аванесов. Он выдвинул концепцию «слабых фонем», которые наряду с «сильными» входят в состав языковых знаков. «Сильные и слабые фонемы обладают разной различительной способностью: различительная функция фонем в сильных позициях имеет наибольшую степень, в слабых позициях – меньшую» [Валгина, Розенталь, Фомина 2002, 65].

Слабые позиции бывают двух типов: приводимые к сильным в тех же морфемах и не приводимые к ним. Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной: [дΛмá] – [дóм], [зуп] –[зýбы]. Но в языке есть слова, фонемы которых не могут находиться в сильной позиции, и проверить их фонологическое качество нельзя, например: вокзал, стакан, собака и др. Безударный звук [Λ] может представлять и фонему <о> и фонему <а>, но какой следует отдать предпочтение, решить невозможно. Такие фонемы, по терминологии В.Н. Сидорова, называются гиперфонемами. Гиперфонема – это слабая фонема, не приводимая к сильной позиции в данной морфеме.

В МФШ звуки речи объединяются в звуки языка на основе артикуляторно-акустического сходства, а звуки языка объединяются в фонемы на функциональной основе. При установлении функционального тождества звуков и объединении их в одну фонему учитывается прежде всего позиционное поведение этих звуков.

Московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами мягкие [г’], [к’], [х’], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки являются лишь вариантами фонем <г, к, х>, т.к. самостоятельно, без помощи других фонем не могут различать звуковые оболочки слов или морфем, и гласный [ы], т.к. призанется вариантом фонемы <и>.

 

3.2 Санкт-Петербургская фонологическая школа

Основатель этой школы  – академик Лев Владимирович Щерба  работал в первой половине XX века в Петербурге – Петрограде –  Ленинграде. Он и его ученики ориентировались на задачу преподавания иностранных языков, постановке правильного произношения. Большинство учебников иностранных языков в своей фонетической части использует понятия и терминологию, развитую Щербой. Сама фонологическая теория Щербы лучше всего была представлена в его учебнике «Фонетика французского языка». Среди других представителей СПФШ — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Звук речи представители  СПФШ называют фоном, а звук языка  – аллофоном, подчеркивая его  обобщенный характер. Аллофоны формируются не на основе артикуляторно-акустического сходства звуков (фонов), а на базе потенциальной связи звуковых вариантов со значимыми единицами. По мнению петербургских фонологов, когда мы говорим о звуках, то имеем в виду не конкретные артикуляции и акустические эффекты, с ними связанные, а те обобщения в нашем языковом сознании, вызванные данными артикуляциями и акустической реальностью.

Представители СПФШ принимают  за исходную единицу словоформу. При  этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе, и наоборот.

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных  и 35 согласных. СПФШ рассматривает 6 гласных  фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и их форм. Они считают, что звуки [ы] и [и] – отдельные самостоятельные фонемы, т.к. каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем; гласный [ы] способен к различению слов наряду с другими гласными фонемами  (вол, вал, вил, выл). СПФШ рассматривает <г’>, <к’>, <х’> как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет.

 

3.3. Сравнение МФШ и СПФШ

И для Московской и  для Петербургской фонологических школ фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Т.е. МФШ и СПФШ дают одинаковую трактовку фонемы, но рассматривают это определение с разных сторон. Петербургские фонологи отмечают способность к дифференциации слов и форм, т. е. произнесение, не зависящее от индивидуальных особенностей говорящих. В определении МФШ подчеркивается функция фонемы как минимальной составляющей звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем.

Информация о работе Теория фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах