Структура и функции основной части выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является
Исходя из цели определены следующие задачи:
• Дать характеристику композиции речи;
• Рассмотреть составные элементы композиции;
• Раскрыть недостатки композиции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Композиция речи…………………………………………………………………..4
Составные элементы композиции………………………………………………..7
Недостатки композиции…………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Структура и функции основной части..doc

— 81.00 Кб (Скачать)
  • Материал может быть преподнесен в хронологическом порядке.
  • Хорошо разбить речь на составные, логически последовательные части.
  • Можно использовать изложение типа «причина» и «следствие» (то есть

когда показывается, к каким результатам приведет то, о чем было перед этим упомянуто), или для того, чтобы назвать проблему и затем показать пути ее разрешения.

  • Можно интересно составить речь на основе доводов «за» и «против» по

отношению к  главной теме.

Иногда можно  успешно сочетать два и больше способов.

Таким образом, структура выступление зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных методических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

Индуктивный метод  – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод  – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала  вокруг главной проблемы, поднимаемой  оратором. Выступающий переходит  от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу.

Ступенчатый метод  – последовательное изложение вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический  метод – изложение материала  в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые  произошли в том или ином лице, предмете с течение времени.

Использование различных методов изложения  материала в одном и том  же выступлении позволяет сделать  структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом  не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом  повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.[2;65]

Логические  доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

Располагая  определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

  1. Заключение. Важной композиционной частью любого выступления

является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляя хорошее  впечатление о речи. Напротив, неудачное  заключение губит порой неплохую речь. Многие, вероятно, не раз были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

Поэтому при  подготовке речи большого внимания заслуживает ее заключительная часть.

Заключение  должно собрать все главные мысли из основной части речи и обратить на них внимание таким образом, чтобы это убедило слушателей и побудило бы их реально действовать в соответствии с этим.

В то же самое  время заключение должно быть кратким и метким.

Существует  несколько видов заключения речи:

  • последовательно подытожить главные пункты речи, подводя к

безошибочному выводу, который должен из всего  этого следовать.

  • Можно использовать заключение с практическим использованием,

показав каждому, кто вас слушает, как применима  лично к нему эта информация и как он мог бы соответственно ей поступать.

  • В некоторых речах лучше всего использовать заключение, которое

побуждает к  действию. Например, оно может побудить человека подписать контракт или  приобрести продукцию.

  • Заключение также может быть сделано в виде кульминации

достижения  самой важной мысли, которая должна остаться в памяти слушателя. Чтобы  успешно завершить речь, уместно  связать заключение с чем-нибудь, что было уже упомянуто во вступлении.

  • Можно сослаться на использованный в начале наглядный пример или на

цитату.

  • Часто в заключении подчеркивается крайняя необходимость принять

определенное  решение и следовать ему.

Конец речи должен закруглить ее, т. е. связать ее с  началом.[2;33]

Как уже упоминалось, в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее правильные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Последние  слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.[1;44]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостатки  композиции

Каждому оратору  следует иметь представление  и о возможных недостатках  в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к выступлению. Основной из них – нарушение логической последовательности в изложении материала.[3;25]

Требования, предъявляемые  к речи лектора, кратко можно свести к следующему:

1. Безукоризненное  знание грамматики русского языка.

2. Знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи.

3. Владение орфоэпическими  нормами (четкое произношение  каждого звука, каждого слова,  каждой фразы, правильная постановка  ударения, безукоризненное произношение  звуков и проч.).

4. Умелое использование  языковых изобразительных средств.

Нарушение логики проявляется в том, что требования, о которых говорил лектор, могут быть предъявлены только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может “безукоризненно знать грамматику”, “знать литературу об ораторском искусстве” и т.д.

К недостаткам  композиции относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует  освещать много вопросов в своем  выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им вопросы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3-4 вопросов.

Публичное выступление  не должно содержать фактов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, подчеркивал Л.Ф. Кони, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной. К недостаткам композиции относится шаблонное, трафаретное построение речи.

Работа над  планом, композицией (структурой) речи – творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они хорошо продуманы, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего.[5;88]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, видно, что хорошо составленная речь должна иметь вступление, которое  вызывает внимание. В ней должны быть последовательно изложены тщательно подобранные главные мысли, которые поддерживают тему. И она должна иметь заключение, которое побуждает слушателей реально действовать. Все эти части должны быть подготовлены при составлении плана речи. План речи, составленный со знанием, может сэкономить время и немало поспособствует тому, чтобы речь была веской и надолго оставляла в умах слушающих ее ценную информацию.

Перед выступающим  стоит важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

Заключение  должно собрать все главные мысли  из основной части речи и обратить на них внимание таким образом, чтобы это убедило слушателей и побудило бы их реально действовать в соответствии с этим.

Также оратору следует учесть все недостатки композиции. Основной из них – нарушение логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

В общении оратора  с аудитором играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха произнесения речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона – внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 г.-544с.
  2. Введенская Л. А., Павлова, Л.Г. Риторика и культура речи : Учебное пособие . -6-е изд., доп. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2009 г. - 537 с.
  3. Голуб И. Б. , Неклюдов В. Д. Русская риторика и культура речи : Учебное пособие -  Б.м., 2011 г. -  2011 с.
  4. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М.: «Гардарика», 2009 г. – 259 с.
  5. Михайличенко Н.А. Мастерство устного выступления. – М.: Знание,  2011 г. – 534 с.

 

 

 


Информация о работе Структура и функции основной части выступления