Структура и функции основной части выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является
Исходя из цели определены следующие задачи:
• Дать характеристику композиции речи;
• Рассмотреть составные элементы композиции;
• Раскрыть недостатки композиции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Композиция речи…………………………………………………………………..4
Составные элементы композиции………………………………………………..7
Недостатки композиции…………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Структура и функции основной части..doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Композиция  речи…………………………………………………………………..4

Составные элементы композиции………………………………………………..7

Недостатки  композиции…………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………...16

Список литературы………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «оратор» (от лат – «говорить») применяется  в двух значениях: человек, произносящий речь, выступающий публично; человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Так вот, если слово  «оратор» применять хотя бы только в первом значении, то и в этом случае от оратора можно и нужно  требовать уважения к языку и  людям, для которых оратор выступает. Если же оратор – во втором значении слова, то значит, с культурой речи связаны вся его деятельность, все его поведение во время публичного выступления, все его радости и огорчения, вызванные таким выступлением. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.[2;14]

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой  устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений и хорошо знать предмет речи.

Целью данной работы является

Исходя из цели определены следующие задачи:

  • Дать характеристику композиции речи;
  • Рассмотреть составные элементы композиции;
  • Раскрыть недостатки композиции.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать.

 

Композиция  речи

Слово композиция происходит от латинского compositio, что означает “составление, сочинение”.

В современном  литературном языке оно имеет  несколько значений:

  • строение, соотношение и взаимное расположение частей;
  • произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное),

сложное и неоднородное по своему составу;

  • теория сочинения музыкальных произведений;
  • материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов.

В теории ораторского  искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение  его отдельных частей и отношение  каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Когда говорится  о композиции ораторской речи, то обязательно  учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Организация материала  в речи, расположение всех частей выступления  определяются замыслом оратора, содержанием  выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.[3;7]

Композиция  речи обусловлена психологией восприятия слушателя. Она обеспечивает ясность  и длительность запоминания речи, наводит порядок в мышлении.

Построение  речи характеризуется тремя принципами:

1. Классическая  схема (вступление, основная часть,  заключение) Вступление и заключение  по объему должно быть не  более 1/3 от всего объема выступления.

2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и  конкретную цели (убедить, призвать к действию, информировать, развлечь, воодушевить, получить ответную реакцию, произвести впечатление).

В выступлении  обязательно должна быть главная  мысль (тезис), которому посвящено все  выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать.

3. Последовательность 

Каждая мысль  должна логично вытекать из предыдущей. Нужен "мостик". Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли  осуществляется только после того, как закончена последняя. Желательно не возвращаться к одной и той же мысли и не повторять ее.

Никогда нельзя говорить «по бумажке» - это усыпляет слушателей.

Основой композиции является план. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. По определению толкового словаря русского языка, план – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

Речи, написанные без предварительно составленного  плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко “уходит” от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

На разных этапах подготовки речи составляются различные  по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи.

Сначала  составляется рабочий план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

По структуре  планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части  изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

В сложном плане  выделяют также вступление, главную  часть, заключение. При составлении  плана публичного выступления необходимо соблюдать основное требование, предъявляемое  к нему. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий  по-разному подходит к освещению  темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.[4;27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составные элементы композиции

После написания  плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основная часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого “закона края”. Поэтому начало и конец речи, т.е. вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

  1. Вступление. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось

заинтересовать  аудиторию, во многом зависит успех  выступления. Неудачное начало снижает  интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивает актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Первое предложение заслуживает особенно тщательного продумывания. С помощью этого предложения устанавливался контакт со слушателями. Есть много видов вступлений:

  • Может быть использован наглядный пример;
  • Использовать известную слушателям цитату;
  • Можно обозначить проблему, которая нуждается в разрешении;
  • Сам исторический фон темы может образовать вступление;
  • Можно поставить на обсуждение ряд острых вопросов;
  • Можно перечислить главные пункты, которые собираетесь разобрать;
  • Хорошо концентрируют внимание движения, которые выполняют

одновременно  все;

  • Можно рассказать анекдот по теме;
  • Привлечение внимания музыкой и общими аплодисментами.[5;124]

Важно, чтобы  вступление хорошо подходило к речи. Например, меткий наглядный пример может быть очень эффективен, а особенно тогда, когда выступающий периодически обращается к нему в течение всей своей речи. Удачно подобранный наглядный пример или метафора не только способствует тому, что речь становится более интересной, за ней легче следить, она лучше запоминается.

Опытные ораторы рекомендуют  начинать выступление с интересного  примера, пословицы, поговорки, крылатого  выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Пробуждает интерес к  выступлению, помогает внимательно  слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение  к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

От вступления напрямую зависит степень интереса, который проявят слушатели. Выступающий  должен начинать свою речь решительным  тоном, уверенно, без запинок и  колебаний. Лучше заранее продумать  и записать первые предложения своей  речи, чтобы гарантировать хорошее начало.

  1. Основная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное

заключение  еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал  свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем пропадает. Перед выступающим стоит важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

В главной части  ораторского выступления излагает основной материал, последовательно  разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Если в выступлении  нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить а ходом рассуждения  оратора, запомнить прослушанное. Поэтому  в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

Другое правило  в расположении мыслей состоит в  том, чтобы все они были подчинены  одной главной. Очень важно расположить  материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии.

Продумывая  структуру главной части речи, выступающий должен определить, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей.[1;51]

Задача оратора - умело расположить все эти  компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Существует  много способов изложения основной части речи:

  • Сначала можно показать менее важные моменты, а затем, переходя к

кульминации, в  конце выдвинуть самые веские из них.

Информация о работе Структура и функции основной части выступления