Роль языка в социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:34, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определение таких понятий, как общение, речевой этикет, классификация форм русского национального языка, оценка роли пословиц в жизни общества. Невозможно говорить о социализации, не затрагивая тему патриотизма, неотъемлемое свойство зрелой личности, поэтому мною рассмотрено отношение к патриотизму в рамках языкознания и литературоведения, изучено, как отношение народа к Отечеству влияет на язык.

Оглавление

Введение________________________________________________________ 3
Основная часть___________________________________________________ 3
Язык как социальное явление________________________________ 4
Что такое общение _____________________________________4
Речевой этикет ________________________________________ 6
Формы существования национального языка _______________8

Язык как показатель нравственности и воспитанности____________10
2.1 Жаргонизмы___________________________________________ 10
2.2 Патриотизм ___________________________________________ 14
2.3 Пословицы ____________________________________________ 12
Заключение_____________________________________________________ 16
Список использованной литературы________________________________ 17

Файлы: 1 файл

1.docx

— 58.69 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

на  тему «Роль языка  в социализации личности»

 

 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение________________________________________________________ 3

Основная  часть___________________________________________________ 3

  1. Язык как социальное явление________________________________ 4
    1. Что такое общение _____________________________________4
    2. Речевой этикет ________________________________________ 6
    3. Формы существования национального языка _______________8
 
  1. Язык как показатель нравственности и воспитанности____________10

2.1 Жаргонизмы___________________________________________  10

2.2   Патриотизм ___________________________________________  14

2.3   Пословицы ____________________________________________ 12 

Заключение_____________________________________________________ 16

Список  использованной литературы________________________________ 17 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В наше время остро стоит вопрос воспитания молодежи, говоря языком социологии – социализации. Факторы социализации принято разделять на три основных группы: микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы. Самое крупное воздействие на личность оказывают макрофакторы. К ним относят: культуру, страну, государство и общество. Хотелось бы остановиться на культуре и обществе.

     В независимости от того, в какой  компании мы находимся, будь то друзья, коллеги, родственники, мы общаемся, без общения нет социализации. Мы делимся друг с другом впечатлениями от прочитанного, услышанного, слушаем друг друга и анализируем полученную информацию. Итак, мы говорим, слушаем, порой что-то записываем, но самое главное, мы постоянно думаем. И, на мой взгляд, не всегда важно о чём мы думаем, говорим или пишем, важно то, как мы это делаем, какие слова мы подбираем в уме для выражения собственных мыслей.

     Для того чтобы составить первоначальное мнение о человеке, нам достаточно услышать его речь. Почему? Может быть, потому что язык – показатель нравственности и воспитанности говорящего. То, какие формы национального языка он использует, какими словами он характеризует те или иные явления, соблюдает ли он речевой этикет, говорят нам, интересен этот человек нам или нет, хотелось бы нам продолжить общение с ним, или наше мировоззрение расходится с психической реальностью собеседника.

     Целью данной работы является определение  таких понятий, как общение, речевой  этикет, классификация форм русского национального языка, оценка роли пословиц в жизни общества. Невозможно говорить о социализации, не затрагивая тему патриотизма, неотъемлемое свойство зрелой личности, поэтому мною рассмотрено отношение к патриотизму в рамках языкознания и литературоведения, изучено, как отношение народа к Отечеству влияет на язык.

  1. ЯЗЫК КАК СОЦИАЛЬНОК ЯВЛЕНИЕ

1.1 Что такое  общение  

     Говоря  о культуре речи, прежде всего, следует осмыслить, что такое общение, какова его роль в жизни человека, от чего зависит его эффективность.

     Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью  и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.1

     Несмотря  на то, что субъектами общения могут  быть как животные, так и люди, характерной особенностью общения  между людьми является осознанность общения, его связность, вербальность и невербальность. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

     В структуре общения можно выделить содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

     Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (например, эмоциональном) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

     Цель  общения – отвечает на вопрос “Ради  чего существо вступает в акт общения?”. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

     Речевая деятельность (общение, коммуникативный  акт) имеет социальный характер, поскольку  она — часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых  составляет общение. Это деятельность психологов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.

     «Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта»2- Введенская Л.А..

     Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души»3. 
 

    1.  Речевой этикет

Вежливость  – мудрость, стало быть, невежливость – глупость. 
Пренебрегать вежливостью, создавая себе врагов, - озорство, все равно, что поджог дома. 
А. Шопенгауэр 

     «Под  речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система  национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и  предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания  и прерывания контакта в избранной  тональности»4 -  Н. И. Формановская

     «Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях»5 - Е.Н. Скаженик.

     Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.

     В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система  разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым.

     «Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.»6

     Одна  из важнейших функций этикета  – снятие агрессии. Она реализуется  в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Действенная сила речевого этикета в его особых социальных и лингвистических свойствах. Первое из них - требования общества, неотвратимость исполнения этикетных норм. Иначе говоря, если хочешь быть членом своей среды, общности, в том числе и национальной, нужно исполнять то, что от тебя ожидают (в соответствии, конечно, с социальными ролями, положением в официальной или неофициальной обстановке, личными отношениями и т.д.). Второе свойство: речевой этикет – «речевые прикосновения» или социальные «поглаживания»7. Он для нас комфортен, желанен и приятен, его все хотят "получать", значит, надо его и "отдавать". Третье свойство: произнесение формулы речевого этикета представляет собой речевое действие, здесь "слово есть дело", и, сказав Спасибо!, тем самым совершается дело благодарности, дело это, как мы знаем, достаточно важное. Четвертое свойство: в языковой структуре стереотипов речевого этикета заложены "я" говорящего лица и "ты" адресата.  

     В некоторых случаях открыто (Я приветствую вас!), в других - завуалировано (Привет!). Но как бы то ни было, всегда взаимодействуют "я" и "ты", сошедшиеся "здесь" и "сейчас".

    1. Формы существования национального языка

     Множество исследовательских работ посвящено  изучению русского языка как средства передачи информации, но не будем забывать, что русский язык помимо всего  прочего еще и язык, на котором  думает нация в составе 115889107 человек8.

     Национальный  язык – это социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации, и выступающая в двух формах – письменной и устной.9 Национальный язык формируется на базе языка народности, что обеспечивает его относительную стабильность.

     Русско-польский языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ, исследуя этот вопрос, заключил следующий вывод: «Прежде всего, язык существует только в душах человеческих. Если бы мы все, здесь присутствующие, замолкли, если бы в этом зале водворилась абсолютная тишина, перестал бы существовать человеческий язык вообще, а русский язык в особенности? Ему нечего было бы переставать существовать, ибо его и без того нет как реального целого. Но зато есть индивидуальные языки как беспрерывно существующие целые. И они-то существуют в наших душах независимо от того, говорим ли мы, или нет. <...>...понятие так называемого собирательного, племенного языка (например, языка русского, немецкого, польского, армянского и т. п.) не соответствует никакой объективной реальности. Нет вовсе ни русского, ни немецкого, ни какого бы то ни было национального или племенного языка. Существуют только индивидуальные

языки...»

     Отсюда  следует, что ученый утверждает, что языка нет как реального целого, что, например, русский язык не соответствует никакой объективной реальности. Он — абстракция.

     Национальный язык — явление сложное, поскольку народ, который использует его как средство общения, в социальном отношении неоднороден. Расслоение общества обусловлено различными факторами, а именно: территорией проживания, трудовой деятельностью, родом занятий, интересами.

     Каждое  объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм. Таких форм пять: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Рассмотрим их подробнее.

     «Литературный язык – обработанная форма общенародного языка, обладающая письменно закреплёнными нормами»10

     «Просторечие – одна из форм национального языка составляет устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации — народно-разговорный язык; имеет наддиалектный характер. Просторечие, в отличие от говоров и жаргонов, — общепонятная для носителей национального языка речь»11

Информация о работе Роль языка в социализации личности