Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:03, доклад
Поведение государственного служащего в административной организации прежде всего определяется организационной культурой, которая включает в себя доминирующие нормы и ценности, принятый кодекс поведения, устоявшиеся ритуалы и профессиональный язык. В каждой организации используются определенные стандарты устной, письменной, невербальной коммуникации, различающиеся в зависимости от функциональной направленности. Применяемый профессиональный жаргон, аббревиатуры, жестикуляция и стиль речи определяются отраслевой и территориальной принадлежностью организации, существующими традициями, личностями руководителей и неформальных лидеров.
5
Риторика. Культура речи госслужащего.
Поведение государственного служащего в административной организации прежде всего определяется организационной культурой, которая включает в себя доминирующие нормы и ценности, принятый кодекс поведения, устоявшиеся ритуалы и профессиональный язык.
В каждой организации используются определенные стандарты устной, письменной, невербальной коммуникации, различающиеся в зависимости от функциональной направленности. Применяемый профессиональный жаргон, аббревиатуры, жестикуляция и стиль речи определяются отраслевой и территориальной принадлежностью организации, существующими традициями, личностями руководителей и неформальных лидеров.
Государственный служащий является лицом публичным, что, естественно, определяет необходимость его осознанной лояльности по отношению к власти. Следует воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности. Однако подобная норма вовсе не ограничивает свободу слова. Нужно уметь работать со средствами массовой информации, журналистами, с широкой аудиторией граждан.
Государственная служба относится к области повышенной речевой ответственности. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным сбоям в управлении, стать причиной различного рода ошибок, недоразумений и конфликтов.
По роду своей деятельности государственному служащему приходится не только оперировать законом и руководствоваться должностными инструкциями, но и разъяснять, доказывать, убеждать и переубеждать.
Госслужащий постоянно взаимодействует с гражданами, помогая им в решении социальных, хозяйственных и личных проблем; общается с субъектами, принадлежащими к различным социальным слоям и группам; контактирует с представителями разных общественно-политических сил и формирований; обсуждает вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей, принятием решений, организацией мероприятий. Именно поэтому он обязан обладать высокой коммуникативной культурой.
Коммуникативная культура включает в себя культуру речи; умение организовать речевое взаимодействие в соответствии с поставленной целью, добиваясь точного восприятия передаваемого сообщения; владение различными жанрами устного делового общения; знание основ ораторского мастерства.
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации[1].
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи, прежде всего, предполагает правильность речи, иными словами, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала». Языковая норма — это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все уровни языка.
К основным нормам литературного языка относятся нормы ударения, орфоэпические (произносительные нормы устной речи), лексические, морфологические, синтаксические и другие нормы.
Нормы языка помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия и помогают литературному языку выполнять свои основные функции: быть средством общения, сообщения и воздействия.
Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно/неправильно». Она требует овладения навыками отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи. К ним можно отнести точность речи, которая определяется знанием предмета, логикой мышления и умением выбирать нужные слова.
Понятность речи означает доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это важнейшее коммуникативное качество речи зависит от правильного употребления в ней терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, то есть слов ограниченной сферы употребления. Если у говорящего нет уверенности, что данные речевые средства известны слушателю, то ему следует избегать их или разъяснять их смысл. Естественно, что он сам должен хорошо знать значение употребляемых слов.
Богатство речи - это максимальная насыщенность ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. Бедность речи проявляется в повторении одного и того же слова в рамках небольшого контекста; употреблении рядом или близко однокоренных слов; однотипности синтаксических конструкций.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение речевого этикета, под которым понимается система устойчивых формул общения (выражение приветствия, просьбы, благодарности, вопроса, поздравления; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного формы обращения и другие).
Государственному служащему следует иметь в виду, что в процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только язык, владеть высокой речевой культурой. На эффективность речевой коммуникации оказывают влияние многие внеязыковые факторы. Специалисты к ним относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; внешние обстоятельства (присутствие посторонних); строгое соблюдение говорящими ролевого амплуа (начальник, подчиненный, коллега, официальный представитель, частное лицо); нравственные установки участников коммуникации.
Собеседники должны придерживаться определенных принципов и правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти принципы представляют собой так называемый коммуникативный кодекс. К ним относятся:
1) принцип сотрудничества: Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем это требуется. Не говорите того, что считаете ложным. Не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований.
2) принцип вежливости: Не затрагивайте тем, потенциально опасных для собеседника. Не осуждайте других. Не будьте высокомерными в разговоре с собеседником. Демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру.
Коммуникативная культура предполагает владение различными жанрами устного делового общения, получившими широкое распространение в управленческой деятельности (беседа, переговоры, совещание, телефонный разговор, интервью).
На государственной службе используются практически все виды деловых бесед: кадровые (собеседование при приеме на работу, беседа в связи с переменой должностного положения служащего); дисциплинарные (связаны с нарушением трудовой дисциплины, несвоевременным или небрежным выполнением заданий); организационные (обсуждается технология выполнения того или иного задания, анализируются полученные результаты,); творческие (вырабатывается общая концепция работы организации, обсуждаются принципы выполнения различных программ, проектов, заданий); проблемные (вызваны необходимостью решения различных конфликтных ситуаций, возникающих в организации).
Особую значимость в работе чиновника приобретают беседы с посетителями. В государственные учреждения люди обращаются со своими нуждами, проблемами, жалобами, просьбами.
Государственный служащий несет моральную и социальную ответственность за свои слова, действия и принимаемые решения.
Залогом успешного проведения любого вида деловой беседы является тщательная подготовка к ней. Государственному служащему следует познакомиться с методикой подготовки и проведения деловых переговоров, с обязанностями руководителя совещания и основными правилами поведения его участников; усвоить общепринятые правила ведения телефонного разговора; знать, что необходимо учитывать, выступая в роли интервьюируемого.
Поскольку профессиональная деятельность государственного служащего связана с публичной активностью, он должен знать основы ораторского мастерства, приобретать опыт выступлений в различных аудиториях.
Таким образом, культура речи государственного служащего способствует успешности управленческой деятельности и помогает совершенствовать управленческие процессы.
[1] Культура устной и письменной речи делового человека: Справоч¬ник. Практикум. 7-е изд. - М., 2001.