Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:07, реферат
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам.
Особое внимание Аристотель обращает на различие между энтимемами двух видов: диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий, универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного характера. Для характеристики первых Аристотель использует понятие топа11, или общего места. "В них, - пишет он, - мы говорим общими местами, топами". В энтимемах частного характера посылками служат суждения, относящиеся к отдельным видам явлений и конкретных событий. Хотя знание последних способствует лучшему пониманию конкретных, специальных наук, тем не менее знание топов и основанных на них силлогизмов позволяет, во-первых, выявить связь между общим и частным, во-вторых, умело их использовать в качестве общепризнанных средств убеждения.[5]
Убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей или, как говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т. п. С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей. Поэтому о вещах, вызывающих презрение и негодование, советует великий грек, необходимо "говорить языком гневающимся, о вещах похвальных с восхищением, а о вещах, возбуждающих смирение и сострадание, - языком смиренным". Позитивное эмоциональное состояние также повышает эффективность убеждающего сообщения, поскольку в таком состоянии человек «видит мир в розовом цвете» и заранее готов позитивно отнестись к аргументам субъекта. Поэтому повысить эффективность убеждающего воздействия может информация, вызывающая радость, оптимизм, энтузиазм. Другими словами, истинное положение вещей диктует соответствующий стиль речи.
Аристотель определил три рода
речей: совещательные (
3. Заключение.
Из определения риторики как «искусства убеждать с помощью слова» с полной очевидностью следует, что данное искусство может проявляться не только там, где, согласно закону и обычаю, один человек поставлен в положение оратора, другой - слушателя. Не только там, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома, и на садовых скамейках. Убеждающая речь присутствует в коротких записках, в письмах, и, конечно же, она всегда налицо в газетной и журнальной публицистике. Она широко отражена в художественной литературе, причем не только в авторской речи, но и, что особенно важно, в диалогах персонажей.
Смысл убеждающей речи- аудитория должна изменить (или подтвердить) свои прежние умозаключения о фактах, событиях , намеченные ранее решения, связанные с определенными действиями, причем сделать это именно в результате акта убеждения, в соответствии с доводами оратора и в том направлении, в каком он ориентирует данную аудиторию.
Процесс убеждения составляет ту часть коммуникативной деятельности, которая носит ярко выраженный характер, направленный на то, чтобы повлиять на изменение взглядов, мнений и поведения людей. Но это изменение взглядов и действий людей достигается не принуждением, связанным с насилием, ограничением свободы и жестким управлением действиями и поступками людей, а именно их убеждением. Последнее предполагает такое воздействие, при котором люди имеют возможность поступать по своему усмотрению, обладают свободой воли, могут сознательно и практически оценивать предлагаемые решения и доводы в их защиту. Когда говорят об убеждениях, то под ними подразумевают истинные суждения, взгляды и принципы. Именно такие убеждения формируются у человека в результате его активной познавательной и практической деятельности.
Конечная цель субъекта или аргументатора заключается в том, чтобы добиться согласия или принятия объектом или респондентом (аудиторией слушателей, читателей, зрителей или отдельными лицами) не только выдвигаемых утверждений, но и тех аргументов, или доводов, которые их подкрепляют, подтверждают или так или иначе обосновывают. Убеждение можно считать достигнутым, если аудитория соглашается или принимает аргументы.
Риторика Аристотеля представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с аргументацией. Аристотель заложил фундамент риторической системы, которая получила название классической, и которая на протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца для обучения искусству публичной речи. Аристотелевская риторика ориентировалась, прежде всего, на логические принципы убеждения, что придавало ей прочные, надежные основания и
обеспечивало стройность и последовательность в процессе аргументации.
Аристотель хотел на основании
наблюдения, дать общие формы
ораторского искусства,
У Аристотеля риторика
4. Список литературы.
1) Аристотель. Риторика. Кн. III//Аверинцев С.С. риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996
2)Аристотель и античная литература. М., 1978
3) Савкова З.В. "Искусство оратора ", 2005
4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., "Риторика и культура речи", издание 3-е, 2005
5) Зубра А.С., "Ораторское искусство ", 2008
6) Карстен Бредемайер. Правила Риторики. Как не теряться во время выступления и быть убедительным. — М.: Альпина Бизнес Бук, 2008
7) Аннушкин В.И. ,Риторика, 2006
8) Кузьмина О.В. , Основы риторики, 2005
9) Чубинская-Надеждина С.В., Общая риторика, 2005
10) Шипунов С. Харизматичный оратор, 2007