Риторика как искусство убеждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:07, реферат

Краткое описание

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам.

Файлы: 1 файл

Риторика как искусство убеждения.Пищик.ДНМ-501.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

           Особое внимание Аристотель обращает на различие  между  энтимемами двух   видов: диалектическими  и  риторическими,  в которых посылки имеют общий,   универсальный характер, с одной стороны,  и с другой,  энтимемами частного   характера. Для характеристики первых Аристотель  использует  понятие топа11,  или общего места. "В них, - пишет он, - мы говорим общими местами,   топами".  В энтимемах  частного  характера  посылками  служат  суждения,  относящиеся  к отдельным  видам  явлений  и  конкретных  событий.  Хотя  знание   последних способствует лучшему пониманию конкретных, специальных наук,  тем  не  менее знание топов и основанных на них силлогизмов позволяет,  во-первых,  выявить связь между общим и частным, во-вторых, умело их  использовать  в  качестве общепризнанных средств убеждения.[5]

        Убедительность речей в огромной  степени зависит от  эмоциональной природы людей   или, как говорит Аристотель, от их  страстей.  Под  влиянием страстей  возникает    или  исчезает  доверие  людей,  с  ними  же   связано изменение  их  решений  по    различным  вопросам,  чувство  удовольствия  и неудовольствия,  выражающееся  в    гневе,  сострадании,  страхе  и  т. п.  С эмоциональной стороной речей тесно связан  их  стиль.  Чтобы речь произвела   должное впечатление, стиль должен быть полон чувства,  отражать характер и   соответствовать истинному положению вещей.  Поэтому  о  вещах, вызывающих   презрение и  негодование,  советует  великий  грек,  необходимо "говорить языком   гневающимся,  о  вещах  похвальных  с  восхищением,  а  о вещах, возбуждающих   смирение и сострадание, - языком  смиренным". Позитивное эмоциональное состояние также повышает эффективность убеждающего сообщения, поскольку в таком состоянии человек «видит мир в розовом цвете» и заранее готов позитивно отнестись к аргументам субъекта. Поэтому повысить эффективность убеждающего воздействия может информация, вызывающая радость, оптимизм, энтузиазм. Другими словами, истинное положение   вещей диктует соответствующий стиль речи.

           Аристотель определил три рода  речей: совещательные (склоняющие  или отклоняющие), судебные (обвиняющие  или оправдывающие)  и торжественные (хвалебные или порицающие). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, потому  что как люди, которым приходится совещаться  в частной жизни, так и ораторы,  произносящие речи публично, делают одно из двух или склоняют, или отклоняют. Что  касается  судебных речей,  то  дело их обвинять  или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из  двух или обвиняют, или оправдываются. Что касается времени, которое  имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в  виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно  будущего. Для торжественного оратора  наиболее  важным представляется  настоящее время,  потому что  всякий произносит  похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем,  ораторы часто сверх того пользуются и  другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У  каждого из этих родов речей различная  цель, и так как есть  три  рода речей, то существуют  и  три различные цели: у человека, дающего совет, цель - польза и вред:  один  дает совет,  побуждая к лучшему, другой  отговаривает, отклоняя  от  худшего. Для судей  целью служит справедливое  и несправедливое,  но  и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей,  произносящих  хвалу или хулу, целью служит  прекрасное  и постыдное. 

     3. Заключение. 

       Из определения риторики как «искусства убеждать с помощью слова» с полной очевидностью следует, что данное искусство может проявляться не только там, где, согласно закону и обычаю, один человек поставлен в положение оратора, другой - слушателя. Не только там, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома, и на садовых скамейках. Убеждающая речь присутствует в коротких записках, в письмах, и, конечно же, она всегда налицо в газетной и журнальной публицистике. Она широко отражена в художественной литературе, причем не только в авторской речи, но и, что особенно важно, в диалогах персонажей.

         Смысл убеждающей речи- аудитория  должна изменить (или подтвердить)  свои прежние умозаключения о фактах, событиях , намеченные ранее решения, связанные с определенными действиями, причем сделать это именно в результате акта убеждения, в соответствии с доводами оратора и в том направлении, в каком он ориентирует данную аудиторию.

        Процесс убеждения составляет  ту часть коммуникативной деятельности, которая носит ярко выраженный характер, направленный на то, чтобы повлиять на изменение взглядов, мнений и поведения людей. Но это изменение взглядов и действий людей достигается не принуждением, связанным с насилием, ограничением свободы и жестким управлением действиями и поступками людей, а именно их убеждением. Последнее предполагает такое воздействие, при котором люди имеют возможность поступать по своему усмотрению, обладают свободой воли, могут сознательно и практически оценивать предлагаемые решения и доводы в их защиту. Когда говорят об убеждениях, то под ними подразумевают истинные суждения, взгляды и принципы. Именно такие убеждения формируются у человека в результате его активной познавательной и практической деятельности.

      Конечная цель субъекта или аргументатора заключается в том, чтобы добиться согласия или принятия объектом или респондентом (аудиторией слушателей, читателей, зрителей или отдельными лицами) не только выдвигаемых утверждений, но и тех аргументов, или доводов, которые их подкрепляют, подтверждают или так или иначе обосновывают. Убеждение можно считать достигнутым, если аудитория соглашается или принимает аргументы.

         Риторика Аристотеля   представляет  собой наиболее  глубокое  и систематическое исследование   важнейших     проблем ораторского   искусства,   в   особенности   тех,    которые    связаны    с аргументацией. Аристотель  заложил фундамент   риторической системы, которая получила название классической,  и которая на   протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца   для обучения искусству публичной речи. Аристотелевская риторика ориентировалась, прежде  всего,  на  логические принципы    убеждения,  что придавало ей  прочные,  надежные  основания и

обеспечивало   стройность и последовательность в  процессе аргументации.

       Аристотель хотел на основании  наблюдения, дать общие формы  ораторского искусства, указать,  чем должен руководиться оратор  или вообще всякий, желающий убедить  кого-либо в чём-либо. В его трактатах говорится о принципах на основами которых оратор может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь, о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их, о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи, и о построении речи.

       У Аристотеля риторика ориентирована  на такое убеждение аудитории оратором, которое основывается на принятии доводов оратора, их оценке и критике. А это означает, что убеждение у него не сводится к простой коммуникации кем–то открытых, готовых истин.

4. Список  литературы.

1) Аристотель.  Риторика.  Кн. III//Аверинцев   С.С.   риторика   и   истоки европейской литературной традиции. М., 1996

2)Аристотель  и античная литература. М., 1978

3) Савкова З.В. "Искусство оратора ", 2005

4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., "Риторика и культура речи", издание 3-е, 2005

5) Зубра А.С., "Ораторское искусство ", 2008

6) Карстен Бредемайер. Правила Риторики. Как не теряться во время выступления и быть убедительным. — М.: Альпина Бизнес Бук, 2008

7) Аннушкин В.И. ,Риторика, 2006

8) Кузьмина О.В. , Основы риторики, 2005

9) Чубинская-Надеждина С.В., Общая риторика, 2005

10) Шипунов С. Харизматичный оратор, 2007

Информация о работе Риторика как искусство убеждения