Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:22, реферат
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие
Введение…………………………………………………………………………...3
Риторика Цицерона……………………………………………………………4
«Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор»…………....6
Теория и практика Цицерона………………..……………………………….12
Заключение……………………..……………………………………………….15
Список использованных источников………………………………………………16
Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причем „цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи „с разбором". Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ну к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления „цветов красноречия. Он продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия, путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию.
Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода. [5]
Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами.
Блестящий стилист, умеющий
выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон
явился создателем того изящного литературного
языка, который считался образцом латинской
прозы. В эпоху Просвещения
3.Теория и практика Цицерона
Ораторское искусство было могучим средством во всех сферах человеческого общества в Греции и в Римской республике. Важное значение для выступающих, педусим начинающих, имели упражнения и письменные упражнения: "Письменные упражнения — самый лучший и самый выдающийся создатель, и учитель красноречия". Когда мы пишем, доказывает Цицерон, то наше внимание сплошь мобилизована, перед нами предстает весь предмет; доказательства, касающиеся дела. Также необходимо было делать упражнения для голоса, молодец телодвижений.
Если оратору поручают тяжелые и сложные судебные дела, оратор должен тщательно и глубоко изучать их, если решил ими заняться. Глубокое изучение дела дает возможность оратору определить суть спора, ее причину. Главной целью речи было убедить слушателей. Для этого, говорит Цицерон, должны опираться на три вещи:
Цицерон определяет два источника доказательств:
Первым источником считались документы, могли быть акты, договоры, соглашения, второй источником — было лицо оратора.
Речь, утверждает Цицерон, которой оратор пытается тронуть слушателей, должен волновать его больше, чем кого-либо из присутствующих. Каждый шаг оратора должен быть осторожным, обдуманным, чтобы не вызывать у людей злобы. Оратор должен направлять ненависть и гнев на противника и отвлекать их от себя, так же следует использовать и чувство надежды, радости и досады. [6]
Цицерон утверждал, что полезно возбуждать смех, потому веселье умножает благосклонность слушателей. Чаще оратор использует смех тогда когда подвергается нападению противника.
Оратору для произнесения совещательных речей надо иметь ум, уважение граждан, красноречие. Перед сенатскими заседатели оратор излагает свои соображения кратко, не занимая большого количества времени. Выступления должны были быть исполнены силы, значимости и разнообразии изложения. Когда оратор, говорит Цицерон, что-то советует народу в государственных делах, то сам должен хорошо изучать государственный строй. Чтобы воздействовать на народ, нужно также знать его обычаи, людей. Главной ареной ораторского труда оратора были народное собрание. И здесь, на трибуне, росла, совершенствовалась ораторская мастерство каждого оратора.
В речах перед народом, утверждал Цицерон, нужно избегать слов которые могут оскорбить его, вызвать всеобщее возмущение.
Язык ораторов должна быть ясной. Оратор должен обладать чистым литературным языком, а слова не должны содержать в себе двусмысленности. Речь должна быть уважительной, приятной, элегантной, отражать необходимое количество чувств, страданий.
В речах Цицерон советует избегать простых и «острых слов», а вместо этого употреблять слова изысканные и ясны. Иногда оратор использует беглый обзор, краткое объяснение основных вопросов. Оратор использует гиперболу, колебания, поправку к сказанного, гнев, просьбы и другие стилистические средства. Цицерон останавливается на образе совершенного оратора. Такой оратор обладает всеми тремя стилями — низким, умеренным и высоким.
Основные средствами красноречия Цицерон считал этос и пафос.
Этос использует для изображения характеров, обычаев, образов жизни, пафос — для возбуждения слушателей.
Исполнительское мастерство трогает всех, ибо человеческие чувства возбуждаются одинаковыми факторами.
Исполнительское мастерство Цицерона
Композиции речей Цицерона, его характеристики персонажей, исторических событий является убедительным доказательством его дарование. Гибкость его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора — стройная логическая строение, украшена изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, разнообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь — это художественное произведение.
Исполнительское мастерство Цицерона была безупречной. Каждый жест оратора, его мимика, движения глаз, модуляция голоса возникли под влиянием соответствующего содержания произносимой речи, создавали великолепную гармонию, увлекая слушателей. Во многом успех вынесения определял голос, о котором оратор надо было всегда беспокоиться. Он имел сильный и красивый голос, хорошо поставленный, способный выражать самые разные чувства. Когда Цицерон обращал свои слова. Полные гнева против Катилины, голос был резким, порывистым. Звучал с большой силой, потому что эта речь содержит гневные и бурные интонации[7].
Другим голосом, тоном оратор рассказывает о благотворительном поступок Цецилии, которая гостеприимно приняла в дом Секста Росция в трудную минуту его жизни.
Все это можно передать только с помощью силы и модуляционных гибкости голоса. Природа щедро одарила оратора остротой и необыкновенной способностью вводить в текст речей различные виды смешного. Он довольно широко осветил теорию смешного в трактате "Об ораторе". Все это он умело применил эту острую оружие против противников. Ораторской прозе Цицерона принадлежит стилистическое совершенство и точность высказывания.
Заключение
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов. В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.
Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - „Об ораторе", „Брут, или О знаменитых ораторах", „Оратор" - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.
Цицерон считает, что основа
ораторского искусства, прежде всего
- глубокое знание предмета; если же за
речью не стоит глубокое содержание,
усвоенное и познанное
Список использованных источников: