Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:03, реферат
Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - «Об ораторе», «Брут, или «О знаменитых ораторах», «Оратор» - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.
Крупнейшим
классиком античного
Каковы же взгляды Цицерона на ораторское
искусство? Теория красноречия Цицерона
занимает среднее положение между азианизмом
и умеренным классическим аттицизмом.
Цицерон сетует на то, что настоящих хороших
ораторов мало, потому что красноречие
— нечто такое, что дается труднее, чем
это кажется. Красноречие рождается из
многих знаний и умений.
Цицерон считает, что основа ораторского
искусства прежде всего — глубокое знание
предмета; если же за речью не стоит глубокое
содержание, усвоенное и познанное оратором,
то словесное выражение — пустая и ребяческая
болтовня. Красноречие — это искусство,
но труднейшее из искусств.
Какие же условия для оратора важнейшие?
Во-первых, природное дарование, живость
ума и чувства, развитие и запоминание;
во-вторых, изучение ораторского искусства
(теория); в-третьих, упражнения (практика).
Собственно, в данных утверждениях нет
ничего нового, поскольку об этом писал
еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается
синтезировать предшествующие теории,
осмыслить их и на их основе создать обобщенную
теорию ораторского искусства.
В первой части работы «Об ораторе» Цицерон
старается создать идеал образованного
оратора, оратора-политика, который был
бы одновременно и философом, и историком,
и знал бы право. История, философия и право
были в то время общеобразовательными
предметами. «Если же речь идет о том, что
по-настоящему превосходно, — пишет Цицерон,
— то пальма первенства принадлежит тому,
кто и учен, и красноречив».
Так возникает образ идеального оратора,
образованного и тем самым поднимающегося
над обыденным сознанием, над толпой, способного
вести ее за собой.
И в других трактатах Цицерон постоянно
ставит вопрос о взаимоотношении риторики
и других наук, в частности философии.
Всякий раз он неуклонно приходит к принципу
подчинения всех наук главной ораторской
цели. В его риторических трактатах ясно
прослеживается отношение к философии
и праву как к части ораторского образования
и воспитания. Один вопрос разделял философов
и риторов: является ли риторика наукой?
Философы утверждали, что риторика не
есть наука, риторы утверждали обратное.
Красе, действующее лицо диалога, предлагает
компромиссное решение: риторика не есть
истинная, то есть умозрительная наука,
но она представляет собой практически
полезную систематизацию ораторского
опыта.
Обязанность оратора заключается в следующем:
найти что сказать; найденное расположить
по порядку; придать ему словесную форму;
утвердить все это в памяти; произнести.
Как видим, Цицерон придерживается установившейся
классической схемы, согласно канону которой
дается пятичастное деление риторического
процесса, то есть весь путь «от мысли
к звучащему публичному слову». Кроме
того, в задачу оратора входит расположить
к себе слушателей; изложить сущность
дела; установить спорный вопрос; подкрепить
свое положение; опровергнуть мнение противника;
в заключение придать блеск своим положениям
и окончательно низвергнуть положения
противника.
По мнению Цицерона, самое важное для
оратора — это словесное выражение мысли
и произнесение речи. Первое требование
к речи — чистота и ясность языка (выражение
мысли). Для чистоты речи необходимо безупречно
выбирать слова, правильно пользоваться
морфологическими формами. Ясность речи
связана с правильным, нормативным произношением:
оратору необходимо правильно управлять
органами речи, дыханием и самими звуками
речи.
Цицерон неоднократно подчеркивает, что
речь должна быть как можно более увлекательной,
производить как можно большее впечатление
на слушателей и подкрепляться как можно
большим количеством доводов, ибо доводы
— материал действительно громадный и
важный.
Философ подробно говорит о красоте речи,
считая, что красота речи состоит прежде
всего как бы из некой общей ее свежести
и сочности: ее нежность, ее ученость, ее
благородство, ее пленительность, ее изящество,
ее чувствительность или страстность,
если нужно — все это относится не к отдельным
ее частям, а ко всей ее совокупности. А
вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие
речь, должны не рассыпаться по ней равномерно,
а располагаться с разбором так, как на
каком-нибудь наряде располагаются украшения
и блестки. Общий тон речи следует избирать
такой, какой в наибольшей степени удерживает
внимание слушателей и какой не только
их услаждает, но услаждает без пресыщения.
Цицерон — против слащавости и вялости
ораторской речи, — за то, чтобы она была
и динамична, и красива, и приятна, но ее
приятность должна быть строгой.
Автор в трактате «Об ораторе» основывался
на некоторых теоретических исследованиях
своих предшественников и на практических
школьных учебниках, на греческой и римской
ораторской традиции и лучших образцах
ораторского искусства, на своем практическом
опыте. Цицерона можно считать создателем
своей риторической теории, которую он
наиболее полно изложил в этом трактате.
Трактаты «Брут» и «Оратор», написанные
в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю
нового, аттического течения, защищая
свою точку зрения. Цель этих сочинений
— обосновать законность и превосходство
того ораторского идеала, пути к которому
Цицерон указал в диалоге «Об ораторе».
Обосновывает он это направление и с точки
зрения исторической (в «Бруте»), и с точки
зрения теоретической (в «Ораторе»). В
диалоге «Брут, или «О знаменитых ораторах»
Цицерон перечисляет почти всех знаменитых
ораторов — свыше двухсот — в хронологическом
порядке с краткими характеристиками
каждого. Для Цицерона римское красноречие
— предмет национальной гордости, и он
счастлив стать первым его историком.
Этот труд — сочинение критическое и полемическое,
имеющее своей целью не только характеристику
ораторов, но главным образом защиту и
развитие тех идей, которые высказаны
в предыдущем трактате.
В своей истории красноречия он рисует
продуманную картину исторического прогресса
и постепенного восхождения красноречия
от ничтожества к совершенству. Красноречие
для Цицерона — по-прежнему не самоцель,
а лишь форма политической деятельности,
и судьба красноречия неразрывно связана
с судьбой государства. Развитие римского
красноречия, считает Цицерон, определяется
прежде всего внутренними причинами —
широтой и глубиной усвоения греческой
культуры и развитием культуры римской.
На примерах критического разбора речей
греческих и римских ораторов он еще раз
утверждает идеи, которые высказаны им
в трактате «Об ораторе».
«Оратор» — завершающее произведение
риторической трилогии Цицерона. Вначале
он рисует образ совершенного оратора,
однако делает оговорку: «Создавая образ
совершенного оратора, я обрисую его таким,
каким, быть может, никто и не был». Цицерон
продемонстрировал глубокое проникновение
в сущность ораторского искусства, создав
ораторскую теорию на основе своего богатого
опыта. Блестящий теоретик, он обобщил
и критически переосмыслил взгляды на
ораторское искусство теоретиков и практиков
красноречия, путем тщательного анализа
сопоставил различные точки зрения, создал
свою теорию. Заключение. В данной работе были рассмотрены
основные идеи риторики Аристотеля и Цицерона,
их наиболее известные работы и высказывания.
С другой стороны знаменитый римский оратор
и теоретик риторики Марк Туллий Цицерон,
писатель, государственный деятель, адвокат
конца республиканской эпохи, сочетавший
высокую эллинистическую литературную
и философскую образованность с римским
практицизмом и юридизмом обобщил и критически
переосмыслил взгляды на ораторское искусство
теоретиков и практиков красноречия, путем
тщательного анализа сопоставил различные
точки зрения, создал свою теорию. Цицерон
видит красоту речи в ее свежести, сочности,
нежности, учености, благородстве, пленительности,
изяществе, страстности, причем «цветы
слов и мыслей» должны распределяться
в речи «с разбором». Словесные нагромождения,
речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками,
не доставляет длительного удовольствия,
пресыщает слушателей, раздражает их.
По этим взглядам Цицерона нельзя было
причислить ну к аттицистам, ни к азианцам.
Он создал свой собственный стиль и требовал
разумного употребления «цветов красноречия».
Виднейшие ораторы и теоретики красноречия
Древней Греции и Древнего Рима смогли
проникнуть в тайны слова, расширить границы
его познания, выдвинуть теоретические
и практические принципы ораторской речи
как искусства, основываясь на собственном
богатом опыте и на анализе многочисленных
блестящих речей известных ораторов. В
их работах настолько интересный и глубокий
анализ искусства убеждения, что много
столетий спустя, в наши дни, специалисты
по пропаганде находят там идеи,считавшиеся
достижением только нового времени.