Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:40, реферат
Речевая культура человека - показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передач по телевидению, радио, для дикторов, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Случайный пропуск слова, или речевая недостаточность, - результат небрежности. Подобные ошибки часто возникают в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью выражения мысли. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой, стороне речи: в предложении нарушаются грамматические и логические связи слов, затемняется смысл.
Пропуск сова может совершенно исказить мысль и привести к абсурдности высказывания. Чего стоят, например, некоторые объявления! У кассы цирка: "Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках"; на двери ренгенкабинета: "Делаем только срочные переломы"; в учреждении: "Страховая компания приглашает вас в любой четверг для получения травмы". Не сразу и догадаешься, что маленьких детей в цирке родители должны держать на руках, что рентгенологи могут сделать лишь срочные снимки переломов, а страховая компания готова выплатить деньги по условиям страхования от травм в любой четверг.
Пропуск слова может стать причиной алогизма - сопоставления несопоставимых понятий. Например: "Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой" (можно сравнивать показатели с показателями, а таблицы с таблицами); "Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов" (можно сравнивать {язык персонажей только с языком героев других писателей); "Характеру Аркадия Кирсанова, как и его отцу, свойствен лиризм" (не лучще ли написать: Аркадий Кирсанов, как и его отец, склонен к лиризму).
В результате пропуска слова нередко происходит и п о д м е н а п о н я т и я. Например: "На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска". Но ведь экспонировался, конечно, не сам собиратель марок, а его альбом. Подобные нелепые и смешные речевые ошибки попадают в журнал "Крокодил" в рубрику "Нарочно не придумаешь": "Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив"; "Татьяна заняла первое место среди девушек второго разряда".
Подмена понятий встречается и в нашей речи: " В кабинете литературы висят... великие писатели" (а не их портреты); "Павел Власов купил гармошку с тал ходить... с накрахмаленной грудью" (пропущено в рубахе).
Речевую недостаточность как распространенную ошибку cледует отличать от эллипсиса - стилистической фигуры, основанной нa сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола - сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку - та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные! слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишает его легкости, выразительности.
Основные достоинства стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи:
- правильность: соблюдение норм литературного языка;
- чистота: отсутствие
в речи чуждых литературному
языку слов и словесных
- богатство и разнообразие: применение в речи многих и различных знаков языка;
- точность: если между
значением слова и его
- логичность: если связи значений, свойственных словам, словосочетаниям и предложениям, вошедшим в структуру речи, не противоречат законам логики, законам мышления;
- выразительность, образность, яркость: речь говорящего должна воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей;
- ясность, понятность, доступность: доступна такая речь, языковая структура которой облегчает опознавание получателем выраженной ею информации.
Основные причины речевых ошибок:
- Непонимание значения слова
- Лексическая сочетаемость
- Употребление синонимов
- Употребление омонимов
- Употребление многозначных слов
- Многословие
- Лексическая неполнота высказывания
- Новые слова
- Устаревшие слова
- Слова иноязычного происхождения
- Диалектизмы
- Разговорные и просторечные слова
- Профессиональные жаргонизмы
- Фразеологизмы
- Клише и штампы
1. Непонимание значения слова.
1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.
1.3. Выбор слов-понятий
с различным основанием
Пример: Предлагаем полное
излечение алкоголиков и
Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик- тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм - болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.
1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример: Человек ведет
праздничную жизнь. У меня
Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный- не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.
2. Лексическая сочетаемость.
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример: Хороший руководитель
должен во всем показывать
образец своим подчиненным.
Пример: Их сильная,
закаленная в жизненных
Отличать от речевой
ошибки следует умышленное
В сложных случаях,
когда трудно определить, можно
ли употребить вместе те или
иные слова, необходимо
2. Употребление синонимов.
Синонимы обогащают
язык, делают образной нашу речь.
У синонимов может быть разная
функционально-стилистическая
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
При использовании
синонимов часто не
Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке.
Пример: Вчера мне было
печально. Синоним грустно сюда
вполне подходит: Вчера мне было
грустно. Но в двусоставных
предложениях эти синонимы
3. Употребление омонимов.
Благодаря контексту
омонимы, как правило,
Пример: Экипаж находится
в отличном состоянии. Экипаж
- это повозка или команда? Само
слово экипаж употреблено
Очень часто к
4 Употребление многозначных слов.
Включая в свою речь
многозначные слова, мы должны
быть очень внимательны,
Пример: Он уже распелся.
Непонятно: или он начал петь,
увлекся; или, пропев
5.Многословие.
Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример: Руководители
предприятий настроены на
4. Расщепление сказуемого.
Это замена глагольного
Пример: Ученики приняли
решение произвести уборку
5. Слова-паразиты. Такие
слова засоряют речь, особенно
устную. Это разнообразные частицы,
которыми говорящий заполняет
вынужденные паузы, не
Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.
6. Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу
противоположна многословию.
Пример: Достоинство Куприна
в том, что ничего лишнего.
У Куприна, может, и нет
При выборе слова
необходимо учитывать не
Информация о работе Речевая культура человека, ошибки в устной речи