Проблемы экологии современного русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучение и обобщение проблемы экологии современного языка . Для этого будут решены следующие задачи:
Рассмотреть понятия "экология слова", "экология речевой культуры".
Изучить состояние речевой культуры общества на современном этапе.
Охарактеризовать необходимость защиты русского языка.
Выявить пути повышения речевой культуры.

Файлы: 1 файл

реферат по русскому готовый.doc

— 52.43 Кб (Скачать)

 

 

2.3 Необходимость  защиты русского языка

Поскольку изменения в  речи могут вести к отрицательным  изменениям в языке, стоит задуматься над тем, как защищать язык от нежелательных  изменений. Развитием языка невозможно управлять административными методами. С помощью приказов не сделаешь слово  более выразительным, невозможно приписать слову другое значение, невозможно заставить людей говорить грамотно, если они этого не умеют.

В защите языка главная  роль принадлежит гражданскому обществу и личности. О защите русского языка  должны заботиться политические партии, общественные и научные организации, журналистские союзы, другие объединения  граждан. Сегодня еще не так много  общественных организаций, которые  бы уделяли внимание вопросам культуры речи. Полезную роль играют такие организации, как Общество любителей российской словесности, Российская гильдия лингвистов-экспертов, Фонд защиты гласности. Большую пользу приносит научно-популярный журнал "Русская  речь", пропагандирующий научные  знания о русском языке, постоянно  публикующий статьи по культуре речи, а также научно-практический журнал "Мир русского слова".

Очень важно, чтобы проблемы культуры речи обсуждались с участием специалистов по русскому языку. Субъективный или идеологический подход к вопросам культуры речи может привести к неверному  толкованию языковых явлений, ошибочной  оценке состояния речи. В конечном счете, судьба русского языка зависит  от каждого человека. Государство  не может проверить каждое сказанное  слово и поставить на нем печать "грамотно". Человек сам должен заботиться о том, чтобы передать следующим поколениям русский язык в неискаженном виде. С другой стороны, общество должно всячески помогать каждому гражданину совершенствовать знание русского языка. В этом деле может оказаться полезной и государственная поддержка русского языка. В качестве мер такой поддержки можно рекомендовать следующее:

- обеспечение научных,  массовых и школьных библиотек  новыми словарями русского языка  и современными учебниками;

- финансирование научных  и научно-популярных журналов  по русскому языку;

- организацию научно-популярных  передач по русскому языку  на радио и телевидении;

- повышение квалификации  работников телевидения и радио  в области культуры речи;

- официальное издание  новой редакции свода правил  орфографии и пунктуации.

2.4 Пути повышения речевой культуры

Для этого необходимо:

- разъяснить лицам, чьи  выступления попадают в центр  общественного внимания, необходимость  бережного отношения к родному  языку;

- разъяснить руководителям  СМИ необходимость качественной  редакторской работы над стилем  публикуемых текстов;

- организовать консультативную  службу русского языка;

- пропагандировать классическую  литературу;

- обеспечить библиотеки  новыми словарями и учебниками  по русскому языку и культуре  речи;

- подготовить и издать  новую редакцию официального  свода правил орфографии и  пунктуации;

- пропагандировать бережное  отношение к русскому языку.

Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного  языка принадлежит самому человеку. Для того, чтобы состояние языка  не вызывало тревоги, каждый человек  должен постоянно думать над тем, что он говорит, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное  слово, вдумываться в смысл своих  слов, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка. Для этого можно использовать следующие методы:

- чтение классической  художественной литературы (это  самый главный и эффективный  метод);

- внимательное изучение  нужных разделов в грамматических  справочниках;

- использование словарей;

- обращение за консультацией  к филологам;

- использование ресурсов  интернета.

Таким образом, язык - это  наше величайшее национальное и духовное достояние, это часть нашей культуры. Неблагополучное состояние языковой среды, загрязнение языка и культуры вызывает духовную деградацию личности и всего народа может убить народ как культурно-исторический и социальный феномен.

Лингвистическая экология предполагает не только выявление слабых мест и  сторон в общественно-речевой практике и формулирование соответствующих  рекомендаций в адрес субъектов  языковой политики, но и выявление, фиксацию и пропаганду удачных результатов  языкового творчества писателей, журналистов, политических деятелей и т.д. В этом смысле вполне лингвоэкологическими являются такие специализированные издания, как например: словари синонимов, словари паронимов, словари эпитетов, словари сравнений, словари метафор, словари крылатых слов и выражений, словари и энциклопедии афоризмов, словари языка поэзии и т.д. В такого рода словарях, справочниках, энциклопедиях содержится огромное языковое богатство, которое можно и должно использовать не только профессиональным коммуникаторам (учителям, журналистам, политическим деятелям всех уровней), но и всем культурным людям вообще.

Необходимость экологии русского языка, его сохранения и развития, очищение и восстановление после  многих десятилетий всеобщего похамления требует следующих строгих мер:

- Пропаганда русского  языка за пределами России;

- Восстановление влияния  русской филологии на среду  языкового общения иностранных  поклонников русской словесности;

- Совершенствование языкового  воспитания в непрерывном образовательном  процессе;

- Постановка в центр  языкового обучения полноценной  современной филологической школы.

Нужно упорядочить нормы  русского языка, издавать новые толково- энциклопедические, стилистические словари, годные для всеобщего употребления, в которые должны войти термины общеобразовательные и новейшая общенаучная и общетехническая лексика.

Для развития русского языка  необходимо так же использовать и  разработать русскую литературу XX в., осознать, что такое язык новейшей литературы с точки зрения эстетики слова, поняв, почему язык современных, реалистических, модернистских и  постмодернистских произведений нередко  грязен и примитивен. Только после  этого будут цениться эстетически  совершенные литературные произведения, дающие образцы стиля и влияющие на языковое развитие общества.

Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Необходимо воспитывать  в каждом человеке любовь и уважение к родному языку, к культуре и  к истории своего народа, ее прошлому и настоящему.

Для выхода из языкового  кризиса нужно совершенствовать педагогические приёмы и методики преподавания русского языка, обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации преподавателей с учётом конкретных условий организаций образовательного процесса по гибким, интерактивных  моделях обучения.

Особо важным представляется создание с помощью современных  средств электроники единой системы  разноаспектных сайтов, содержащих банки  данных по филологии: о русском языке  и его функционировании, о языковых процессах, происходящих в России и  за рубежом, а также база данных по русской литературе.

Забота о чистоте русского языка - важнейшая проблема, решить которую можно, объединив усилия и педагогов, и тех, чьей профессией стало слово, и средств массовой информации. Приобщение школьников и  студентов к национальному языковому  сознанию, а через него - к культуре, выражающей себя в слове есть сложнейшая профилактическая мера, направленная на сохранение культуры русской речи и оздоровления языка.

Заключение

Интерес к проблемам речевой  культуры в настоящее время велик, общество наконец то осознало, в каком плачевном состоянии находится речевая культура. Даже появилось такое понятие - "экология речевой среды", т.е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.

Слишком много можно назвать  факторов "загрязнения" речи современного человека, это:

- и засорение языка  иностранными словами. Заимствования  - один из самых динамичных  процессов современного русского  языка. Причина заимствования  заключается в том, что в  последние годы чрезвычайно расширились  политические, общественные, деловые,  культурные связи нашей страны  с другими странами;

- и обилие слов-паразитов,  слова эти довольно стереотипны  (так сказать, значит, ну, вот, как  бы);

- и засорение речи жаргонизмами. Речь современных людей - это  речь жаргонизированная. Жаргон перестал быть речевой характеристикой молодежи (студентов, школьников). Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, политиков, бизнесменов, разного рода "звезд". Жаргонизированный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных;

- и просторечные слова  и выражения;

- и нарушения литературных  норм произношения, словоупотребления,  построения фраз;

- и употребление ненормативной  лексики стало почти нормальным  явлением, нецензурные слова проникли  даже в СМИ;

- катастрофическое сужение  объема словарного запаса "среднего  человека";

- и обеднение выразительных  средств языка.

Все это свидетельствует  о проблеме речевой культуры, о создавшейся неблагополучной ситуацией в речевом пространстве, с низким уровнем речевой культуры.

Экология языка зависит  от людей, которые учат его, используют и передают другим людям. Заботу об этом возьмет на себя специальная  отрасль - "экология речи", которая, с одной стороны, будет исследовать, как происходит засорение языка  и что можно и нужно сделать  для преодоления и предотвращения этого явления, с другой стороны, станет формировать такие моральные  требования к речи.

Современный подход к данной проблеме:

- устанавливает внутренние  связи между повышением речевой  культуры общества с развитием  национальной культуры;

- научно анализирует процессы, происходящие в современной речевой  практике;

- способствует совершенствованию  современного русского литературного  языка с учётом многообразных  общественных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Иванова Е.В. Прагматический  аспект коммуникативной лингвистики  и стилистики: сборник научных  трудов / Е.В.Иванова; Отв. ред. Н.Б.Попова. -- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2007. - С. 41-47

2. Колганова Л.В. Культура  русской речи и экология слова  (Проблемы лингвистической профилактики) / Л.В.Колганова // Сборник материалов конференции "Русский язык и его роль в развитии культуры, науки, образования". - Тверь, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2berega.spb.ru/user/lkolganovado/file/115506

3. Кравченко А.В. Бытие  человека и экология языка  / А.В.Кравченко // Лингвистические парадигмы и лингводидактика. Материалы 10-й международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2005. - С.59-63

4. Леонтьев А.А. Язык  и речевая деятельность в общей  и педагогической психологии / А.А.Леонтьев. - М.: МПСИ , 2003. - 214 с.

5. Линчевский Э. Компетентно о компетентности, или "Речевая безответственность" - от бытового до профессионального уровня / Э.Линчевский // Персонал-Микс. - 2006. - №5-6. - С.91-94; №7-8. - С.89-92.

6. Мурашов А. А. Культура  речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов. - М.: МПСИ, 2004. - 226 с.

7. Скворцов Л.И. Экология  слова, или Поговорим о культуре  русской речи / Л.И.Скворцов. - М.: Просвещение, 2009. - 208 с.

8. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы / Г.Н.Скляревская // Исследования по славянским языкам. - Сеул, 2001. - № 6. - С.177-202.

 


Информация о работе Проблемы экологии современного русского языка