Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:47, контрольная работа
Изменчивость термина “риторика” и оценка этой науки в целом обосновывается и сменой стиля общественно–идеологической жизни. Такая точка зрения характерна для Ю.В.Рождественского, В.И.Аннушкина, И.В.Пешкова и др. Обращаясь к истории русской риторики, В.И.Аннушкин выделяет в ней шесть периодов, фиксирующих определённый общественно-идеологический стиль жизни от допетровской Руси до советского периода. При этом каждая новая риторическая теория формирует новый стиль мысли и рассуждения, что в свою очередь отражается на стиле общественных действий.
1. Современная риторика. 3
2. Обыденная риторика как частная риторическая дисциплина. 5
3. Список литературы…………………………………………………….14
Филиал НОУ ВПО
«Московский психолого-
институт»
в г. Красноярске
Контрольная работа
по
дисциплине риторика.
Особенности
современной и
обыденной риторики
Красноярск 2011 г.
1. Современная риторика. 3
2. Обыденная риторика как частная риторическая дисциплина. 5
3.
Список литературы…………………………………
Каждый
этап развития риторики как науки
характеризуется некоторым
Изменчивость
термина “риторика” и оценка этой
науки в целом обосновывается
и сменой стиля общественно–
Исходя из положения, что “история риторики есть история стилей жизни”, нельзя не согласиться с правомерностью постановки стилевой задачи новой риторики: понимание и пользование всеми видами слова, а не только публичной устной речью.
При
попытках объяснения неоднозначности
дефиниции риторики указывается
на изначальную природную
Дефиниция современной риторики объединяет в себе понятия науки и искусства: «Риторика–это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи».
С учетом двойственности и изменчивости термина, факт возврата к риторике приводит к выводу об особом объекте и предмете этой науки. В ведении современной риторики оказывается любая речь: «объектом современной риторики является не устная речь только, а все виды речи, каждый вид в отдельности и все они вместе».
Сопоставление риторики с речеведческими дисциплинами и науками, изучающими общение, конкретизирует объект и предмет современной риторики, а также позволяет включить риторику в систему наук, составляющих теорию общения. О.Б.Сиротинина разводит объект изучения риторики – теорию целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи–и предмет обучения риторике – мастерство речи, основываясь на том, что для риторики как науки главным является выяснение, что в общении является наиболее эффективным, как лучше добиться эффективности речи.
Таким образом, современная риторика, сохраняя основные черты классической риторики, входит в систему наук об общении и имеет особый объект изучения: эффективное в процессе общения.
Для русской риторической традиции характерно деление риторики на общую и частную. Такое деление, намеченное уже первыми русскими риториками в правилах обращения с речью, в период первой половины 19 века последовательно прослеживается в структуре риторики как учебной дисциплины.
Сохранившееся
деление риторики на общую и частную
позволяют проследить результат
использования теоретических
Общая риторика интегрирует элементы логики, психологии, прагматики, этики, эстетики в своих категориях и основных разделах. Традиционные для общей риторики учение об образе ритора, категориях этоса, пафоса и логоса, обобщенных законах изобретения мыслей (топики), их расположении в зависимости от типа речи и словесного выражения (тропы и фигуры) содержатся и в современных учебных риториках. Так, система понятий и категорий общей риторики, представленная в «Основах русской риторики» А.А.Волкова, связана с актуальной проблемой обучения публичной аргументации и опирается на нормы аргументации, сложившиеся в рамках русской культуры.
Существующие проблемы действенности речи и культуры общения доказывают необходимость восстановления имеющихся традиций частных риторик. Начало этого процесса уже отмечено появлением риторических рекомендаций для парламентской речи, делового и педагогического общения.
Определение частной риторики, данное А.К. Михальской, традиционно ограничивает её профессиональными рамками: «Частные риторики, в отличие от общей, изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна.».
Однако специфика различных сфер общения и необходимость эффективной речи дают возможность говорить о необходимости признания не только профессиональных риторик, но и риторик определенных сфер общения, таких как риторика научной речи, риторика обыденного общения, деловая риторика.
Актуальность разработки такого рода частных риторик, в том числе и риторики повседневной речи, одним из первых подчёркивал Ю.В.Рождественский. Анализ литературы по риторической проблематике показывает все большее укрепление понятия частной риторики обыденного общения, при этом учеными используются различные обозначения этого понятия: «риторика бытового общения», «риторика разговорной речи», «риторика повседневного обыденного общения», «частная риторика обыденной речи», «обыденная риторика».
В качестве основного обозначения частной риторики исследуемой сферы общения мы используем термин «обыденная риторика» в силу его краткости, а так же по аналогии с общепризнанными обозначениями (ср.: деловая риторика, педагогическая риторика). При этом необходимо подчеркнуть отличие в использовании нами термина «обыденная риторика» от предложенного Т.В.Шмелёвой именования обыденной риторикой речевого аспекта повседневной речи. Повседневная речь рассматривается Т.В.Шмелёвой в качестве особого объекта лингвистического исследования и описания и риторика повседневной речи–обыденная риторика–отграничивается от риторики художественной, поэтической речи. При таком глобальном противопоставлении в понятие повседневной речи входят «тексты научной и деловой прозы, переписки, устного бытового и профессионального общения». Но при этом автор справедливо указывает на необходимость выделения риторик внутри обыденной: бытовой, массовой коммуникации, деловой и т.д.
Таким образом, используемое нами понятие обыденной риторики как обозначения риторики отдельной сферы речевой коммуникации сближается с выделенным Т.В.Шмелёвой понятием бытовой риторики.
Хотя
риторическая наука не занималась вплотную
изучением бытовой
Обыденная риторика, находящаяся ещё в стадии становления, должна опираться на известные традиции отечественной риторики, использовать результаты в области исследований разговорной речи, а также данные психо- и социолингвистики, теории речевого этикета и смежных речеведческих дисциплин.
Особое место в обыденной риторике занимает вопрос о жанрах речи вообще и жанрах, связанных с ситуациями побуждения, в частности.
Вопрос о речевых жанрах (далее–РЖ) можно считать одним из актуальных в современной лингвистике; в научной литературе уже признаётся факт постепенного оформления жанроведения (теории речевых жанров). Увеличивающийся интерес к феномену РЖ исследователи объясняют не только функциональным характером современной научной парадигмы в языкознании, становлением антропологической лингвистики, но и возрождением отечественной риторики.
Одной из главных причин обращения к изучению РЖ считается поиск базовой единицы речи, необходимость выявления реальной единицы речевого общения. Понятие РЖ становится востребованным в исследованиях разговорной речи, в частности, одной из задач дальнейшего её изучения называется выявление и детальное описание жанров речи.
Отмечается
и необходимость
В связи с этим риторический подход к изучению жанров обыденного общения можно считать оправданным, поскольку для риторики как науки главным является выяснение закономерностей эффективного речевого общения.
О
единой теории РЖ говорить пока не приходится,
однако имеющиеся теоретические
исследования в области РЖ представляют
собой ту базу, с опорой на которую
можно описывать и
Обращаясь к вопросу о происхождении понятия РЖ, Т.В.Шмелёва указывает на частое использование этого понятия русскими филологами в тридцатые годы 20 века в качестве обозначения реальностей языкового общения (В.В.Виноградов, Ю.Тынянов, В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, Л.П.Якубинский). Но несмотря на оперирование этим понятием, термин «речевой жанр» специально не разъяснялся.
При
обзоре современных работ
Итак,
вопрос о жанрах речи впервые оказался
особо рассмотренным в работах
М.М.Бахтина «Марксизм и
Детальный анализ бахтинской концепции РЖ приводит некоторых исследователей к уточнению дефиниции РЖ, а отсюда и к поискам новых приемлемых оснований для типологии жанров речи.
Как известно, М.М.Бахтин называет РЖ «определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний». Обращаясь к проблеме уточнения понятия РЖ, М.Ю.Федосюк считает возможным говорить о жанрах диалогических текстов. Основой своего утверждения учёный называет содержательный конститутивный признак бахтинского высказывания–завершённость. Завершённость, по мнению М.Ю.Федосюка, присуща не высказыванию, а тексту–речевой единице, не тождественной высказыванию. В связи с этим происходит уточнение понятия РЖ– это устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов.
В определении РЖ, данном в работах К.Ф.Седова, подчеркивается ситуативная природа жанра. РЖ определяется К.Ф.Седовым как «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей». Мы принимаем такую дефиницию РЖ, соглашаясь с мнением ученого, что «именно в таком виде она лучше всего работает применительно к жанрам бытового общения».
Информация о работе Особенности современной и обыденной риторики